Государственная экономическая политика как инструмент повышения уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы рассмотреть механизм разработки и реализации государственной экономической политики для целей повышения уровня и качества жизни населения.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть приоритетность социального развития по отношению к экономическим задачам.
Описать систему показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения России, проанализировать их динамику за определенный период времени.
Показать взаимосвязь между экономическим развитием государства и уровнем жизни его населения.
Раскрыть приоритетные направления и особенности экономической политики в нашей стране.
Раскрыть пути совершенствования механизма разработки и реализации государственной экономической политики для целей повышения уровня благосостояния населения.

Содержание

Введение

3
ГЛАВА 1.
Понятие государственной экономической политики, как инструмента повышения уровня жизни населения

5
1.1.
Взаимосвязь между экономическим развитием государства и уровнем жизни его населения

5
1.2.
Система показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения

8
ГЛАВА 2.
Динамика уровня жизни населения и особенности экономической политики в Российской Федерации за 2008-2012 гг.

11
2.1.
Анализ динамики основных показателей уровня жизни в РФ за 2008-2012 гг.

11
2.2.
Ориентация экономической политики РФ на повышение уровня жизни населения, её приоритетные направления за 2008-2012 гг.

16
ГЛАВА 3.
Прогнозирование экономической политики РФ в целях повышения уровня и качества жизни населения

22
3.1.
Пути совершенствования государственной экономической политики России

22
3.2.
Прогнозируемые итоги государственной экономической политики РФ на 2030 год

26
Заключение

31
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 97.90 Кб (Скачать файл)

Основной  целью  государственной  политики  в  области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей  доступность  медицинской  помощи  и  повышение эффективности  медицинских  услуг,  объемы,  виды  и  качество  которых должны  соответствовать  уровню  заболеваемости  и  потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. 

Отдельной  задачей  является  активное  развитие  российской  медицинской  и  фармацевтической  промышленности  и  создание  условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно поднять уровень  обеспеченности  организаций здравоохранения и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе отечественного производства, до среднеевропейского уровня, как по количественным, так и по качественным показателям.

Реализация  целей  развития  системы  здравоохранения предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая  задача -  обеспечение  государственных  гарантий  оказания гражданам  бесплатной  медицинской  помощи  в  полном  объеме

Вторая  задача - модернизация системы обязательного медицинского страхования  и  развитие  системы  добровольного  медицинского страхования. Осуществление перехода на одноканальную модель финансирования  медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, включая законодательное закрепление доходных источников и расходных обязательств. Введение  предельного  размера  годового  заработка,  на  который начисляются страховые взносы.

Третья  задача -  обеспечение  доступности  для  населения  эффективных технологий оказания медицинской помощи на всех ее этапах.

Четвертая задача - улучшение лекарственного обеспечения граждан и др.

В  основу  развития  системы  образования  должны  быть  положены такие принципы проектной,  как  открытость  образования  к внешним  запросам,  применение  проектных  методов,  конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике,  адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. 

Обновление  организационно-экономических  механизмов  на  всех уровнях  системы  образования  обеспечит  ее  соответствие  перспективным тенденциям  экономического  развития и общественным  потребностям, повысит  практическую  ориентацию  отрасли,  ее  инвестиционную привлекательность.

Повышение  гибкости  и  многообразия  форм  предоставления  услуг системы  дошкольного  образования  обеспечит  поддержку  и  более  полное использование образовательного потенциала семей.

Необходимо  обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных  организаций, предоставляющих качественные образовательные  услуги,  к  образовательной  инфраструктуре  и государственному и муниципальному финансированию3.

Инновационная экономика невозможна без понятных и прозрачных  правил  функционирования  рынка  труда  и  трудовых отношений, для  соблюдения которых должна быть налажена действенная система  контроля  и  надзора,  что,  в  свою  очередь,  будет  способствовать легализации трудовых отношений и иных видов деятельности, приносящей доход.

Исходя  из  тенденций  развития  экономики  и  рынка  труда,  целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе  является  создание  правовых,  экономических  и институциональных  условий,  обеспечивающих  развитие  гибкого эффективно  функционирующего  рынка  труда,  позволяющего  преодолеть структурное  несоответствие  спроса  и  предложения  на  рабочую  силу, сократить  долю  нелегальной  занятости,  повысить  мотивацию  к  труду  и трудовую мобильность.

Для повышения  доступности жилья необходимо  обеспечить  условия  для  существенного роста объема жилищного  строительства  с  целью  увеличения  предложения  жилья  на конкурентном  рынке  в  соответствии  с  ростом  платежеспособного  спроса населения.

Развитие  массового  жилищного  строительства  потребует  развития промышленной  базы  стройиндустрии  и  промышленности  строительных материалов,  стимулирования  применения  новых  технологий  в строительстве  и  новых  строительных  материалов,  развития  свободной конкуренции  между  частными  коммерческими  и  некоммерческими застройщиками.

Следовательно,  для  реализации  стратегической  цели  страны  –  повышения  реального жизненного уровня населения и его качества – необходимо не на словах, а на деле обеспечивать  приоритетное  развитие России  с  точки  зрения  ее  национальных  интересов  и  выбранной модели социально ориентированной рыночной экономики. 

 

3.2. Прогнозируемые итоги государственной экономической политики

РФ  на 2030 год

 

Во всех вариантах прогноза в части оплаты труда работников  бюджетного сектора  к 2020  году  предполагается доведение  до  эффективного  уровня заработной  платы  медицинских  и педагогических  работников,  работников культуры  и  научно-исследовательского персонала  (в  соответствии  с  Указом Президента  Российской  Федерации  от  7 мая  2012  г. №  597). 

В  отношении  динамики  заработной  платы  в  частном  секторе  экономики предполагается, что в целом она будет соответствовать темпам роста производительности труда. В  результате  в  2012-2030  гг.  реальная  заработная  плата  в  целом  по  экономике  в  консервативном  варианте  будет  расти  со  среднегодовым  темпом  4,1%,  а  ее  рост к  2030 году  составит  2,1 раза.  С  учетом  более  высоких  темпов  роста  экономики в  инновационном  варианте  темпы  роста  реальной  заработной  платы  составят  5,0%, и  к  2030 году  она  увеличится  в  2,5  раза4.

Прогноз  в  области  пенсионного  обеспечения  строится  исходя  из  необходимости реформирования пенсионной системы.

В  результате  средний  размер  трудовой  пенсии  (среднегодовой)  к 2030  году увеличится  по  сравнению  с  2012 годом приблизительно 3  раза Соотношение среднего размера трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера  к 2030  году  увеличится  с 1,7  раза  в 2012  году до 2.

В  2012-2030  гг.  согласно инновационному варианту рост экономики сформирует  благоприятные  условия  для роста денежных  доходов населения. Кроме того, дополнительными драйверами, способствующими повышению благосостояния населения,  станут высокие темпы  роста  заработной  платы  в бюджетном  секторе и снижение  общего инфляционного напряжения.

За  период  2012-2030  гг.  реальные располагаемые денежные  доходы населения вырастут в 2,2 раза. 

На  фоне  увеличения  денежных  доходов  населения  ожидается рост  потребления, стимулируемый  высокими  темпами  потребительского  кредитования  (в  связи  с  низким накопленным долгом домашних хозяйств в редшествующий период) и снижением нормы сбережения. Согласно прогнозу  склонность  к сбережению  снизится  до  6,4%  к 2015-2017 годам.5 

Обеспечение  эффективного  уровня заработной платы в бюджетном секторе, повышение уровня  пенсионного обеспечения  будут  способствовать сокращению доли бедного населения.  В  инновационном  варианте уровень  бедности  снизится  с  12,7%  в 2011 году почти до 10% к 2020 году, а   в 2030  году  не  превысит  7%.  Реализация  мер  по  сокращению  бедности,  повышению  уровня  социальной поддержки  семей  с  детьми  и  уровня  оплаты  труда  работников  бюджетной  сферы  будет способствовать росту среднего класса.

В  рамках  инновационного  сценария  доля  среднего  класса повышается  с  22%  населения  в  2010  году  до  48-52%  в  2030  году. 

На развитие здравоохранения будут влиять следующие факторы:

-  снижение  численности  населения  трудоспособного   возраста  России  с  86,6 млн.  человек в 2012 году до 77,2 млн.  человек к 2030 году; 

-  численность   населения  старше  трудоспособного   возраста  возрастет  с  32,8 млн.  человек в 2012 году до 40,4 млн.  человек к 2030 году.

Вместе  с  тем  предстоит  обеспечить  достижение  к  2018  году  следующих целевых показателей:

1. Снижение  смертности от болезней системы  кровообращения до 649,4 случаев на 100 тыс. населения.

2.  Снижение  смертности  от  новообразований  (в  том  числе от  злокачественных)  до 192,8 случаев на 100 тыс. населения.

3. Снижение  смертности от туберкулеза до 11,8 случаев на 100 тыс. населения.

4.  Снижение  смертности  от  дорожно-транспортных  происшествий  до  10,6 случаев на 100 тыс. населения.

5.  Снижение  младенческой  смертности,  в   первую  очередь  за  счет  снижения  ее в регионах с высоким уровнем данного показателя, до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми.

6.  Доведение   объема  производства  отечественных  лекарственных  средств по  номенклатуре  перечня  стратегически  значимых  лекарственных  средств  и  перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90%.

7.  Повышение   средней  заработной  платы   врачей  до  200  процентов  от  средней заработной платы в соответствующем регионе.

8.  Повышение   средней  заработной  платы   социальных  работников  медицинских  организаций,  младшего  медицинского  персонала  (персонала,  обеспечивающего  условия для  предоставления  медицинских  услуг),  среднего  медицинского  (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до  100% от  средней  заработной  платы  в  соответствующем  регионе,  работников медицинских  организаций,  имеющих  высшее медицинское  (фармацевтическое)  или  иное высшее  образование,  предоставляющих  медицинские  услуги  (обеспечивающих предоставление  медицинских  услуг),  до  200  процентов  от  средней  заработной  платы      в соответствующем регионе.

Результатом  модернизации  профессионального  образования  в  прогнозный  период станут: 

- удельный  вес  численности  студентов,  обучающихся  в  ведущих  образовательных организациях высшего образования, увеличится с 5% в 2011 году до 20% в 2020 году;

- изменение  к  2020  году  удельного  веса  численности  выпускников  программ профессионального  образования  соответствующего  уровня  в  общей  численности выпускников  составит  по  программам  прикладного  бакалавриата    21%,  на  программах бакалавриата  – 31,7%,  на  программах  подготовки  специалистов  – 6,7%,  на  программах магистратуры – 10%;

- удельный вес численности трудоустроившихся не позднее завершения первого года после  выпуска  выпускников  очной  формы  обучения  по  основным  образовательным программам  профессионального  образования  (включая  программы  высшего профессионального образования) возрастет с 40% в 2011 году до 60% в 2020 году;

- удельный  вес  занятого  населения,  прошедшего  повышение  квалификации  и  (или) переподготовку в возрасте 25-65 лет, вырастет с 22% в 2011 году до 55%  в 2020 году и т.д.

К 2016 году предполагается обеспечить достижение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

В  результате  модернизации  сфер  дошкольного,  общеобразовательного  и дополнительного  образования  детей предусматривается  достичь  следующих показателей: все  дети-инвалиды,  которым  показано  обучение  в  форме  дистанционного  образования, будут иметь возможность получения общего образования в такой форме; будет обеспечено подключение  100%  школ  к  высокоскоростному  Интернету;  средняя  заработная  плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций к 2013 году будет доведена  до  средней  заработной  платы  в  сфере  общего  образования  в  соответствующем регионе,  а  педагогических  работников  общеобразовательных  организаций  –  до  средней заработной платы в экономике субъекта Российской Федерации; к 2020   году охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования в общей численности детей этого возраста составит 75%.

Численность  учащихся  в  общеобразовательных  учреждениях  увеличится  на  12,3% с 13,7 млн. человек до 15,4 млн. человек в 2030 году.

Численность обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования увеличится в 1,9 раза с 2,1 млн. человек в 2011 году до 4 млн. человек в 2030 году. В то же время  численность  студентов  учреждений  высшего  профессионального  образования сократится на 13% с 6,5 млн. человек до 5,6 млн. человек к 2030 году.

Эти  социальные  сдвиги  являются  не  только  результатом,  но  и  предпосылкой устойчивого  экономического  развития,  поскольку  предполагают  формирование человеческого  капитала  более  высокого  качества,  рост  производительности  труда.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении, проанализировав данную тему, можно сделать следующие выводы.

Для превращения  России в процветающую державу, в  которой качество и уровень жизни  людей отвечают мировым стандартам, необходимо проводить эффективную экономическую политику.

Стратегические перспективы экономики страны должны быть связаны с поддержанием достигнутого уровня жизни населения, повышением потребительского спроса населения, выработкой  такой экономической политики,  которая не приводила бы  к снижению потребления  и благосостояния людей, углублению имущественной и  социальной дифференциации.

Информация о работе Государственная экономическая политика как инструмент повышения уровня жизни населения