Государственная поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:12, доклад

Краткое описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес – основа рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование государственной поддержки
малого бизнеса……………………………………………………………………5
1.1. Малый бизнес: понятие, особенности и проблемы развития…………….5
1.2. Формы и методы государственной поддержки малого бизнеса................7
Глава 2. Анализ форм государственной поддержки предприятий
малого бизнеса в РФ……………………...............……………………………..12
2.1.Государственные программы развития малого бизнеса в РФ…................12
2.2. Налогообложение как форма государственной поддержки
малого бизнеса…...................................................................................................15
2.3. Льготное кредитование малого бизнеса…………….…………………..…19
Заключение………………………………………….…………………………....23
Библиографический список…………………………………………………..…25

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

 Специальные налоговые режимы позволяют в значительной мере снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это положительно сказывается на развитии производства, оживлении инновационной деятельности.

2.3. Льготное кредитование малого бизнеса

Основные особенности  кредитования малого бизнеса в условиях кризиса – это размер получаемых кредитов, их обеспечение и уплачиваемая процентная ставка. Многие банки считают, что кредиты малому бизнесу –  дело рискованное и не спешат выдавать средства предпринимателям. Сами же представители малого и среднего бизнеса среди причин, затрудняющих получение кредитов, выделяют следующие: проблемы залога и гарантий, и высокие процентные ставки  (9,с.22).

Одна из слабых сторон существующих кредитных программ для малого бизнеса – нежелание банков давать кредиты на открытие бизнеса. Чаще всего займ можно получить только тогда, когда предприятие уже функционирует (от трёх месяцев – для торгового предприятия, от шести – для предприятий, оказывающих услуги или производящих продукцию). Помимо этого, одним из условий получения кредита часто является наличие залога, в качестве которого выступает движимое и недвижимое имущество клиента. Это могут быть: сертификаты, автотранспортное средство, оборудование, товары и т.п. Также рассматривается платежеспособность заёмщика. 
               На сегодняшний день недвижимость, автомобили и иные активы упали в цене, доходы большинства предприятий тоже снизились, поэтому многие бизнесмены могут рассчитывать только на небольшие суммы кредитов. Кроме того, многие банки в условиях кризиса выдают кредиты малому бизнесу под 20-30 % годовых.

В связи с тем, что  Правительство РФ считает поддержку  малого и среднего бизнеса приоритетным направлением, включая кредитование малого бизнеса в условиях кризиса, в  2009 году государство направило 30 млрд. рублей на реализацию специальной программы Внешэкономбанка. Суть программы в следующем: банки, желающие выдавать кредиты малому бизнесу, должны подать заявку во Внешэкономбанк, который будет рефинансировать эти кредиты согласно утверждённым лимитам. Выдача кредитов другим банкам Внешэкономбанком будет осуществляться под 10,5-10,7%. По словам министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной, маржа банков не должна превышать 2-3%, тогда субъекты малого и среднего предпринимательства смогут получать кредиты под 13-14% годовых. Программа Внешэкономбанка предусматривает и финансирование небанковской инфраструктуры, поддерживающей малый бизнес, и включающей кредитные кооперативы и финансовые организации. Сюда же относятся факторинговые и лизинговые компании, работающие с малым бизнесом (6, с. 6).

Российскому банку развития государством было выделено 25 миллиардов рублей для реализации программы  льготного кредитования малого бизнеса. В рамках первого этапа, банк отобрал заявок на 13 миллиардов рублей, из них квота Омской области составила 108 млн. рублей.   На первом этапе реализации программы определены четыре банка – партнера, которые будут выдавать льготные кредиты в нашем регионе: ОАО «Омск-Банк», ООО «Коммерческий банк «Легион», омский филиал ОАО «АК БАРС БАНК», и омский операционный офис филиала КБ «ЛОКО-Банк». Предприниматели смогут получить на развитие своего бизнеса кредиты под 15% годовых.  Кредитование под приемлемые проценты – это форма поддержки, в которой в наибольшей степени нуждается малый бизнес (7,с.7). 
               Региональная власть Омской области уделяет особое внимание развитию малого бизнеса. По оценке Института исследования проблем предпринимательства, Омская область находится на 5 месте в рейтинге регионов России по уровню развития малого бизнеса. В 2010 году объем финансовых вложений в малый бизнес, в том числе в рамках совместного кредитования, должен составить 1 млрд. 200 млн. рублей, инвестиции в основной капитал должны вырасти на 14 %, объем отгруженных товаров собственного производства — на 6%. Доли занятых в малом предпринимательстве должна составить не менее 22 % от общего числа занятых — такие задачи поставил Губернатор Омской области Леонид Полежаев, выступая с Бюджетным посланием. Для поддержки малого предпринимательства предполагается задействовать как собственные средства Омской области, так и привлечь в регион ресурсы федеральных программ, в частности, программы льготного кредитования. Предполагается, что субъекты малого и среднего предпринимательства (к ним относятся предприятия с годовым оборотом до 400 млн. рублей и количеством занятых работников до 100 человек) смогут получить кредит сроком до трех лет под 14-15 % годовых. Сейчас коммерческие банки выдают кредиты в среднем под 18-20% годовых (7,с.9).

Льготное кредитование под низкие проценты – это  наиболее востребованная форма поддержки  малого бизнеса.  Сейчас предприниматели  остро нуждаются в оборотных  средствах, а условия кредитования, предлагаемые коммерческими банками, для них бывают неподъемны,  государство от этого ничего не теряет, ведь оно предоставляет региональным банкам — участникам программы средства под 10,5% (почти по ставке рефинансирования Центробанка РФ). При этом, стимулирование малого бизнеса дает быстрый рост этого сектора экономики, а значит рост поступлений в бюджет от единого налога на вмененный доход, единого социального налога.

Таким образом, как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов Федерации, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства,  формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

 

 

Заключение

Подводя итог, хотелось бы обратить особое внимание на следующие моменты представленной курсовой работы. Субъектами малого предпринимательства являются юридические лица, как коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах.

К основным характеристикам, позволяющим малому бизнесу динамично развиваться относятся: быстрое реагирование на рыночную конъюнктуру; решение социальных вопросов, возможность быстро создавать новые рабочие места; противодействие монополизму в экономике; активизация структурной перестройки экономики.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Экономический риск в сфере малого бизнеса, как правило, выше, и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Вот почему повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии – мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку государства (7, с.55).

В России и в нашем  регионе поддержка частной инициативы становится одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. Однако следует отметить попытку государства изменить существующую ситуацию к лучшему, путем введения новой программы по государственной поддержке малого бизнеса. 

  Развитие предпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей. Пока он идет путем проб и ошибок. Иногда пытается перенять зарубежный опыт. Такие попытки бывают успешными только в случае учета специфики нашей страны. Самый эффективный способ решения любой проблемы – ее четкое определение на основе системы ценностей и недвусмысленной концепции. Это задача теоретического исследования российской экономики (4, с. 216).

 

 

Библиографический список

4. Беспалов М. В.  Особенности функционирования и  развития российских предпринимательских структур в современных социально-экономических условиях// «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», № 2 (59), 2010, с. 35-45. 
5. Беспалов М. В. Основные направления государственной политики по поддержке субъектов предпринимательской деятельности в условиях нестабильной экономической среды.// «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», № 4 (61), 2010. – с. 17-24.

6. Бертенев С. А.  История экономических учений: учебник  / С. А. Бертенев. – 2-е изд., перераб.  и доп. – М.: Магистр, 2009. – 478 с. 
7. Видяпин В. И., Журавлева Г, П. Экономическая теория: учебник / В. И. Видяпин, Г. П. Журавлева. – 4-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2008. – 640 с. 
8. Гусева Т., Клеванова Н. Государственная поддержка реальность и перспективы развития малого и среднего предпринимательства//Право и экономика. 2010. № 1 с.4-9. 
9. Кошелева Т.Н. Методические подходы к анализу развития малого предпринимательства // Экономика и управление. 2009. № 8 с. 54-56. 
10. Крюков С. П. Поддержка малого бизнеса увеличивается // Деньги и кредит. 2009 № 6 с. 6-7.

11. Лапуста М. Г. Малое  предпринимательство/ М. Г. Лапуста. - М.: Инфра-М, 2010. – 685 с. 
12. Лапуста М. Г. Предпринимательство/ М. Г. Лапуста. - М.: Инфра –М, 2009. – 608 с. 
14. Мусатова М.М. Институциональные управления // ЭКО. 2009. № 2 с. 23-15. Пелих А. С. Сущность предпринимательства и предпринимательская деятельность // Основы предпринимательства, 2004. - 230 с.

16. Регионы России. Социально-экономические  показатели. 2009:  
Р32  990 с.- М., 2009. -Стат. сб. / Росстат.  
17. Смит А. «Исследование о природе и причинах богатства народов»: - М.: Соцэкгиз, 1962. – 654 с. 
18. Сидорчук Р. Р. Некоторые проблемы малого бизнеса // ЭКО. 2009. № 1. с. 174-187. 
19. Терешин Г. В. Оценка эффективной деятельности муниципалитетов по развитию малого предпринимательства // Экономика и управление. 2009. № 9 с. 91-94. 
20. Филобокова Л. Ю. Методология системного подхода к управлению финансами в малом предпринимательстве/ Филобокова Л. Ю.// Финансовый менеджмент. 2009 № 6, с. 17-24. 
21. Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. / М. Н. Чепурин. – М.: Коллектив авторов, 2007, 848 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса