Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 01:48, курсовая работа

Краткое описание

Основным источником доходов населения является заработная плата. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения - искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству. Чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, т. к. возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения. 5
1.1 Понятие, сущность и классификация доходов населения 5
1.2 Факторы, влияющие на доходы населения 6
1.3 Формирование доходов населения 8
1.4 Принципы распределения доходов в обществе 10
2 Проблемы в распределении доходов и социальные ориентиры в экономике 11
2.1 Сущность и необходимость распределения и дифференциации доходов 11
2.2 Проблема неравенства в распределении доходов 12
2.3 Кривая Лоренца и коэффициент Джини 15
2.4. Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики 16
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь. 18
3.1 Доходы населения в Республике Беларусь 18
3.2 Государственное регулирование доходов. Социальная помощь и защита населения. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 676.55 Кб (Скачать файл)

 

Примечание – Источник: [21]

 

Опережающий темп роста производительности труда  над темпом роста реальной заработной платы обеспечивается только концерном  «Белнефтехим».

В региональном разрезе превышение производительности труда над реальной заработной платой в промышленности достигнуто только в Витебской области (таблица 3.3.2). [21]

Для получения  наиболее объективного представления  о данной проблеме необходимо рассмотреть  динамику темпов роста производительности труда над темпами роста производительности труда.

 

 

Рисунок 3.3.1 – Динамика темпов роста производительности труда и заработной платы в 2012 г.

Примечание – Источник: [21]

 

Рассмотрев  выше представленный график, можно  сделать вывод о том, что вообще данная проблема опережения темпов роста  заработной платы над темпами  роста производительности труда  в 2012г. стала проявляться только с июня. И с того времени разрыв между двумя этими показателями только растет в отрицательном направлении (рисунок 3.3.1).

Превышение  темпов роста заработной платы над  темпами роста производительности труда в Беларуси имеет следующие  негативные последствия: рост расходов на выплату зарплаты приводит к сокращению прибыли или росту убытков  организации; увеличивается удельный вес убыточных организаций; сокращаются  инвестиции в основной капитал и  в целом инвестиционная активность организаций; отсутствие связи между  ростом зарплаты и производительностью  труда подрывает стимулы рабочих  к труду.

 Для  выхода из этой ситуации на  организациях необходимо возобновить  расчет производительности труда,  установить четкую привязку роста  заработной платы с показателями  роста производительности труда.  В Республике Беларусь росла  по большей части номинальная  зарплата. Для того чтобы росла  реальная заработная плата необходимо  принять меры по сокращению  инфляции, сдерживать рост цен  на продовольственные товары. Также  необходимо всеми силами повышать  уровень производительности труда.

В Беларуси в последнее время наблюдается  прогрессивный рост заработной платы.

Одной из наиболее обсуждаемых в последнее  время проблем социально –  экономического развития Республики Беларусь стала несбалансированность экономики  в контексте значительного повышения  уровня заработной платы. Однако, сравнение данных разных стран говорит о том, что даже для своей группы экономик с близким уровнем душевого ВВП Беларусь отстает по уровню заработной платы в долларовом эквиваленте. [18, с. 31-42]

Уровень средней заработной платы в долларовом эквиваленте, рассчитанный через обменный курс национальной валюты, составил в Беларуси 412 долл. США. Данные о средней заработной плате в странах мира в 2012 году представлены в таблице:

 

Таблица 3.3.3 – средняя заработная плата в странах мира в 2012 г.

 

Страна 

Среднемесячная заработная плата, долл. США

США

4100

Германия 

3900

Япония 

3600

Швеция 

3400

Италия 

3000

Испания

2800

Греция 

2600

Польша 

1700

Румыния

1100

Болгария 

900

Россия

760

Казахстан

600

Азербайджан

450

Беларусь

412

Украина

350

Армения

330

Молдова

300

Киргизстан 

220

Таджикистан

100


 

Примечание – Источник: [20, 22, 23, 24]

 

В таком  контексте задача доведения заработной платы в республике до уровня в 500 долл. США в эквиваленте не выглядит чем-то сверхъестественным, а была ориентирована  на приближение к средним показателям  стран с близким уровнем экономического развития (таблица 3.3.3).

Учитывая  стабильную тенденцию роста заработной платы за последнее время, необходимо удостовериться в том, что эти темпы роста превышают темпы роста цен. Для этого рассмотрим индексы реальной заработной платы. А для получения более углубленного понятия, рассмотрим индексы цен не только в нашей стране, но и в других странах СНГ.

 

Таблица 3.3.4 – индексы реальной заработной платы стран СНГ ( в процентах к 2000 г)

 

 

2001

2005

2008

2009

2010

2011

Азербайджан

116

224

325

348

366

371

Армения

105

195

280

297

294

290

Беларусь

130

205

288

288

332

336

Казахстан

111

169

214

221

238

255

Кыргызстан

111

174

247

265

287

321

Молдова

122

200

269

292

294

305

Россия

120

193

285

275

289

302

Таджикистан

111

265

448

517

605

377

Украина

121

238

347

316

346

377


 

Примечание – Источник: [20]

 

Проанализировав индексы реальной заработной платы (который рассчитывается как отношение индекса номинальной заработной платы к индексу потребительских цен) в Беларуси и странах СНГ в 2011г. по сравнению с 2000 г установлено, что в Беларуси данный индекс составил 366%, что свидетельствует о том, что индекс роста номинальной заработной платы выше и индекса роста потребительских цен в 3,66 раза. Вышеуказанный индекс в нашей стране по сравнению со странами СНГ находится на более высокой планке, т.к. он колеблется в других странах от 255% до 371% (таблица 3.3.4).

 

3.2 Государственное регулирование доходов. Социальная помощь и защита населения.

В системе  государственного регулирования доходов  населения в условиях развития рыночных отношений центральное место  занимает социально справедливое распределение  доходов. Рынок не обеспечивает социальную справедливость в обществе, наоборот, способствует углублению социальной дифференциации населения, расширяет разрыв между  богатыми и бедными, и государство  берет на себя регулирование распределения  доходов.

Задачей первоочередной важности при регулировании  доходов населения является выработка  мер воздействия на процессы образования  доходов (их объемы, структуру, динамику, источники поступления), направления  использования, покупательскую способность  и распределение доходов между  различными группами населения.

Под социальной помощью понимаются предоставление социальных благ и услуг уязвимым группам населения, доходы которых  ниже черты бедности. Социальная помощь должна обеспечивать минимальный гарантированный  доход. Финансирование социальной помощи осуществляется как за счет государственного бюджета (обязательная составляющая), так и за счет средств, благотворительных  организаций (дополнительна составляющая). Социальная помощь Республики Беларусь включает в себя ряд государственных  программ по оказанию материальной поддержки  отдельным категориям населения (категориальный подход):

  • пособия инвалидам с рождения;
  • ежемесячные пособия на детей (закон «О государственных пособиях семьям воспитывающим детей»);
  • пособия на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным семьям;
  • помощь пострадавшим от стихийных бедствий, например, пособия и льготы «чернобыльцам».

Деятельность  государства в социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение  роста реальных денежных доходов, как  основы улучшения жизни населения, предотвращения малообеспеченности, недопущения проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. Наиболее пристальное внимание уделяется государством обеспечению роста заработной платы, выступающей основным, базовым доходом и в совокупных доходов семей, и в доходах бюджета.

Предметом особой заботы государства является последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения.

Финансирование  выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные  сроки. В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию  пенсионной системы, ее финансовому  укреплению: виден индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели.

В нашей  стране существует широкая система  материальной поддержки семей с  детьми: пособия в связи с рождением  и воспитанием ребенка, обеспечение  бесплатным питанием детей до двух лет, предоставление льготных жилищных кредитов и материальной помощи в  погашении кредитов на строительство  жилья и др. [16, с. 78 – 84]

Системой  социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности). В 2011 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет  увеличен на 46%. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет  вырос на 18%. В течение 2011 г. дважды пересматривались размеры стипендий  учащийся молодежи. С начала 2012 г. существенно  расширены критерии предоставления малообеспеченным и нуждающимся  гражданам государственной адресной социальной помощи и безналичных  жилищных субсидий. [20]

Дальнейший  рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех звеньев  экономики, прежде всего предприятий. Акцент в их деятельности должен быть сделан на повышение эффективности, выпуске конкурентоспособной, инновационной  продукции, поиске выгодных партнерских  связей, удержании традиционных и  завоевании новых рынков сбыта.

Следовательно, государство стремится постепенно повышать общественное благосостояние улучшать уровень и качество жизни  населения. В официальном послании Белорусскому народу и Национальному  собранию РБ от 29 апреля 2011 г. Глава  Государства отметил, что «социальное  самочувствие предопределяется развитием  тех сфер, которые формируют среду  жизнедеятельности человека, - трудовая занятость, уровень оплаты труда, иные социальные гарантии. Они затрагивают  каждого человека и все общество в целом, поэтому именно в этих сферах граждане ожидают активной роли государства, более энергичных подвижек к лучшему».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате написания курсовой работы можно  сделать следующие выводы:

 

  1. Доходы населения –  это средства в денежной или натуральной  форме, получаемые домашними хозяйствами  за определенный период времени. Доходы населения могут иметь натуральную или денежную форму. Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов. Итак, доходы населения весьма разнообразны.
  2. На величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют: социально – политические, социально – демографические, социально – профессиональные, социально – статусные, социально-экономические и социально – географические факторы.
  3. Номинальные  денежные  доходы  населения  формируются   из   различных источников,  основными  из  которых  являются:  факторные  доходы;  денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат  и  льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из  страховых учреждений и т.п.) и др. Существенное  влияние  на  формирование  доходов  населения  оказывают выплаты по  программам  государственной  помощи.
  4. Чаще всего выделяют следующие четыре основных принципа распределения доходов в обществе: уравнительное распределение, рыночное распределение, распределение по накопленному имуществу и привилегированное распределение.
  5. Специфические факторы, способствующие неравенству: различия в способностях, образование и обучение, профессиональные вкусы и риск, владение собственностью, господство на рынке, удача, связи, несчастья и дискриминация.
  6. Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Процессы дифференциации населения по доходам продолжают углубляться. Изменения в доходах населения и расслоение общества приводит к самым негативным последствиям, ибо усиление неравенства в распределении доходов и низкий их уровень у основной части населения понижают совокупный потребительский спрос, делают его односторонним, что не способствует развитию отечественного производства и реального сектора экономики.
  7. Существует масса показателей, характеризующих дифференциацию населения по доходам. К основным можно отнести кривую Лоренца и коэффициент Джини.
  8. На первом плане социальной политики находятся: преодоление бедности, осуществление адресной социальной помощи малообеспеченных семей и граждан. Эспинг выделяет три «чистых» типа государства благосостояния, осуществляющих различную социальную политику: либеральный, социал-демократический, консервативно-корпоратистский.
  9. В системе государственного регулирования доходов населения в условиях развития рыночных отношений центральное место занимает социально справедливое распределение доходов. Под социальной помощью понимаются предоставление социальных благ и услуг уязвимым группам населения, доходы которых ниже черты бедности. Социальная помощь должна обеспечивать минимальный гарантированный доход.
  10. В  январе – сентябре 2012 г.  общий  объем  денежных  доходов  населения составил 223,8 трлн. рублей. В Беларуси, как и в большинстве стран, основная доля доходов населения образуется заработной платой. в Беларуси в 2011г. по сравнению с 2010г. индекс реальных денежных доходов не достиг 100%, а сложился на уровне 98%, что свидетельствует о недостаточном росте денежных доходов населения над ростом потребительских цен. Одним из ключевых приоритетов государственной социальной политики Республики Беларусь выступает предотвращение бедности. Удельный  вес  населения  с  уровнем  среднедушевых  располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (уровень малообеспеченности) увеличился с 5,7% в I полугодии 2011 г. до 7,1% в I полугодии 2012 г. В  августе 2012 г.  были  увеличены  размеры  пенсий,  выплачиваемых органами по труду, занятости и социальной защите. Важным показателем благосостояния населения являются его расходы. Основной статьей расходов жителей Беларуси является питание.  Хотя его доля составляет менее 50%, но остается высокой (45,3%), что свидетельствует о необходимости дальнейшего повышения доходов населения (в особенности заработной платы работающих в бюджетной сфере, пенсий и пособий).
  11. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе – сентябре 2012 г. составила 3 520,4 тыс. рублей.  Ниже среднереспубликанского уровня заработная плата сложилась во всех регионах республики, за исключением г. Минска и Минской области.  Наибольший показатель номинальной начисленной  среднемесячной заработной платы в сентябре 2012 г оказался у работников деятельности, связанной с вычислительной деятельностью - 9 826 393 р. Наименьший – работников предоставления социальных услуг - 2 614 895 р. Постоянный рост реальной заработной платы в текущем году при относительном сохранении уровня производительности труда привел в январе-августе 2012 г. к превышению темпов роста реальной заработной платы над темпом роста производительности труда на 5,2 п.п.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Экономический словарь / Л.Н. Баранова. - справочник, 2008 - 565 с.

2 Волгин А.П., Плакся В.И. Доходы и занятость населения: мотивационный аспект. / - М., 2006. – 343-345 с.

3 Бондарь Н.Н., Терлиженко А.И. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. Пособие \  . – Минск, БГЭУ, 2007 – 53 – 54 с.

4 Верещагина А.Л., Франческо П. П. Роль человеческого капитала в формировании доходов населения РБ / А.Л. Верещагина,       П. Франческо // Белорусский экономический журнал. – 2007. -  №3. – С. 101 – 110.

5 Хрестоматия по экономической теории: учебно-практическое пособие/ Е.Ф. Борисов. -  Минск, 2006. – 223 – 225 с.

6 Курс экономической теории: учебное пособие/ под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. –Киров.: Издательство АСА, 2008 – 338 – 343 с.

7 Видяпин В. И. Экономическая теория: учебное пособие/  – Москва: ИНФРА-М, 2006. – 482 с.

8 Мамедов О.Ю. Современная экономика. Общедоступный курс: учебное пособие/– Москва:  «Феникс», 2007. – 426с.

9 Шимов В.Н. и др. Национальная экономика Беларуси: учебник / – 3-е издание. – Минск: БГЭУ, 2009. –с. 478-480.

10  Акопова Е.С., Воронкова О.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. - Ростов-на-Дону, 2008 – С. 256 – 262

11 Белова, Ж. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика / Ж. Белова // Экономист. – 2008. - №4. – С. 64 – 70.

12 Рубинштейн, А. Стратегия социального императива / В. Ракота // Вопросы экономики. – 2008. - №3. – С. 68 – 77.

13 Антонович И.В. Доходы населения и их статистика / Бел. Думка/ 2008. - №3, 14 c.

15 Лутохина Л.А. Распределение доходов: структура, формы, равенство, неравенство, бедность: учебно-методическое пособие /. Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2009. – 31 – 38 с

16 Кунгурова Н.И., Терехов, В.К. Социальная работа\ - Мн.: МФЦП. – 2007. – с. 78 – 84.

17 Пролевский О.В., Осипов Г.В. Беларусь и Россия: социальная сфера и социокультурная динамика\ - Мн.: ИАЦ. – 2008. С. 188 – 202.

18 Готовский А.В. Политика повышения заработной платы в контексте сбалансированности экономики/ Шимов В.Н. \\ Белорусский экономический журнал. – 2011. - №2. С. 31- 42.

19 Соколова  Г.Н. Социально-экономическое неравенство  в РБ: индикаторы и механизмы  минимизации \\ Шимов В.Н. \\ Белорусский экономический журнал. – 2011. - №1. С. 108-120.

20 Национальный  статистический комитет РБ, режим доступа: belstat.gov.by. – Дата доступа: 5.11.2012.

21 Министерство  экономики РБ. – режим доступа: economy.gov.by. – Дата доступа: 7.11.2012.

22  Международный валютный фонд. – режим доступа: imf.org. – Дата доступа: 7.11.2012.

23 Евростат. – режим доступа: eurostat.com. – Дата доступа: 7.11.2012.

24 Статкомитет СНГ. – режим доступа: cisstat.com. – Дата доступа: 7.11.2012.

25 Об утверждении Рекомендаций по оценке взаимосвязи   динамики производительности труда и заработной платы в организациях: Постановление министерства труда и социальной защиты РБ, 5 марта 2012 г., №33.

Информация о работе Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь