Государственное регулирование внешне экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:10, контрольная работа

Краткое описание

Государственное регулирование внешнеэкономических связей — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальны- " мл интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Содержание

Введение
1. Цели и принципы государственного регулирования
2. Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
3. Государственное регулирование внешней торговли
Заключение
Литература
Практическая ситуация
Задача
Тест

Вложенные файлы: 1 файл

!!!.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение

    1. Цели и принципы государственного регулирования
    2. Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
    3. Государственное регулирование внешней торговли

Заключение

Литература

Практическая  ситуация

Задача

Тест        
 

 

 

Введение      

    В современных условиях любое государство  тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.     

    Государственное регулирование внешнеэкономических  связей — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия  на экономические отношения между  странами в соответствии с государственными и национальны- " мл интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.      

    Применительно к международной торговле, как  главному объекту регулирования, правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.      

        

 

    

    1. Цели и принципы  государственного  регулирования.     

    Основные  цели госрегулирования ВЭД состоят  в следующем:      

    • использование внешнеэкономических  связей для ускорения создания в России рыночной экономики;     

    • содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;      

    • создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;      

    • защита национальных внешнеэкономических  интересов, защита внутреннего рынка;     

    • создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.     

    Государственное регулирование ВЭД в России в  условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:     

    • единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;     

    • единство системы государственного регулирования и контроля за его  реализацией;     

    • перенос центра тяжести регулирования  ВЭД с административных на экономические  методы;     

    • четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;     

    • обеспечение равенства всех участников ВЭД.     

    Особое  значение сегодня имеет четкое разграничение  компетенции Федерации и ее субъектов  в сфере ВЭД. В компетенции  федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:     

    • определение основных принципов  осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;     

    • разработка соответствующих федеральных  программ;     

    • защита экономических интересов  страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;     

    • разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;      

    • подготовка и заключение международных  договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;     

    • организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;     

    • определение и реализация валютной политики страны;     

    • формирование и использование золотовалютных резервов РФ;     

    • контроль за порядком купли-продажи  отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);     

    • разработка платежного баланса РФ и  т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся  рыночной экономики правомочны:     

    • осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;     

    • контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;     

    • предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним  Федерация не отвечает);      

    • заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);     

    • иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:     

    • координация действий участников ВЭД;     

    • выполнение договоров РФ с зарубежными  странами (если их выполнение касается интересов регионов);     

    • разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;     

    • регулирование приграничной торговли;      

    • информационное обеспечение ВЭД.       
 

 

    

    2. Основные  направления, формы  и методы государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности.      

      Одной из важнейших  тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭО обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.      

    В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические  отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.      

    К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в  основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование  лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.     

    Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.     

    Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.     

    Выделяют  протекционистскую, умеренную и  политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш  взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.     

    Следует заметить, что в чистом виде экстремальных  случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства подходили очень близко либо к полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).     

    Наличие административных форм воздействия  на участников внешнеэкономических  отношений, как правило, связывают  с проведением протекционистской  или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность.     

    Вместе  с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических  формах воздействия) характерны и для  промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства.      

    Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики  и протекционизма.     

    Конкретные  методы и инструменты государственного регулирования, связаны с реализацией  отдельных направлений внешнеэкономической деятельности.     
 

 

    

    3. Государственное регулирование внешней  торговли.     

    Основной  формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное  регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

    Методы  государственного регулирования ВЭД      
Тарифные     Не тарифные       
Прямые (количественные) Косвенные (не количественные) 
скрытые финансовые
Система таможенных пошлин, применяемых в  данном государстве
  • Квотирование/контингентирование
  • Лицензирование
  • Добровольное ограничение экспорта
  • Антидемпинговые пошлины
  • Компенсационные пошлины и сборы
  • Стандарты (технические, санитарные, ветеринарные)
  • Административные и таможенные формальности
  • Импортные депозиты
  • Субсидирование экспорты
  • Кредитование экспорта

  

     Тарифные  методы направлены на регулирование  внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.     

    Таможенная  пошлина - разновидность акцизного  налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:

    • фискальную - пополнение госбюджета;
    • протекционистскую - защита отечественных производителей;
    • регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.
 

     Таможенные  пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.     

Информация о работе Государственное регулирование внешне экономической деятельности