Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.
Структура данной работы включает три раздела, каждый из которых решает одну из указанных задач.
Объект изучения работы – способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Методы государственного регулирования внешней торговли……………….
1.1. Тарифные методы регулирования…………………………………………..
1.2. Нетарифные методы регулирования………………………………………..
2. Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе………………..
3. Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике
Беларусь……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников………………
Составляющей таможенного тарифа являются преференции, предоставляемые некоторым странам согласно двусторонним договоренностям. В настоящее время в Европейском Союзе действует шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них – схема Общей системы преференций (ОСП). Страна производства товаров должно подтверждаться сертификатом происхождения; необходимо также соблюдение требования прямой отгрузки товара из страны-экспортера в ЕС. ОСП распространяется на развивающиеся страны и на некоторые страны с переходной экономикой. Республика Беларусь также включена в этот список. [2, с. 264]
Все товары, в отношении которых действует ОСП, разделены на четыре группы в зависимости от чувствительности их импорта для рынка ЕС. Однако, некоторые, такие, как текстиль и черные металлы, вообще выведены за пределы ОСП. Их ввоз ограничивается определенными квотами. Тарифные преференции определяются путем модуляции ставок пошлин в зависимости от принадлежности к одной из этих групп: 15% – для очень чувствительных товаров (т. е. на столько снижается ставка тарифа), 30% – для чувствительных, 65% – для получувствительных, с нечувствительных товаров таможенная пошлина не взимается. Сельскохозяйственный раздел ОСП более ограничен по сравнению с промышленным. Это связано с тем, что система преференций направлена на поощрение именно индустриального развития стран «третьего мира», а не экспорта конкурирующей агропродукции. Так, на большинство видов агропродукции установлены либо специфические, либо смешанные пошлины; преференции же действуют только в отношении адвалорной. [14, с. 86; 7, с. 34]
В настоящее время центральное место в общей внешнеторговой политике ЕС занимают многосторонняя экономическая дипломатия в рамках ГАТТ/ВТО и решение торгово-политических вопросов, связанных с расширением ЕС.
Итак, в рамках Европейского Союза действует общая торговая политика, официальной целью которой считается свободная внешняя торговля. На практике же ЕС использует разнообразные методы тарифной и нетарифной защиты для своих чувствительных отраслей от иностранной конкуренции. Средний уровень тарифов на импорт в ЕС является невысоким – примерно 4 - 5%, а на готовые изделия - 6,2%; однако ставки пошлины значительно различаются по товарным позициям. Среди нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности в последнее время все большее внимание уделяется антидемпинговым мерам. Существующая система преференций направлена на поощрение промышленного экспорта развивающихся стран. Страны ЕС являются участниками ВТО и принимают активное участие в разработке международных торговых договоров.
3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Оценка системы
Неотъемлемой частью таможенного законодательства и основным элементом регулирования внешней торговли в Республике Беларусь является таможенный тариф. Таможенные пошлины определяются Советом Министров. В настоящее время действуют пошлины, введенные Постановлением Совета Министров №865 от 28 июня 2002г. «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» [17, с. 2]. Согласно расчетам НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, средневзвешенный уровень пошлин составляет 9,8% (их среднеарифметический уровень равняется 12%), в том числе по сельскохозяйственной продукции – 12%, по промышленной – 9,6% [7, с. 35]. Так же, как и в ЕС, существует тенденция возрастания ставки таможенной пошлины в зависимости от увеличения степени обработки сырья (пример и сравнение тарифных ставок Республики Беларусь и ЕС представлены в таблице А.1). Применяемые в Беларуси и ЕС ставки на некоторые готовые товары сравниваются в таблице А.2.
Как можно заметить, уровень тарифной защиты в Республике Беларусь превышает имеющийся в странах ЕС. Однако в Евросоюзе более развита система мер нетарифного регулирования, чем в нашей республике. Следует также учитывать различие в уровнях развития Беларуси, страны с переходной экономикой, и ЕС, одного из наиболее развитого региона мира. В подобных условиях невозможно абсолютное копирование опыт Евросоюза, так как необходимо до определенного момента осуществлять поддержку и защиту отечественных производителей.
Беларусь также имеет собственную автономную систему преференций, пользователями которой являются развивающиеся страны. В перечень чувствительных товаров Республике Беларусь в основном входит продукция пищевой (мясо, молоко и молочные продукты, подсолнечное масло, маргарин, колбасы, сахар и др.), а также химической (шины, удобрения минеральные, лекарственные средства), легкой (хлопчатобумажные ткани, продукция швейной промышленности, обувь, ковры) и машиностроительной (грузовые автомобили, телевизионная техника, тракторы, продукция металлургической промышленности) отраслей. В отличие от дезагрегированного аналогичного списка ЕС, список чувствительных товаров Беларуси представлен товарными позициями по четырех- и даже двухзначному коду. Основная часть товаров из данного перечня в Республике Беларусь облагается по ставкам в пределах 10-20%. Очевидна недостаточная степень тарифной защиты товаров, отнесенных к разряду чувствительных, и одновременно экономически необоснованная раздутость списка. [13, с. 63]
Протекционистская государственная политика проявляется и в использовании нетарифных инструментов внешней политики.
При определении страны происхождения и таможенной стоимости товара в Республике Беларусь применяются нормы, выработанные международной практикой, и не существует значительных отличий от законодательства ЕС в этой области [7, с. 35].
В настоящий момент квотирование импорта установлено Правительством Республики Беларусь в отношении следующих товаров:
Советом министров Республики Беларусь утверждены исчерпывающие перечни товаров:
В соответствии с Положением о порядке выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров в Республике Беларусь, Министерством торговли выдаются следующие виды лицензий:
Одним из способов защиты национальных производителей от иностранной конкуренции является налог с продаж импортной продукции, который различается в зависимости от типа товара; например, налог с продаж импортной пищевой продукции составляет 15%.
Крупнейшим партнером Беларуси по импорту является Россия: ее импорт в республику составил 7559,3 млн. долларов США в 2003г., и это 65,7% от всего объема импорта в Беларусь [25]. В 1995 г. между Россией и Беларусью было подписано соглашение о создании Таможенного союза. Несмотря на этот факт в настоящее время существует множество препятствий для проведения свободной торговли между странами и обеспечения равной конкуренции между предприятиями «союзных» стран. Основной проблемой во внешнеторговых отношениях между Республикой Беларусь и Россией являются так называемые технические барьеры. В официальных документах декларируется всевозможное содействие торговле со стороны правительств обеих стран, однако де-факто постоянно создаются новые либо усложняются существующие нетарифные барьеры. Например, сертификаты качества продукции питания, изданные в России не действительны в Беларуси. Расходы импортеров на приобретение многочисленных сертификатов (экологического, ветеринарного и пр.), на продление лицензии, на уплату налога с продажи импорта закономерно увеличивают рыночную цену товара и делают его менее конкурентоспособным на белорусском рынке. В результате сокращаются как импортные, так и экспортные потоки (в силу того что российские граждане не получают дополнительный доход от экспорта, который они могли бы расходовать на белорусский импорт).
Правительство Беларуси,
проводя протекционистскую
Для вступления Республики Беларусь в ВТО необходимо существенно изменить правовую базу государственного регулирования ВЭД, снизить тариф и отменить количественные ограничения импорта. Присоединение республики к ВТО, несомненно, принесет ей ряд преимуществ; но с другой стороны, резкие изменения в тарифных ставках и отмена основных мер нетарифного регулирования поставят в тяжелое положение большинство отечественных производителей. Возможность роста экспорта в условиях низкой конкурентоспособности белорусских товаров и жесткой антидемпинговой политики на мировом рынке маловероятна. Принимая это во внимание, можно сделать вывод, что присоединение Беларуси к ВТО будет выгодным для экономики только при соответствии показателей макроэкономической политики выдвигаемым требованиям либерализации внешнеторговой политики. В противном случае такая либерализация поставит республику в крайне невыгодное положение, поскольку фактически превратит страну в экспортера сырья и низкотехнологической продукции.
Внешнеторговая политика Республики Беларусь имеет ярко выраженные протекционистские черты. Правительство ограничивает потоки импорта посредством высоких (по сравнению с европейскими) тарифов и через разнообразные нетарифные ограничения. Кроме того, государство поддерживает национальных экспортеров через субсидирование и предоставление льготных кредитов. Торговые отношения с крупнейшим экономическим партнером Беларуси – Россией фактически развиваются очень медленно, несмотря на создание таможенного союза между странами и заключение других соглашений, которые, к сожалению, не находят реального применения. Очевидно, что требуется новая доктрина, преодолевающая закрытость экономики Беларуси, но не любой ценой, а с ориентацией ее на экономический рост, согласованием с общей макроэкономической политикой государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире ни одна страна не придерживается политики абсолютного либерализма или открытости экономики. Для регулирования внешней торговли государство использует инструменты, которые можно подразделить на тарифные (т.е. использование таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Тенденцией настоящего времени отмечается сокращение тарифных ограничений и одновременное увеличение и усложнение нетарифных барьеров внешней торговли.
Реализуемая в Европейском Союзе общая торговая политика направлена на минимизацию государственного регулирования в тех сферах, где ЕС производит высоко конкурентоспособную продукцию либо в отраслях, где страны-члены Союза не имеют цели завоевать значительной ниши. Что касается продукции, отнесенной к категории чувствительной, то здесь правительство проводит политику защиты национальных производителей, ограничивая различными методами импорт.
В Республике Беларусь проводится политика протекционизма, выражающаяся в ограничении импорта высокими тарифными ставками и, более того, в поддержке экспортеров через субсидирование. Очевидно, что характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Резкая либерализация внешней торговли невозможна и нецелесообразна – она должна следовать за соответствующими преобразованиями внутренней экономики страны. Однако изменение курса внешнеторговой политики от ее закрытости к постепенной либерализации можно начать, если осуществить ряд прогрессивных преобразований в отношениях с Россией – крупнейшим белорусским внешнеторговым партнером.
Беларуси стоит учесть
западноевропейский опыт в сфере
регулирования внешней
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли