Государственная политика на конкурентных рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:25, реферат

Краткое описание

Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:
Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
Борьба с инфляцией;
Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Содержание

Введение

Контроль государства над ценами
Налоги
Дотации
Ограничения входа в отрасль

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

гос политика.docx

— 190.25 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА»

 

Факультет экономический

Кафедра экономики и логистики

 

РЕФЕРАТ

Государственная политика на конкурентных рынках

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 101 группы

Сидорова Ксения

Проверила: доцент

 Алферина Ольга Николаевна

 

Саранск

2013

Содержание

 

Введение

 

  1. Контроль государства над ценами
  2. Налоги
  3. Дотации
  4. Ограничения входа в отрасль

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственное регулирование  — комплекс мер, действий, применяемых  государством для коррекций и  установления основных экономических процессов [5].

Государственное регулирование  рынка представляет собой активное вмешательство государственных  органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих  социальных проблем. Необходимость  данного момента возникает при  несовершенстве отдельных рынков, которое  проявляется в нестабильности, частичном  учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще  одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность  в решении макроэкономических задач. К ним относятся:

  1. Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  2. Борьба с инфляцией;
  3. Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Государственное регулирование  рынка ставит перед собой следующие  цели: стабилизация рыночных отношений, установление их равновесия или сдвиг, направленный на их равновесие или отклонение.

Методы государственного регулирования, с помощью которых  достигаются вышеуказанные цели:

  1. Путем контроля над объемами производства и уровнем цен – в этом случае государством устанавливаются конкретные цены или вводятся рыночные квоты;
  2. Путем применения государственных финансовых инструментов – выражается в введении налогов и дотаций на определенные сферы деятельности;
  3. Путем установления фиксированных цен.
  4. Путем ограничения входа в отрасль [1].

Целями данного изучения являются:

1) Изучить понятие государственного регулирования.

2) Рассмотреть различные механизмы государственной политики на конкурентных рынках.

3) Сделать соответствующие выводы.

В своей работе я использовала  различные методы исследования, такие  как анализ, синтез, описание,  сравнение, классификация, формализация, идеализация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Контроль государства над ценами

Контроль над ценами осуществляет государство на законодательной основе. Но он имеет вид вмешательства, нарушающего механизм рыночного ценообразования по законам спроса и предложения. Вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Любой контроль над ценами не только нарушает, но и разрушает рыночную систему. Примером этого является командно-административная модель экономики с централизованным плановым способом принудительного установления цены. Следствием такой модели ценообразования стало разрушение рынков и тотальные дефициты абсолютно всех видов товаров.

Государственное вмешательство  в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному  установлению цены на уровне ниже рыночного  равновесия спроса и предложения. Мотивацией такого вмешательства выступают, как  правило, социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсам или потребительским  благам; неравенство в доходах и т. д. Однако никогда еще не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при длительном их применении, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе.

Государство может установить фиксированную цену на уровне как  превышающем цену равновесия (Р' > PE), так и ниже ее (Р"< PE). В первом случае это приведет к избытку продукции (Q'S-Q'D), во втором случае - к дефициту (Q''D - Q''S). В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет реализовано Q'D единиц продукции, во втором - Q''S.

 

Рис. 7. Фиксированные цены.

Фиксированные цены, превышающие  цены равновесия, устанавливаются в  некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может  ограничиться только установлением  фиксированной цены. Ведь возникает  избыток продукции, с которым  нужно что-то делать. Правительству  не остается ничего другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти  цели из госбюджета, соответствует  площади прямоугольника Q'DABQ'S

Но на этом проблемы не заканчиваются. Правительство не может "выбросить" закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно  приведет к понижению цен. Не решает проблему и экспорт продукции  в другие страны, поскольку это  может привести к сокращению частного экспорта сельхозпродукции из данной страны и опять же к понижению  внутренних цен. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы  их дальнейшего использования.

Пытаясь сократить избыток  продукции, правительство может  прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, правительство может  начать устанавливать каждому производителю  пределы посевных площадей, платить  премии за их сокращение и т. д. Это  приведет к уменьшению предложения, к сдвигу линии S на рис. 7 влево и  к сокращению избытка продукции. Но эти же меры вызывают необходимость  в создании специального административного  аппарата, увеличивают государственные  расходы на его содержание, на выплату  вышеупомянутых премий и т. д. Многие зарубежные экономисты подвергают большому сомнению экономическую целесообразность установления государством фиксированных  цен, превышающих цены равновесия.

Рассмотрим теперь ситуацию дефицита, когда цена устанавливается  государством на уровне Р", т. е. ниже цены равновесия -PE (рис. 7). В этой ситуации может случиться, что часть товаров попадет к покупателям, у которых цена спроса невысока (чуть выше Р"), тогда как часть покупателей, цена спроса у которых значительно выше (некоторые готовы платить за товар цену, превышающую P1), останутся без покупок. Таким образом, с одной стороны, одни покупатели смогут улучшить свое положение за счет других, а с другой - появляется возможность взаимовыгодных сделок между удачливыми и неудачливыми покупателями.

Рассмотрим еще два  сюжета, связанных с товарным дефицитом.

Допустим (рис. 8), правительство  установило предельную цену некоторого товара на уровне Рmax. Это значит, что производители могут назначать цену на свой товар ниже Рmax, но не имеют права устанавливать ее выше, чем PE. Предельная цена Pmax ниже равновесной цены PE. Объем продаж при цене Pmax равен Q.

Рис. 8. Дефицит и черный рынок.

 

Допустим далее, что производители  имеют нелегальную возможность  продавать свой товар по повышенной цене на черном рынке. Предположим, что  в случае разоблачения санкции несут  только продавцы. Кривая предложения  товара на черном рынке принимает  положение S1. Эта линия расположена  выше линии S, т. е. линии предложения  при отсутствии государственного вмешательства. Почему? Например, объем продукции Q' производители согласны поставить на легальный рынок по цене Р', тот же объем они согласны поставить на черный рынок по более высокой цене Р". Разница Р" - Р' представляет собой компенсацию за риск разоблачения. Вертикальная разность между линиями S1 и S определяется строгостью санкций за нарушения дисциплины цен.

На черном рынке установится  цена P1, превышающая как предельную цену Рmax, так и равновесную цену PE. Объем продаж Q1 больше того объема Q, который был бы реализован на легальном рынке по предельной цене Pmax, но меньше равновесного объема QE.

В рассмотренном примере  правительство поставило перед  собой вроде бы благую цель: ограничить рост цены товара. Но результат оказался противоположным. Весь товар ушел на черный рынок. Причем цена черного рынка  оказалась даже выше той, которая  сложилась бы на рынке, если бы государственного вмешательства не было.

Функции спроса и предложения  обычно формулируются применительно  к товару вполне определенного качества. Сейчас мы сделаем исключение и предположим, что качество товара не фиксировано, а может изменяться. Возьмем, например, такой товар, как сосиски. В принципе в этот товар можно включить различное количество (больше или меньше) влаги, жиров, крахмала и других компонентов.

Рассмотрим рис. 9. Предположим, первоначально линия спроса на сосиски  занимала положение D, линия предложения - положение S. Пусть цена сосисок  зафиксирована государством на уровне Р, что ниже равновесной цены PE. Объем продаж при этом равен Q1, дефицит - Q2-Q1.

Рис. 9. Дефицит и качество.

 

В условиях дефицита производители  могут несколько ухудшить качество сосисок (например, включив в них  больше влаги и крахмала), не опасаясь трудностей с реализацией. В результате ухудшения качества сосисок спрос  на них уменьшается, кривая спроса сдвигается влево, последовательно принимая положения D1 и D2. Наоборот, предложение сосисок  увеличивается, поскольку менее  качественный товар требует, как  правило, меньших затрат на производство (вода и крахмал дешевле мяса) и производители согласны поставить  на рынок по той же цене большее  количество менее качественного  товара. Линия предложения сдвигается вправо, последовательно принимая положения S1 и S2. Движение линий спроса и предложения  в противоположных направлениях происходит до тех пор, пока точка  их пересечения не опустится до уровня фиксированной цены Р.

Состояние "квазиравновесия" характеризуется объемом рынка Q3, который больше Q1 и меньше Q2. Квазиравновесный объем Q3 может быть как больше, так и меньше QE. Качество сосисок ниже того уровня, который могли бы обеспечить производители и который хотели бы иметь покупатели.

С целью предотвращения снижения качества товаров государство может  ввести контроль не только за ценами, но и за качеством продукции. Но в  условиях товарного дефицита возможности  этого контроля весьма ограничены [3].

Недопроизводство и дефицитность «уводят» даже имеющиеся товары в теневые спекулятивные сферы. Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по еще более высоким ценам, поскольку включают еще и спекулятивную надбавку. Социально незащищенным группам эти товары и цены стали еще более недоступными, а число неплатежеспособных граждан увеличилось.

Контроль над ценами приводит также к таким экономическим  последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Как известно, особенностью теневых структур является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения. Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, поскольку не платят налоги государству.

Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия цен станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность  и всеобщее недовольство политикой  правительства. Потребуются такие меры, как нормирование, рационирование потребления недостающих дефицитных товаров, их распределение по карточкам, талонам и т. д. Нарушение законов ценообразования произошло потому, что спрос не ограничивался только группами социально незащищенного населения, для которых был установлен низкий уровень цен. При низких ценах спрос не снижается, а возрастает и, в отличие от цены, на него невозможно воздействовать принудительно. Принудительно «смещенный» спрос вызвал бы тенденцию сокращения производства и предложения товаров из-за их принудительно низких цен. Производители не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по ценам, не возмещающим издержки производства. Возникающий вследствие этого дефицит товаров окажется необычайно болезненным для потребителей и вызовет нарастающее социальное напряжение [2].

 

  1. Налоги

 

В современной рыночной экономике  применяется довольно сложная и  разнообразная система налогов. Население регулярно вносит в  государственный бюджет подоходный налог, величина которого определяется в зависимости от размера дохода того или иного гражданина. Предприятия  уплачивают налоги на прибыль. Используются также налоги на имущество, таможенные пошлины и т. д.

В настоящем разделе рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых нетоварных налогов. К этой группе налогов можно отнести  налог на налог продажи, применявшийся  в СССР налог с оборота, а также  так называемый акциз.

Непосредственными плательщиками  в государственный бюджет этих налогов  являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях и копейках) с каждой единицы товара.

Информация о работе Государственная политика на конкурентных рынках