Государственное регулирование агропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:55, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной мной темы реферата заключается, прежде всего, в том, что агропромышленный комплекс (АПК) является одним из важнейших комплексов национальной экономики. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.

Вложенные файлы: 1 файл

АПК реферат.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  выбранной мной  темы реферата заключается, прежде всего, в том, что агропромышленный комплекс (АПК) является одним из важнейших  комплексов национальной экономики. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.

     Кроме того, агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три  сферы связанных между собой отраслей: совокупность отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство, пищевую и мясомолочную промышленность, заготовительную систему средствами производства; непосредственно сельскохозяйственное производство; совокупность отраслей и производств, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение и переработку сельскохозяйственного сырья.

     Для его развития требуется разработка долговременных прогнозов и программ. Снижение зависимости страны в продовольственной  сфере предполагает разработку общей концепции и программы национальной безопасности страны, где необходимо обосновать продовольственную независимость страны, уровень участия России в мировом производстве и распределении продукции.

     Многоукладность в аграрном секторе экономики, переход к рыночным принципам распределения продукции, формирование свободного рынка материально-технических ресурсов и принятый законопроект об обороте земель сельскохозяйственного назначения будут способствовать эффективности функционирования АПК и обеспечению продовольственной безопасности.

     1. Состав аграрно-промышленного комплекса,  цели и задачи его развития

     Аграрно-промышленный комплекс является жизненно важным для  страны сектором экономики. В АПК  создается около 30% ВВП, потребительский  рынок на 75% формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленных из сельскохозяйственного сырья.

     Агропромышленный  комплекс национальной экономики представляет собой совокупность технологически и экономически взаимосвязанных  отраслей, общей конечной целью деятельности которых служат наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и потребительских товарах из сельскохозяйственного сырья, обеспечение продовольственной безопасности, коренное изменение условий жизни и труда сельского населения на основе роста эффективности функционирования комплекса.

     АПК является сложной биотехнологической системой. В его основной сфере - сельском хозяйстве - используются важнейшие  средства производства естественного  происхождения - земля, вода и др. Природно-климатические и метеорологические условия оказывают большое влияние на результаты хозяйственной деятельности, обусловливают рисковый характер производства в сельском хозяйстве. Государственное регулирование и поддержка устойчивого развития АПК выступают объективной необходимостью рыночной экономики.

     АПК - сложная социально-экономическая  система. Она включает предприятия, принадлежащие к разным формам собственности  и хозяйствования, имеющим многообразные  потребности и интересы.

     Государственное регулирование должно обеспечить целенаправленное эффективное функционирование АПК как единого целого на основе согласования интересов, равноправия субъектов всех форм хозяйствования.

     Аграрная  политика страны должна быть направлена на развитие устойчивого и конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего продовольственной безопасности страны, сближению качества жизни и социальной инфраструктуры сельского и городского населения.

     Исходя  из многообразия природно-экономических  условий, необходим дифференцированный подход к формированию социально-экономической политики по отношению к отдельным регионам и рациональному размещению производства. Изменения в традиционно сложившемся размещении и специализации агропромышленного производства происходят как под воздействием рыночных отношений, так и механизмов их регулирования на основе отраслевых и территориальных целевых программ.

     В долгосрочной перспективе целью  развития АПК является формирование устойчивого и эффективного сельского  хозяйства и других отраслей, обеспечивающих насыщение рынка качественным продовольствием, доступным для всех групп населения, и продовольственную безопасность страны.

     Нужен новый подход к социальному развитию села, которое должно рассматриваться  не только как территория, связанная с сельскохозяйственной деятельностью, но и как среда обитания и приложения труда его жителей, обладающих возможностью заниматься и другими видами деятельности и иметь условия жизни наравне с городскими жителями.

     При разработке государственных прогнозов и целевых программ развития АПК страны обычно подразделяют на три сферы.

     · Сфера 1 - совокупность отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство, пищевую  и мясомолочную промышленность, заготовительную  систему средствами производства;

     · Сфера 2 - непосредственно сельскохозяйственное производство;

     · Сфера 3 - совокупность отраслей и производств, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение и переработку сельскохозяйственного  сырья. Обслуживание процесса воспроизводства  во всех сферах АПК осуществляется отраслями производственной инфраструктуры.

     2. Направления, методы, конкретные  механизмы государственного регулирования  аграрно-промышленного комплекса  России.

     2.1 Направления государственного регулирования  аграрно-промышленного комплекса.

     В современной западной экономике сельское хозяйство как одну из важнейших сфер экономики активно поддерживает государство. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно соотношение спроса и предложения, дополняется активным государственным регулированием.

     Государством  устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители  защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок  ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка.

     Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный  бюджет. Регулирование развития АПК в рыночной экономике многоаспектно. Поддержка со стороны государства сельскохозяйственных производителей оказывается во всех развитых странах. Например, в Германии, Канаде, США, Франции государство вкладывает от 42 до 52% затрат на производство сельскохозяйственной продукции, в скандинавских странах - от 60% до 80%. В России в поддержку сельского хозяйства вкладывается 1,4% всего государственного бюджета.

     В странах Европейского союза функционирует  система государственных закупок  сельскохозяйственных продуктов, регулируются экспорт и импорт продовольствия, устанавливаются квоты на производство основных сельскохозяйственных продуктов, применяются гарантированные цены, обеспечивающие стабилизацию рынка продовольствия, субсидируются мероприятия по реконструкции системы переработки и реализации продукции, оказывается помощь в создании инфраструктуры, обустройстве сельской местности и охране окружающей среды. Бюджетные субсидии в странах ЕС составляют более 50% общего дохода фермерских семей.

     В России регулирующие функции государства должны осуществляться по следующим направлениям.

     1. Создание законодательной базы, правовое обеспечение регулирования.  Законодательная база государственного  регулирования АПК существенно  подкреплена Земельным кодексом  РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ. Государственное регулирование должно быть направлено на предотвращение отрицательного воздействия монопольных структур.

     В России в процессе осуществления  аграрной реформы сложились сильно монополизированные ресурсный, сырьевой, продовольственный аграрные рынки. Монополизм смежных отраслей АПК, большое количество посредников при невмешательстве государства привели к резкому диспаритету цен, перераспределению созданного в сельском хозяйстве валового дохода в пользу монополистов, посредников и в итоге к суженному воспроизводству в базовой отрасли АПК.

     2. Формирование конкурентной среды  на всех аграрных рынках. Это  будет способствовать перераспределению  конечного дохода АПК пропорционально затратам всех его звеньев. Кроме того, необходима законодательная основа для усиления роли государства в регулировании деятельности предприятий энергетического комплекса, транспорта, связи, чтобы ликвидировать диспаритет цен.

     3. Поддержка устойчивости развития АПК, создание условий для адаптации товаропроизводителей к рыночным условиям. Важной функцией государственного регулирования в этой связи является поддержание устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье.

     Государство способствует образованию платежеспособного  спроса населения, воздействуя на формирование доходов основных групп населения, через регулирование системы  цен на продукцию АПК, государственный  заказ, закупки продовольствия в  федеральные и региональные фонды.

     4. Проведение политики разумного  протекционизма, обеспечение продовольственной  безопасности с помощью системы  таможенных тарифов, налогов на  импортируемые продовольственные  товары.

     5. Создание благоприятного климата  для иностранных инвесторов, образование совместных предприятий АПК, предоставление государственных гарантий для иностранных кредиторов при импорте передовых техники и технологии.

     6. Финансирование ключевых направлений  науки по проблемам АПК, участие  в финансировании инвестиционных проектов по созданию новых технологий, отвечающих мировым стандартам.

     2.2 Методы государственного регулирования  аграрно-промышленного комплекса.

     Основными конкретными методами, применяемыми для обоснования прогнозных показателей  развития АПК, являются:

     • программно-целевой;

     • балансовый;

     • нормативный.

     Программно-целевое  планирование развития АПК. Отечественная  многолетняя практика, современный  опыт программно-целевого планирования агропромышленной сферы в зарубежных странах выработали механизм такого регулирования. В США в рамках целевых программ АПК, финансируемых из федерального бюджета, ежегодно выделяются на поддержку аграрной сферы десятки миллиардов долларов, не считая сумм, предоставленных на субсидирование закупочных цен и кредитование оборотных средств.

     В аграрно-промышленном комплексе России разработаны и утверждены конкретные отраслевые программы «Зерно», «Молоко», «Лен», «Повышение плодородия почвы» и  др. Правительством РФ утверждена федеральная  комплексная программа «Социальное  развитие села на период до 2010 года». Кроме того, утверждены ведомственные программы: «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008 - 2010 годы)», «Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 годы», «Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы», «О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008-2010 годы».

     Балансовый  метод. Для обеспечения пропорциональности в развитии отраслей АПК разрабатывается система балансов АПК. С ее помощью обеспечивается балансовая увязка объемов производства сельскохозяйственной продукции с материально-техническим оснащением сельского хозяйства, объемов переработки сельскохозяйственной продукции с мощностями перерабатывающей промышленности, капитальными вложениями на развитие отраслей АПК.

     Система балансов АПК включает: материальные балансы производства и использования  основных продуктов сельского хозяйства (баланс зерна, мяса и др.), балансы производственных мощностей, межотраслевой баланс АПК и др. С помощью динамической модели, разработанной применительно к АПК, обеспечиваются межотраслевая увязка и сбалансированное развитие отраслей и сфер АПК, а также можно определить потребность АПК в капитальных вложениях, трудовых и материальных ресурсах.

Информация о работе Государственное регулирование агропромышленного комплекса