Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:44, реферат

Краткое описание

Программа направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.
Программа является логическим продолжением проводимой политики по диверсификации экономики, и интегрировала в себя основные подходы Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, Программы "30 корпоративных лидеров Казахстана", а также других программных документов в сфере индустриализации.
На период до 2015 года основным приоритетом политики форсированной индустриализации станет реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с мультипликацией новых бизнес возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат программа форсирования РК.docx

— 33.06 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Государственная программа  по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы (далее - Программа) разработана  во исполнение поручения Главы государства, данного 15 мая 2009 года на внеочередном XII съезде Народно-демократической  партии "Hуp Отан", Послания Главы  государства народу Казахстана "Новое  десятилетие - новый экономический  подъем - новые возможности Казахстана", а также в соответствии с ключевыми  направлениями Стратегического  плана развития Республики Казахстан  до 2020 года, являющегося вторым этапом реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года.

Программа направлена на обеспечение  устойчивого и сбалансированного  роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.

Программа является логическим продолжением проводимой политики по диверсификации экономики, и интегрировала  в себя основные подходы Стратегии  индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, Программы "30 корпоративных  лидеров Казахстана", а также  других программных документов в  сфере индустриализации.

На период до 2015 года основным приоритетом политики форсированной  индустриализации станет реализация крупных  инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с мультипликацией новых  бизнес возможностей для малого и  среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки.

Инициаторами продвижения  крупных проектов станут АО "Фонд Национального Благосостояния "Самрук-Казына" (далее - АО "ФНБ "Самрук-Казына"), системообразующие компании топливно-энергетического  и металлургического секторов экономики, а также стратегические иностранные  инвесторы.

Параллельно будут осуществляться формирование и/или усиление отраслей экономики, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных на внутренний, а в последующем на региональный рынки (страны Таможенного Союза, Центральной  Азии).

Государство поддержит инициативы казахстанского среднего и малого бизнеса, направленные на трансферт передовых  технологий, привлечение иностранных  инвесторов для создания современных  импортозамещающих производств, с  перспективой развития их экспортной ориентированности.

В целях формирования основ  постиндустриальной экономики продолжится  развитие национальной инновационной  инфраструктуры и поддержка научно-технологических  заделов, имеющих перспективы коммерциализации.

В целом, государственная  поддержка диверсификации экономики  будет осуществляться через реализацию системных мер экономической  политики на макро- и секторальном уровнях, а также селективных мер поддержки  конкретных секторов экономики и  проектов.

Системные меры экономической  политики будут концентрироваться  на формировании благоприятной макросреды и инвестиционного климата, мерах  по повышению производительности и  конкурентоспособности национальной экономики.

Селективные меры будут осуществляться на основе комбинированного пакета мер  финансовой и нефинансовой поддержки  приоритетных секторов и проектов.

Государство системно выстроит свое взаимодействие с бизнесом на основе формирования эффективных институтов сотрудничества как на республиканском, так и региональном уровнях.

Адекватная объективному состоянию экономики траектория политики индустриализации до 2015 года будет иметь внутреннюю согласованность  с ресурсными, инфраструктурными, институциональными и технологическими ограничениями. Системный характер встроенных в  Программу механизмов, стимулирующих  диверсификацию и технологическую  модернизацию экономики, обеспечит:

- создание благоприятных макроэкономических условий;

- улучшение бизнес-климата и стимулирование притока инвестиций;

- массовую технологическую модернизацию и развитие национальной инновационной системы;

- повышение качества человеческого капитала.

Концентрация ресурсов государства  и бизнеса на развитии приоритетных секторов экономики будет сопровождаться интерактивным процессом согласования решений государства и бизнеса, использованием современных информационных систем мониторинга и конкретных инструментов реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ текущей ситуации

 

За период с 1993 года, включая 9 месяцев 2009 года, в экономику страны было привлечено 102,9 млрд. долларов США  прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ), в том числе в несырьевые сектора экономики - 14,6 млрд. долларов США (14,2 % от общего объема).

Среди факторов, негативно  влияющих на привлекательность многих перспективных для Казахстана секторов экономики ключевыми являются следующие:

- низкая емкость внутреннего рынка;

- отдаленность от крупных рынков сбыта и отсутствие удобной логистики влекут значительные расходы на транспортировку товаров;

- относительно высокая стоимость рабочей силы при нехватке высококвалифицированных кадров и отсутствие соответствующей инфраструктуры;

- отсутствие централизованной системы по работе с инвесторами, в том числе с иностранными, а также недостаточно эффективные меры государственной поддержки инвестиций.

В настоящее время расширение каналов привлечения ПИИ осуществляется через повышение инвестиционной привлекательности СЭЗ, индустриальных зон (далее - ИЗ) и развитие механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).

1. Текущее состояние СЭЗ, ИЗ

Всего в Казахстане создано 6 СЭЗ, которые условно можно разделить  на группы: 1) промышленно-производственные зоны - "Морпорт Актау", "Оңтүстiк", "Национальный индустриальный нефтехимический  технопарк" и "Астана - новый город" в части индустриальной субзоны (ИЗ г. Астаны); 2) сервисные - "Бурабай" и "Астана - новый город" в части  строительной субзоны; 3) технико-внедренческая  зона - "Парк информационных технологий". Кроме того, созданы 2 ИЗ в городах  Астане и Караганде, при этом ИЗ г. Астаны включена в состав СЭЗ "Астана - новый город".

Мировой опыт свидетельствует  о том, что создание СЭЗ и ИЗ является фактором ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических  процессов.

Инвестиционная привлекательность  казахстанских СЭЗ и ИЗ в настоящее  время недостаточно высока, так как  условия их функционирования не вполне ориентированы на реальные потребности  и интересы инвесторов.

2. Текущее состояние ГЧП

В Казахстане в условиях роста потребности общества в  объектах инфраструктуры и качественного  предоставления ими услуг, увеличения морального и физического износа основных средств и отсутствия у  государства достаточных финансовых ресурсов на обновление и создание объектов инфраструктуры, использование  механизмов ГЧП может обеспечить выполнение задач в отраслях традиционной ответственности государства, позволит реализовать и развивать потенциал частных инвесторов и привлечь средства институциональных инвесторов.

Опыт реализации первых концессионных  проектов в Казахстане свидетельствует  о возможности привлечения значительных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры посредством использования  механизма ГЧП.

Несмотря на наличие опыта  реализации концессионных проектов необходимо работу по:

1) привлечению частных инвестиций в отрасли традиционной ответственности государства;

2) созданию благоприятных  условий для инвесторов и кредиторов  при инвестировании в капиталоемкие  объекты (инфраструктурные, энергетические  и др.);

3) внедрению эффективных  методов управления объектами  государственной собственности  жилищно-коммунальной сферы путем  привлечения частного капитала.

Основные задачи политики:

Создание привлекательных  условий для прямых инвестиций в  несырьевые экспортоориентированные  и высокотехнологичные производства, а также развитие инфраструктуры.

 

 

  1. Стратегия действий

 

Одним из основных инструментов форсированного индустриально-инновационного развития будет привлечение прямых инвестиций.

Наряду с мерами по созданию общего благоприятного инвестиционного  климата будут созданы специальные  условия для крупных и транснациональных  компаний по реализации проектов на территории Республики Казахстан.

Для этого предполагается создание целостной системы по привлечению  прямых инвестиций, которая будет  включать как комплекс стимулирующих  мер, так и институциональные  механизмы работы с иностранными инвесторами.

Предусматривается применение следующих мер по стимулированию инвестиций.

1. Для инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики:

- инвестиционные преференции, предусматриваемые Законом Республики Казахстан "Об инвестициях";

- специальный порядок выдачи въездных виз для иностранных специалистов на оперативной и безвозмездной основе.

2. Для инвестиционных  проектов, реализуемых на территориях  СЭЗ:

- особый порядок налогообложения с учетом лучшей мировой практики.

Льготы будут предоставляться  предприятиям, отобранным по критериям, определенным настоящей Программой;

- особый механизм в отношении ввоза иностранной рабочей силы.

3. По наиболее крупным  и приоритетным инвестиционным  проектам с участием признанных  иностранных инвесторов, транснациональных  компаний будут заключаться отдельные  инвестиционные соглашения, предусматривающие  особые меры государственной  поддержки:

- налоговые льготы и преференции;

- обеспечение минимального долгосрочного государственного заказа и заказа национальных компаний;

- другие финансовые и нефинансовые меры стимулирования.

Решение по данным мерам  поддержки в рамках инвестиционных соглашений будут приниматься на уровне Правительства.

В целях расширения привлечения  инвестиций в несырьевые сектора  экономики будут вестись индивидуальные переговоры с каждым крупным потенциальным  инвестором.

Реализация индивидуального  подхода по привлечению прямых иностранных  инвестиций будет включать проведение следующих мероприятий:

- поиск и определение потенциальных целевых инвесторов, прежде всего из числа ТНК;

- разработка и реализация "дорожных карт" по работе с каждым целевым инвестором, включая:

-содействие в осуществлении необходимых формальностей, связанных с открытием и ведением бизнеса в Казахстане;

-организацию встреч с ключевыми политическими лидерами и ведущими компаниями в Казахстане;

-предоставление консультационных услуг, как на стадии разработки инвестиционного проекта, так и на стадии его реализации;

-постинвестиционную поддержку.

Для реализации индивидуального  подхода будут усовершенствованы  институциональные механизмы взаимодействия с иностранными инвесторами. Предусматривается:

- усиление Комитета по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан как единого координирующего органа по работе с иностранными инвесторами, работающего по принципу "первого адреса обращения" и "единого консультанта" для иностранных инвесторов. Также предполагается определить специализированную компанию при Министерстве индустрии и торговли Республики Казахстан по привлечению иностранных инвесторов и работе с иностранными инвесторами;

- создание международной сети будет обеспечено за счет использования ресурсов дипломатических представительств за рубежом, торговых представительств, института почетных консулов, а также проработки вопросов определения штатных единиц в составе дипломатических представительств страны за рубежом в дипломатическом ранге советника-посланника, назначаемого по представлению Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан и подотчетного ему, и атташе в посольствах Казахстана в отдельных странах для создания института представителей по вопросам инвестиций, торговли и технологий. Будет введена рейтинговая оценка их деятельности;

- создание постоянно действующей комиссии по иностранным инвестициям под руководством Премьер-Министра Республики Казахстан с целью координации и контроля деятельности государственных органов и национальных холдингов по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику Казахстана и защиты прав и интересов иностранных инвесторов. Комиссия будет выполнять роль "омбудсмена" для иностранных инвесторов.

Информация о работе Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы