Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование существующего антимонопольного законодательства в странах с развитой рыночной экономикой, а также путей сдерживания монополистической власти. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
овладеть понятиями антимонопольная политика и антимонопольное законодательство;
перечислит их основные направления;
охарактеризовать государственный контроль над монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой;
проанализировать использование антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 4
1. Понятие антимонопольной политики, её основные принципы
1.1Антимонопольная политика, её принципы 5
1.2 Антимонопольное законодательство 6
2. Государственный контроль над монополистической деятель-
ностью в странах с развитой рыночной экономикой 9
3. Государственная антимонопольная политика в Республике
Беларусь 14
Заключение 21
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

Введение 31.docx

— 62.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение           4

1. Понятие антимонопольной политики, её основные принципы

1.1Антимонопольная политика, её принципы     5

1.2 Антимонопольное законодательство     6

2. Государственный контроль  над монополистической деятель-

ностью в странах с развитой рыночной экономикой    9

3. Государственная антимонопольная  политика в Республике

 Беларусь           14

Заключение          21

Список использованных источников      23

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время вопрос антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень важен для решения основных экономических проблем, которые возникают в процессе развития любого государства.

Еще в прошлом веке во многих странах монополизм рассматривался как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, которые направлены на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.

Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации, а также создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации,  помогают созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее. Таким образом, государство стремится обеспечить равные условия и добросовестную конкуренцию.

Целью данной работы является исследование существующего антимонопольного законодательства в странах с развитой рыночной экономикой, а также путей сдерживания монополистической власти. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. овладеть понятиями антимонопольная политика и антимонопольное законодательство;
  2. перечислит их основные направления;
  3. охарактеризовать государственный контроль над монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой;
  4. проанализировать использование антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.

Данная курсовая работа имеет следующую структуру: введение, основная часть и заключение.

Без применения твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономического развития и переход к рыночной экономике. Любой успех экономических преобразований зависит от системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. Именно поэтому, данная тема курсовой работы является очень актуальной и ей необходимо уделять должное внимание.

 

 

 

 

  1. Понятие антимонопольной политики, её основные принципы

 

1.1Антимонопольная  политика, её принципы

 

Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Именно рынок является единственной реальной силой, которая препятствует монополизации экономики. Там, где существовал эффективный рыночный механизм, распространение монополий не зашло слишком далеко.

В большинстве стран с развитыми рыночными системами баланс рынка и монополий оказался неустойчивым, в результате чего появилась необходимость проведения антимонопольной политики, которая была направлена на защиту конкуренции.

Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а лишь пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений.

Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и установлению монополии. Эффективность данной политики зависит от трех важнейших элементов:

  • характера самих законов;
  • трактовки законов судами;
  • последовательности, с которой судебные решения воплощаются в жизнь.

Ее основными моментами является:

  • контроль над ценами;
  • контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
  • защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса;
  • охрана и поощрение конкуренции.

Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Например, эластичность спроса в этой ситуации становится единственным фактором, ограничивающим монопольное поведение, но не всегда достаточным. Именно с этой целью и проводится антимонопольная политика.

Можно выделить два основных направления антимонопольной политики. К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которых заключается в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Это могут быть меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, поддержка малого бизнеса, улучшение инвестиционного климата. Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия на монополию. Сюда относятся финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства. Оно играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его направления:

  • государственное регулирование естественной монополии;
  • защита компаний от «чрезмерной конкуренции»;
  • меры, направленные на предотвращение и запрещение монополии (т.е. антимонопольное законодательство).

Таким образом, антимонопольное регулирование – это политика, направленная на ограничение рыночной власти или предотвращения ее приобретения экономическими субъектами.

Любое государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса и капитала в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство также контролирует процесс слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникающих на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Его целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

 

1.2 Антимонопольное законодательство

 

Антимонопольное законодательство представляет собой совокупность законов и правовых норм, устанавливающих права, обязанности и ответственность экономических субъектов, возникающие в связи с их деятельностью по поводу ослабления конкуренции и злоупотребления рыночной властью. С одной стороны оно направлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано поощрять процесс образования крупных корпораций, если это обусловлено развитием научно-технического прогресса и условиями конкуренции на мировых рынках. В свою очередь антимонопольное законодательство запрещает:

  • фиксацию цен;
  • слияние фирм;
  • систему взаимопереплетающихся директоратов;
  • разделение рынков сбыта;
  • соглашения по ограничению выпуска продукции;
  • ценовой демпинг (в случае, когда цена ниже издержек производства).

Существуют такие понятия, как ограничение и пресечение монополистической деятельности. Первое из них, т.е. ограничение, представляет собой процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. В свою очередь, пресечение монополистической деятельности – правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел, и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой существуют не только законодательство о конкуренции, но и системы органов государства, задачами которых являются отслеживание и пресечение монополистической деятельности, защита конкуренции, применение мер принуждения и ответственности за антиконкурентное поведение, сформировалось также и самостоятельное антимонопольное право.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее. [2, c. 324-325]

Таким образом, именно законодательство, регулирующее экономическую конкуренцию, является одной из ключевых составляющих государственного регулирования экономики

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственный  контроль над монополистической  деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой

 

В странах с развитыми рыночными системами ответственность за судьбу рынка и создание условий для его эффективного функционирования взяло на себя государство, встав на защиту рыночной конкуренции, найдя действенные средства антимонопольной профилактики.

Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. [4, c.49-53]

 В развитых странах антимонопольное регулирование стало регулярной функцией государства с конца 19 века и базируется на сложившейся системе рыночных отношений, антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на нормах, закреплённых крупными международными соглашениями. В ряде стран приняты также законы против недобросовестной конкуренции (включая мошенничество) в производстве и торговле. На общегосударственном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики. В США это – Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства юстиции. В Германии действует Федеральное ведомство государственного надзора за деятельностью картелей и монопольная комиссия, в Англии - Комиссия по вопросам слияний и монополизации и Судебная палата по вопросам свободной торговли, во Франции и Испании – Совет по делам конкуренции, в Японии – Комитет по справедливым сделкам.

Исторически сложилось две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает отношение к монополии. Первая - объявляет все монополии противоправными. Вторая - запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью. Правительства учитывают плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но не сдерживая эффективное крупномасштабное производство. [10, c. 56-57]

Информация о работе Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь