Государственная собственность и ее роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является важным вопросом в изучении курса Экономической теории. Цель работы рассмотреть объекты государственной собственности и правомерности применяемых принципов и методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственной собственности;
- рассмотреть цели, задачи и принципы управления государственным имуществом;
- рассмотреть проблемы управления государственной собственностью.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………5
1.1 Сущность и основные формы собственности……………………………...5
1.2 Значение государственной собственности в рыночной экономике…….11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………………………………………………..15
2.1 Субъекты и объекты государственной собственности в экономически развитых странах…………………………………………………………………...15
2.2 Масштабы государственной собственности в экономически развитых странах…………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....23

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная собственность и ее роль в рыночной экономике 20.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

•  федеральная собственность (собственность Российской Федерации в целом);

•  собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономных областей, автономных округов).

      Установление государственной собственности позволяет обеспечить единое централизованное регулирование процесса создания и распределения важнейших благ с соответствующим выделением необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равных возможностей для различных субъектов экономики.

     Вместе с тем государственной собственности присущи и определенные недостатки. К ним относятся неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на создание экономических благ, бюрократический стиль управления, незаинтересованность в использовании новых достижений науки и техники, отсутствие стимулов к рациональному использованию ресурсов, росту качества продукции. Все это приводит к тому, что государственные организации оказываются часто менее эффективными по сравнению с аналогичными частными структурами.

       В ряде стран в качестве одной из форм государственной собственности выступает муниципальная (коммунальная) собственность. В России муниципальная собственность на законодательном уровне рассматривается как самостоятельная форма собственности. К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, a также муниципальным образованиям. Субъектами муниципальной собственности являются органы местного самоуправления. К объектам муниципальной собственности относятся средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли и бытового обслуживания, транспорт, промышленные и иные предприятия, организации социальной сферы и т. д. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и организациями во владение, пользование и распоряжение.

 

1.2. Значение государственной собственности в рыночной экономике.

       Давно доказано, что собственность - основа любой социально-экономической системы. Государственная же собственность выражает отношения между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов. Управление ею направлено на организацию воспроизводства, использования, трансформации и присвоения ее объектов посредством экономических функций, форм и методов.

       Государственная собственность давно и прочно интегрирована в систему отношений рыночной экономики. Вопрос о ее необходимости не является дискуссионным. При обсуждении экономической роли государства основное внимание уделяется проблеме соотношения государственного и негосударственного секторов, степени участия государства в общественном воспроизводстве в качестве одного из его субъектов. Характер функций, выполняемых государством, свидетельствует о том, что оно выступает в качестве субъекта общественного воспроизводства в основном там, где интересы представителей частного сектора оказываются слишком узкими и индеферентными к решению социально и экономически значимых проблем.

        В сложившейся социально - экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.

.          В настоящий момент ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

        Государственная политика преследует следующие цели:

1. Увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

2. Оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

3. Вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

4. Использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

5. Повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

         Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

     Возрастает роль и значение государства, поскольку приоритетное значение приобретают защита позиций отечественных производителей не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, а также обеспечение самостоятельности российского государства в процессе международного разделения труда с целью сохранения возможностей обновления морально устаревшей структуры общественного производства. Необходимым условием выполнения государством его функций является наличие в его собственности определенного объема материальных и финансовых ресурсов. При этом, как уже отмечалось, масштабы государственной собственности, ее структура и формы ее использования в процессе государственного воздействия на экономику не являются раз и навсегда заданными.

      Мировой опыт свидетельствует об отсутствии тенденции к сокращению роли и значения государственного сектора.

      Смысл и содержание экономической роли государства - в приведении в действие, в обеспечении использования таких факторов экономического роста, факторов обеспечения экономической, социальной и политической безопасности, использование которых либо недоступно частному капиталу либо невыгодно ему (снижающих его доходы, не дающих быстрой отдачи и т.д.).

       Особенностью института государственной собственности является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ.

 

2.1.  Субъекты и объекты государственной собственности в экономически развитых странах.

    Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Объект собственности – организационно обособленная  часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников.  

      Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях имеются лишь «точечные» участия государства в виде пакетов акций ряда фирм. В среднем по развитым странам доля государственных предприятий в создании ВВП не превышает 7%. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой этот показатель составляет соответственно 11% и более 40%.

     Применительно к праву государственной собственности устанавливает правило о множественности субъектов государственной собственности, носителями которой выступает либо государства в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), либо ее субъекты в отдельности - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

      Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов США, т.е. образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных государствах - соответствующие центральные и региональные учреждения.

     Фирмы и учреждения (например, в сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.

     В странах с федеративным устройством государственная собственность делится на федеральную и субфедеральную, т.е. собственность регионов - субъектов федерации.

     Четко провести грань между государственной и общенародной собственность трудно. Объектами общенародной собственности, по логике, должны быть блага, общедоступные всем гражданам на равных правах, такие, как свободные земли, водные и речные просторы, открытые парки и пляжи, лесные массивы. Если возможности использования их всеми людьми ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как зоопарки, заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления, относятся уже к государственной собственности, так же, как и государственные предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты.

 

 

 

2.2. Масштабы государственной собственности в экономически развитых странах. 

       Мировой опыт свидетельствует об отсутствии тенденции к сокращению роли и значения государственного сектора. В качестве наиболее общего показателя участия государства в экономике используется отношение государственных расходов к ВВП. Во всех странах с развитой рыночной экономикой этот показатель абсолютно и относительно постоянно увеличивается. В странах ЕЭС с 1960 по 2008 гг. он вырос весьма существенно: в Бельгии с 30% до 54%, в Нидерландах - с 33,7% до 53,2%, в Германии - с 32,5% до 49,2%, во Франции - с 34,6% до 54,3%, в Великобритании - с 32,2% до 42,1%. Наивысший показатель в 2008 году имели Дания - 60%, Бельгия - 54,9%, и Франция -54,3%. В России государственные расходы составляют примерно 32% ВВП[2].

      В структуре промышленного производства в России, доминирует негосударственный сектор. Доля предприятий частного сектора в общем количестве промышленных предприятий составляла в 2010г. 88,4%, доля занятых на предприятиях частного сектора была равна в том же году 39,9%. Частные предприятия производили 29,6% промышленной продукции. Соответственно доля государственного сектора составляла 3,1% в общем количестве промышленных предприятий, 13,6% в численности занятых и 8,2% в общем объеме промышленной продукции. (Таблица 1)

 

 

 

 

 

                                                                                                 Таблица 1

Доля промышленного производства по формам собственности

Показатели

1994

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Государственная

19,9

8,2

8,2

8,1

8,2

7,9

6,7

Муниципальная

1,6

1,2

1,1

1,2

1,3

1,4

1,3

Смешанная государственная и частная, российская

60,9

51

33,1

29,9

24,3

22,4

20,4

Частная, российская

15

29,6

41,1

43,2

43,8

45,2

47,2

Общественные и религиозные организации

0,2

0,2

0,2

0,3

0,2

0,3

0,3

Иностранная и совместная российская и иностранная

 

2,4

9,8

16,3

17,3

22,2

22,8

24,1

Информация о работе Государственная собственность и ее роль в рыночной экономике