Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 01:48, курсовая работа
Основным источником доходов населения является заработная плата. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения - искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству. Чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, т. к. возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения. 5
1.1 Понятие, сущность и классификация доходов населения 5
1.2 Факторы, влияющие на доходы населения 6
1.3 Формирование доходов населения 8
1.4 Принципы распределения доходов в обществе 10
2 Проблемы в распределении доходов и социальные ориентиры в экономике 11
2.1 Сущность и необходимость распределения и дифференциации доходов 11
2.2 Проблема неравенства в распределении доходов 12
2.3 Кривая Лоренца и коэффициент Джини 15
2.4. Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики 16
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь. 18
3.1 Доходы населения в Республике Беларусь 18
3.2 Государственное регулирование доходов. Социальная помощь и защита населения. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Примечание – Источник: [21]
Опережающий темп роста производительности труда над темпом роста реальной заработной платы обеспечивается только концерном «Белнефтехим».
В региональном разрезе превышение производительности труда над реальной заработной платой в промышленности достигнуто только в Витебской области (таблица 3.3.2). [21]
Для получения
наиболее объективного представления
о данной проблеме необходимо рассмотреть
динамику темпов роста производительности
труда над темпами роста
Рисунок 3.3.1 – Динамика темпов роста производительности труда и заработной платы в 2012 г.
Примечание – Источник: [21]
Рассмотрев выше представленный график, можно сделать вывод о том, что вообще данная проблема опережения темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда в 2012г. стала проявляться только с июня. И с того времени разрыв между двумя этими показателями только растет в отрицательном направлении (рисунок 3.3.1).
Превышение
темпов роста заработной платы над
темпами роста
Для
выхода из этой ситуации на
организациях необходимо
В Беларуси в последнее время наблюдается прогрессивный рост заработной платы.
Одной
из наиболее обсуждаемых в последнее
время проблем социально –
экономического развития Республики Беларусь
стала несбалансированность экономики
в контексте значительного
Уровень средней заработной платы в долларовом эквиваленте, рассчитанный через обменный курс национальной валюты, составил в Беларуси 412 долл. США. Данные о средней заработной плате в странах мира в 2012 году представлены в таблице:
Таблица 3.3.3 – средняя заработная плата в странах мира в 2012 г.
Страна |
Среднемесячная заработная плата, долл. США |
США |
4100 |
Германия |
3900 |
Япония |
3600 |
Швеция |
3400 |
Италия |
3000 |
Испания |
2800 |
Греция |
2600 |
Польша |
1700 |
Румыния |
1100 |
Болгария |
900 |
Россия |
760 |
Казахстан |
600 |
Азербайджан |
450 |
Беларусь |
412 |
Украина |
350 |
Армения |
330 |
Молдова |
300 |
Киргизстан |
220 |
Таджикистан |
100 |
Примечание – Источник: [20, 22, 23, 24]
В таком
контексте задача доведения заработной
платы в республике до уровня в 500
долл. США в эквиваленте не выглядит
чем-то сверхъестественным, а была ориентирована
на приближение к средним
Учитывая стабильную тенденцию роста заработной платы за последнее время, необходимо удостовериться в том, что эти темпы роста превышают темпы роста цен. Для этого рассмотрим индексы реальной заработной платы. А для получения более углубленного понятия, рассмотрим индексы цен не только в нашей стране, но и в других странах СНГ.
Таблица 3.3.4 – индексы реальной заработной платы стран СНГ ( в процентах к 2000 г)
2001 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Азербайджан |
116 |
224 |
325 |
348 |
366 |
371 |
Армения |
105 |
195 |
280 |
297 |
294 |
290 |
Беларусь |
130 |
205 |
288 |
288 |
332 |
336 |
Казахстан |
111 |
169 |
214 |
221 |
238 |
255 |
Кыргызстан |
111 |
174 |
247 |
265 |
287 |
321 |
Молдова |
122 |
200 |
269 |
292 |
294 |
305 |
Россия |
120 |
193 |
285 |
275 |
289 |
302 |
Таджикистан |
111 |
265 |
448 |
517 |
605 |
377 |
Украина |
121 |
238 |
347 |
316 |
346 |
377 |
Примечание – Источник: [20]
Проанализировав индексы реальной заработной платы (который рассчитывается как отношение индекса номинальной заработной платы к индексу потребительских цен) в Беларуси и странах СНГ в 2011г. по сравнению с 2000 г установлено, что в Беларуси данный индекс составил 366%, что свидетельствует о том, что индекс роста номинальной заработной платы выше и индекса роста потребительских цен в 3,66 раза. Вышеуказанный индекс в нашей стране по сравнению со странами СНГ находится на более высокой планке, т.к. он колеблется в других странах от 255% до 371% (таблица 3.3.4).
3.2 Государственное регулирование доходов. Социальная помощь и защита населения.
В системе государственного регулирования доходов населения в условиях развития рыночных отношений центральное место занимает социально справедливое распределение доходов. Рынок не обеспечивает социальную справедливость в обществе, наоборот, способствует углублению социальной дифференциации населения, расширяет разрыв между богатыми и бедными, и государство берет на себя регулирование распределения доходов.
Задачей первоочередной важности при регулировании доходов населения является выработка мер воздействия на процессы образования доходов (их объемы, структуру, динамику, источники поступления), направления использования, покупательскую способность и распределение доходов между различными группами населения.
Под социальной помощью понимаются предоставление социальных благ и услуг уязвимым группам населения, доходы которых ниже черты бедности. Социальная помощь должна обеспечивать минимальный гарантированный доход. Финансирование социальной помощи осуществляется как за счет государственного бюджета (обязательная составляющая), так и за счет средств, благотворительных организаций (дополнительна составляющая). Социальная помощь Республики Беларусь включает в себя ряд государственных программ по оказанию материальной поддержки отдельным категориям населения (категориальный подход):
Деятельность государства в социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов, как основы улучшения жизни населения, предотвращения малообеспеченности, недопущения проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. Наиболее пристальное внимание уделяется государством обеспечению роста заработной платы, выступающей основным, базовым доходом и в совокупных доходов семей, и в доходах бюджета.
Предметом особой заботы государства является последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения.
Финансирование выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки. В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению: виден индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели.
В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми: пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет, предоставление льготных жилищных кредитов и материальной помощи в погашении кредитов на строительство жилья и др. [16, с. 78 – 84]
Системой
социальных пособий охвачено свыше
470 тыс. детей (26% от их общей численности).
В 2011 г. размер пособия по уходу за
ребенком в возрасте до 3-х лет
увеличен на 46%. Среднемесячный размер
пособия на детей старше 3-х лет
вырос на 18%. В течение 2011 г. дважды
пересматривались размеры стипендий
учащийся молодежи. С начала 2012 г. существенно
расширены критерии предоставления
малообеспеченным и нуждающимся
гражданам государственной
Дальнейший рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех звеньев экономики, прежде всего предприятий. Акцент в их деятельности должен быть сделан на повышение эффективности, выпуске конкурентоспособной, инновационной продукции, поиске выгодных партнерских связей, удержании традиционных и завоевании новых рынков сбыта.
Следовательно,
государство стремится
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания курсовой работы можно сделать следующие выводы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Экономический словарь / Л.Н. Баранова. - справочник, 2008 - 565 с.
2 Волгин А.П., Плакся В.И. Доходы и занятость населения: мотивационный аспект. / - М., 2006. – 343-345 с.
3 Бондарь Н.Н., Терлиженко А.И. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. Пособие \ . – Минск, БГЭУ, 2007 – 53 – 54 с.
4 Верещагина А.Л., Франческо П. П. Роль человеческого капитала в формировании доходов населения РБ / А.Л. Верещагина, П. Франческо // Белорусский экономический журнал. – 2007. - №3. – С. 101 – 110.
5 Хрестоматия по экономической теории: учебно-практическое пособие/ Е.Ф. Борисов. - Минск, 2006. – 223 – 225 с.
6 Курс экономической теории: учебное пособие/ под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. –Киров.: Издательство АСА, 2008 – 338 – 343 с.
7 Видяпин В. И. Экономическая теория: учебное пособие/ – Москва: ИНФРА-М, 2006. – 482 с.
8 Мамедов О.Ю. Современная экономика. Общедоступный курс: учебное пособие/– Москва: «Феникс», 2007. – 426с.
9 Шимов В.Н. и др. Национальная экономика Беларуси: учебник / – 3-е издание. – Минск: БГЭУ, 2009. –с. 478-480.
10 Акопова Е.С., Воронкова О.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. - Ростов-на-Дону, 2008 – С. 256 – 262
11 Белова, Ж. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика / Ж. Белова // Экономист. – 2008. - №4. – С. 64 – 70.
12 Рубинштейн, А. Стратегия социального императива / В. Ракота // Вопросы экономики. – 2008. - №3. – С. 68 – 77.
13 Антонович И.В. Доходы населения и их статистика / Бел. Думка/ 2008. - №3, 14 c.
15 Лутохина Л.А. Распределение доходов: структура, формы, равенство, неравенство, бедность: учебно-методическое пособие /. Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2009. – 31 – 38 с
16 Кунгурова Н.И., Терехов, В.К. Социальная работа\ - Мн.: МФЦП. – 2007. – с. 78 – 84.
17 Пролевский О.В., Осипов Г.В. Беларусь и Россия: социальная сфера и социокультурная динамика\ - Мн.: ИАЦ. – 2008. С. 188 – 202.
18 Готовский А.В. Политика повышения заработной платы в контексте сбалансированности экономики/ Шимов В.Н. \\ Белорусский экономический журнал. – 2011. - №2. С. 31- 42.
19 Соколова
Г.Н. Социально-экономическое
20 Национальный статистический комитет РБ, режим доступа: belstat.gov.by. – Дата доступа: 5.11.2012.
21 Министерство экономики РБ. – режим доступа: economy.gov.by. – Дата доступа: 7.11.2012.
22 Международный валютный фонд. – режим доступа: imf.org. – Дата доступа: 7.11.2012.
23 Евростат. – режим доступа: eurostat.com. – Дата доступа: 7.11.2012.
24 Статкомитет СНГ. – режим доступа: cisstat.com. – Дата доступа: 7.11.2012.
25 Об утверждении Рекомендаций по оценке взаимосвязи динамики производительности труда и заработной платы в организациях: Постановление министерства труда и социальной защиты РБ, 5 марта 2012 г., №33.