Господдержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие методы государственной поддержки малого бизнеса.
Задачами работы являются:
1) необходимо провести оценку и исследование развития малого предпринимательства в России;
2) оценить состояние государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
3) изучить формы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
4) выявить пути совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы финансирования малого бизнеса
1.1 Сущность государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный характер
1.2 Малый бизнес в реформируемой экономике: роль и значение
1.3 Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса
1.4 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса
1.5 Правовые основы государственного финансирования малого бизнеса
2. Анализ государственного финансирования малого бизнеса в России
2.1 Анализ состояния государственного финансирования малого бизнеса в РФ на 2003-2005 гг
2.2 Появление новых форм финансирования малого бизнеса в России
2.3 Экономический прогноз финансирования малого бизнеса в России на 2008-2010 гг
3. Пути совершенствования государственного финансирования малого бизнеса
3.1 Основные направления и формы совершенствования государственного финансирования малого бизнеса
3.2 Необходимость создания механизма предоставления государственных кредитных гарантий малому бизнесу
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

господдержка малого бизнеса.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

  1. Теоретические основы финансирования малого бизнеса
    1. Сущность государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный характер
    2. Малый бизнес в реформируемой экономике: роль и значение
    3. Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса
    4. Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса
    5. Правовые основы государственного финансирования малого бизнеса
  2. Анализ государственного финансирования малого бизнеса в России
    1. Анализ состояния государственного финансирования малого бизнеса в РФ на 2003-2005 гг
    2. Появление новых форм финансирования малого бизнеса в России
    3. Экономический прогноз финансирования малого бизнеса в России на 2008-2010 гг
  3. Пути совершенствования государственного финансирования малого бизнеса
    1. Основные направления и формы совершенствования государственного финансирования малого бизнеса
    2. Необходимость создания механизма предоставления государственных кредитных гарантий малому бизнесу

Заключение

Библиографический список

 

 

Введение

 

В процессе перехода к  рыночной экономике российское общество переживает системные преобразования. Экономические реформы, осуществляемые в России с начала 90-х гг., связаны с радикальной реструктуризацией народного хозяйства, институциональными изменениями и сдвигами в корпоративной структуре экономики. Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующихся на реальной реформе отношений собственности, представляет собой одно из стратегических направлений рыночного реформирования экономики.

Реализация этой линии, дополненной эффективной антимонопольной политикой, в состоянии сформировать рыночный хозяйственный механизм, в основе которого лежат конкурентные начала. Экономическое и административное противостояние монополиям; стимулирование диверсификации производителей; если необходимо и возможно, разукрупнение больших предприятий и создание на их базе новых; поддержка малого бизнеса - таковы важнейшие элементы структурной и институциональной политики в переходный период.

Становление, развитие и  поддержку малого бизнеса, который  может и должен стать важным фактором подъема российской экономики, следует отнести к числу основных экономических проблем.

Ориентация на малый  бизнес в настоящее время является важнейшим элементом государственной  экономической стратегии.

Малый бизнес не является однородным объектом. Подобное его свойство определяется такими объективными характеристиками, как размеры предприятия и стадия его жизненного цикла.

Важным фактором дифференциации в  российских условиях стала история  создания бизнеса, степень его зависимости от государственного сектора. Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она осуществляется в различных формах: стимулированием производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставлением налоговых льгот, дотацией льготного банковского кредитования, созданием информационно-консультативных и научно-технических центров, развитием системы страхования, организацией материально-технического снабжения.

Задачи государственной  финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей:

  • предоставляет предпринимателям финансовую помощь; на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
  • выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам предпринимателей;
  • осуществляет долевое участие в создании и деятельности; хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
  • проводит мероприятия, направленные на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов, в том числе конкурсы, аукционы, выставки, лотереи.

В настоящее время в большинстве  регионов России созданы фонды поддержки МП. Учредителями региональных фондов являются государственные, кооперативные и иные предприятия и объединения, всевозможные организации, физические лица.

За время осуществления реформ в нашей стране в прессе как  общей, так и специальной постоянно  публикуются материалы, посвященные теме развития малого бизнеса, издаются монографии.

Таким образом, тема курсовой работы является в настоящее время весьма актуальной. Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие методы государственной поддержки малого бизнеса.

Задачами работы являются:

  1. необходимо провести оценку и исследование развития малого предпринимательства в России;
  2. оценить состояние государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
  3. изучить формы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
  4. выявить пути совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

Объектом исследования является российский малый бизнес.

Предмет исследования – экономические  и социальные отношения в обществе.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические  и экономические исследования, монографии, статистические данные.

 

  1. Теоретические основы финансирования малого бизнеса

 

1.1 Сущность  государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный характер

 

В России необходимость государственной  поддержки малого предпринимательства (далее — МП) понимается далеко не всеми. В целом ряде теоретических  концепций поддержка МП (впрочем, как и других секторов экономики) рассматривается как вредное явление, нарушающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования.

Государственное финансирование – это метод безвозвратного предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством государственного финансирования происходит целенаправленное перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования/20/.

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве, научно-технической сфере— 60, в оптовой торговле — 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица/1/.

Как показывает опыт стран  с развитой рыночной экономикой, а также некоторых восточноевропейских стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач:

  • демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды;
  • насыщение рынка товарами и услугами;
  • занятость и самозанятость;
  • экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе);
  • формирование среднего класса;
  • укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины.

Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке  государственного подхода в отношении  поддержки развития малого бизнеса  в России. Задача развития данного  сектора должна оставаться одним  из приоритетов экономической политики государства. Однако ее решение невозможно в отрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий федерального центра и региональных властей.

Достаточно отметить, что в настоящее время отраслевая структура распределения МП характеризуется тем, что менее 30% предприятий специализируются на выпуске промышленной продукции и выполнении строительных работ. Такой важнейший сектор экономики как наука и научное обслуживание составляет всего лишь 3,5%, остальные же функционируют в сфере торговли, общественного питания, посреднических, рекламных, аудиторских и других услуг.

Вопрос соотношения  рассматриваемых методов финансовой поддержки МБ является дискуссионным. Ряд ученых и представителей предпринимательских кругов постоянно требуют прямого государственного финансирования, мотивируя эти требования тем, что на стадии становления малого бизнеса у подавляющего большинства потенциальных участников отсутствует стартовый капитал, необходимый для учреждения малого предприятия. Правда, требования прямого государственного участия чаще всего сопровождаются протестом против любых мер административного вмешательства в дела фирмы.

Другая либеральная, точка  зрения заключается в том, что  государство (в лице территориальных, региональных или муниципальных органов власти) должно ограничить свою роль только созданием благоприятных условий для развития МБ, «не мешать», а способствовать свободной конкуренции и, конечно же, одновременно защищать собственность и жизнь предпринимателя.

По нашему мнению, единообразного ответа на вопрос о преобладании тех или иных косвенных и прямых методов финансовой поддержки не существует. Прямые методы могут облегчить процесс становления предприятия, но, в конечном счете, ограничивают его самостоятельность и гасят мотивы к активной инновационной, сопровождающейся риском, деятельности. Полный отказ от использования прямой государственной поддержки оставляет субъектов МБ один на один с конкурентной средой, часто беспомощным и в ситуациях, связанных с «провалами рынка». Приставляется, что оптимальное сочетание применения прямых и косвенных финансовых методов поддержки МБ должно определяться с учетом конкретных условий места и времени.

Согласно результатам  опроса, чаще пытаются получить бюджетное  финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. По мере его улучшения доля фирм, претендующих на помощь государства, падает. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение оценивалась как хорошее или удовлетворительное — шестая часть малых предприятий. Данная статистика свидетельствует о том, что последней надеждой экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства. Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятия-«аутсайдеры» действительно обладают перспективными бизнес–проектами или бизнес-идеями. Поддерживая их «на плаву», государство в большей мере способствует сохранению сложившегося уровня самозанятости населения, чем созданию заделов для расширения сферы предпринимательства/13/.

Само понятие «помощь» подразумевает поддержку активных действий предпринимателя. Очевидно, что  в определенных условиях никакая  помощь сама по себе не в силах обеспечить выживаемости бизнеса. Рынок должен определить неэффективные предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой помощь малому предприятию целесообразна и возможна, а за которой вредна. Опыт зарубежных стран показывает, что создание «тепличных» условий для малого бизнеса может дать противоположные результаты. В нашей стране имеется аналогичный опыт, когда поддержка крупных и небольших неэффективных предприятий не дала ожидаемых результатов.

В настоящее время  можно говорить о наличии отдельных  элементов системы государственной поддержки МП в России. К формам государственной поддержки МП относятся:

- организационно-инфраструктурная;

- налогово-управленческая;

- имущественная;

- финансово-кредитная.

Информация о работе Господдержка малого бизнеса