Государственное регулирование занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование занятости в Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, занятости и безработицы, определение основных тенденций и направлений развития и регулирования явления занятости, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда.

Содержание

Введение
Глава 1. Занятость населения
1.1 Рынок труда: занятость, безработица и экономические циклы
1.2 Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда
Глава 2. Теоретические проблемы государственного регулирования занятости
2.1 Основные направления и методы государственного регулирования занятости на рынке труда
2.2 Госрегулирование занятости в макроэкономических моделях
Глава 3. Регулирование занятости в современной России
3.1 Российский рынок труда как объект государственного регулирования на этапе экономического роста
3.2 Модель госрегулирования занятости в РФ с точки зрения макроэкономики
3.3 Ключевые проблемы рынка труда и задачи службы занятости современной России
3.4 Будущее Российской политики в области занятости
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование занятости.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Практика показывает, что нет и не может быть единой политики, проводимой на рынке труда. Общероссийский рынок труда выступает как совокупность региональных и локальных рынков с их специфическими проблемами, поэтому большое значение имеет региональное регулирование процессов распределения и использования рабочей силы. Изучение этих процессов и отечественной практики показывает, что рынок труда не может развиваться без самостоятельности региональных и местных органов управления в решении вопросов эффективного использования имеющихся кадров с учетом особенностей региона или отрасли, оказания помощи при трудоустройстве и переподготовке, расширения определенных льгот и компенсации сверх установленного минимума и др.

Как показывает опыт развитых стран, жесткая централизация сковывает развитие разнообразных и комплексных форм регулирования занятости, мешает своевременному учету специфических проблем отдельных отраслей и регионов. Учитывая многообразие региональных рынков, модель регулирования российского рынка труда должна исходить из многовариантности их форм и методов.

Очевидно, что решение проблем безработицы требует комплексного подхода, сочетания макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий — с местными инициативами. Центральные органы государственной власти должны были бы выступить гарантом обеспечения единого для всех регионов страны минимума социальных гарантий, права на профподготовку и переподготовку, на получение социальных компенсаций при высвобождении и вынужденной безработице. Передавая функции местным органам, занимающимся непосредственно трудоустройством и социальной защитой безработных, государство должно гарантировать соблюдение законов и нормативных актов, регулирующих рынок труда. Особую значимость приобретают такие проблемы, как создание новых организационных структур занятости и рынка труда, выбор средств и методов регулирования занятости, соотношения государственных и частных инициатив, централизации и децентрализации в этой области[11].

Службы занятости. Как показывает зарубежный опыт, одну из ключевых ролей в регулировании рынка труда играют государственные службы содействия найму. Основные функции службы занятости состоят в следующем: изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней, содействие в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий по безработице, а также регистрация безработных и вакантных рабочих мест, тестирование лиц, желающих получить работу. В большинстве стран службы занятости являются государственными организациями. Вместе с тем наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм.

Необходимость внедрения новых форм и методов регулирования занятости потребовала существенных изменений в структуре и функциях службы содействия найму. Так, например, в Канаде для улучшения обслуживания различных групп населения и различных районов (крупных или небольших городов, сельской местности, отдаленных населенных пунктов) были созданы новые типы центров содействия найму.

Службы занятости — основные организационные структуры, осуществляющие на местах общегосударственную политику занятости. Опыт развитых стран свидетельствует о достаточно высокой результативности работы этих служб по снятию острых ситуаций на рынке труда.

Конкретный анализ опыта работы государственных служб занятости при изменении конъюнктуры рынка труда в результате социально-экономических преобразований показал, что деятельность вновь созданных служб занятости оказалась недостаточно эффективной, особенно по отношению к определенным группам населения, остро нуждающимся в трудоустройстве. Наименее результативным оно оказывается в отношении высококвалифицированных работников — специалистов и служащих. Как показал анализ, столь широкий спектр деятельности служб занятости и многообразие региональных рынков труда делают необходимым выбор наиболее эффективных мер регулирования рынка труда для того или иного региона, а также для определенных групп безработных с учетом их специфики[12].

 

2.2 Государственное регулирование  занятости в макроэкономических  моделях

 

Среди моделей, связанных с регулированием занятости и безработицы, наиболее известны две, основанные на классическом (неоклассическом) и кейнсианском (неокейнсианском) подходах. Они различаются оценкой возможностей и пределов государственного и рыночного регулирования национального хозяйства. Согласно классической теории механизм самокоррекции экономики, обеспечивающий эффективное распределение (перераспределение) и использование ресурсов труда, стал идеологическим фундаментом политики государственного невмешательства в сферу социально-трудовых отношений. Спонтанным регулятором занятости в данном контексте выступает собственно процесс производства товаров, обеспечивающий доход, необходимый и достаточный для закупки всей продукции на рынке. Поскольку предложение создает спрос, общее перепроизводство невозможно: обмен продукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и продажей не только товаров, но и факторов производства.

Проблема недопотребления в связи со склонностью к сбережениям в классической теории решается путем изменения ставки процента, позволяющей приводить в соответствие планы домохозяйств по сбережениям и инвестиционные намерения предпринимателей. Снижение процентной ставки стимулирует развитие производства, рост занятости и уменьшение безработицы. Существенным фактором, влияющим на уровень последней, является эластичность цен и заработной платы. Снижение оплаты труда уменьшает сумму расходов на покупки, сжимая предложение товаров и спрос на ресурс труда. Обострение конкуренции между товаропроизводителями побуждает их снижать издержки, в том числе связанные с оплатой труда. Причинно-следственная связь между высокой заработной платой и усилением безработицы наибольшее развитие получила в трудах А.Маршалла и А.Пигу.

В классической (неоклассической) интерпретации цена труда гибко реагирует на любые изменения со стороны спроса или предложения, поддерживая занятость в равновесном состоянии. Ее отклонение от оптимального значения порождает избыток ресурса труда. Сегодня многие сторонники неоклассической теории решающее значение придают зависимости уровня безработицы от размера заработной платы.

Применительно к российским условиям наибольший интерес представляет кейнсианский принцип эффективного спроса как основы увеличения масштабов занятости. Его недостаток ведет к недозагрузке производственных мощностей, сворачиванию производства, сокращению занятости, росту вынужденной безработицы.

Для обеспечения поступательного развития и достаточно высокого уровня занятости необходима государственная поддержка спроса посредством стимулирования личного потребления и объема инвестиций. Поскольку функция потребления относительно устойчива, для поддержания занятости в условиях экономического роста государство должно поощрять осуществление капиталовложений, причем лучше всего с помощью дискреционной фискальной политики. Госрасходы в данном случае целесообразно направлять на субсидирование новых рабочих мест, организацию общественных работ. Таким образом, согласно кейнсианской теории, на фоне снижения налогового бремени и создания благоприятных условий для расширения производства дискреционная политика стимулирует приток в экономику частных капиталовложений[13].

 

Глава 3. Регулирование занятости в современной России

 

3.1 Российский рынок труда  как объект госрегулирования  на этапе экономического роста

 

Становление рыночных отношений привело к трансформации занятости и предопределило принципиально новую ситуацию на рынке труда России.

Экономическая активность и неактивность населения. С 2000г. по 2005г. общий тренд в изменении численности населения России оставался стабильно негативным: за пять лет сокращение составило 3 млн. 416 тыс. человек, или 2,3% от уровня 2000г. Несмотря на это, численность населения в возрасте экономической активности (15-72 года) и в трудоспособных возрастах (16-59 лет для мужчин и 16-56 для женщин) в тот же период увеличивалась. Уровень экономической активности вырос на 1,1%, составив 55,2%. Таким образом, даже на фоне демографического снижения численности населения рынок труда реагировал на всеобщий экономический рост увеличением экономической активности населения.

Важным для рынка труда является вхождение в возраст экономической активности молодежных когорт, прежде всего в возрасте 20-29 лет; их доля в составе населения выросла с 14,4% в 2000г. до 16,1% в 2005г. Одновременно происходило сокращение численности лиц старших возрастов (60-72 года), которые по понятным причинам характеризуются низкими уровнями экономической активности и занятости[7].

Доля экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте росла за счет людей, не желавших работать. В абсолютных значениях их число в среднем повысилось в 1,5 раза. В возрастной структуре экономически неактивного населения наблюдалась тенденция к увеличению доли молодежи (до 24 лет), в первую очередь студентов, чему можно найти несколько объяснений. К наиболее очевидным относятся увеличение периода получения образования и наметившийся в последние годы рост рождаемости, отвлекающий с рынка труда молодых женщин. В общей численности неактивного населения в старших возрастных группах связано с действием двух факторов: новым пенсионным законодательством, отменившим любые ограничения на занятость пенсионеров, и достаточно высоким уровнем образования, что также положительно влияет на их занятость.

Уровень и динамика занятости в РФ, ее отраслевая структура. С 2000г. по 2005г. наблюдался устойчивый рост занятости в экономике: за этот период численность занятых увеличилась на 5,1%.

При изучении структуры занятости до 2004 года классификация занятых проводилась по отраслям экономики в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), а с 2004г. Росстат публикует данные по занятости согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), который в целом соответствует международной классификации отраслей. Это, безусловно, упрощает международные сравнения, однако возникают трудности с межсекторальным анализом трендов занятости внутри страны. Сопоставление данных по ОКОНХ и ОКВЭД представляет собой непростую задачу. Тем не менее, методологически они решаемы, поэтому на их основе можно сделать определенные выводы.

Сокращение занятых наблюдалось в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и науке. Остальные отрасли работников приобретали. Сохранилась тенденция их перераспределения в пользу секторов, производящих услуги. Анализ структуры занятости в соответствии с ОКВЭД свидетельствует о существенном "сбросе" рабочей силы в сельском хозяйстве. В промышленности сокращение в первую очередь происходило в обрабатывающих и значительно в меньшей степени в добывающих отраслях.

Наибольшее увеличение занятости в 2000-2005 гг. отмечалось в группе руководителей в органах власти и управления (рост на 81,6% по отношению к уровню 2000г.), а также среди неквалифицированных работников сферы обслуживания (на 61,2%) и высококвалифицированных специалистов (на 36,7%). И наоборот, наибольшее сокращение занятости наблюдалось в когорте неквалифицированных работников в сельском и лесном хозяйстве - до 52,1%, в промышленности, строительстве, на транспорте - до 55,3%, в ЖКХ - до 57,3% к уровню 2000г. При этом значительно выросла занятость в частном секторе и в организациях с участием иностранного капитала.

Формальная и неформальная занятость. На крупных и средних предприятиях численность занятых уменьшилась с 41,2 млн. человек в 2001г. до 38,2 млн. в 2005г., то есть почти на 3 млн. Можно говорить о том, что сектор крупных и средних предприятий сокращал свою долю на рынке. И наоборот, занятость на малых предприятиях, особенно в неформальном секторе, все эти годы росла как абсолютно, так и относительно.

Увеличение численности занятых на малых предприятиях с 6,5 млн. человек - в 2001г. до 8 млн. человек в 2005г. теоретически можно рассматривать как позитивный индикатор. Но по качеству рабочих мест малый бизнес по-прежнему значительно уступает крупным и средним предприятиям: в основном это низкопроизводительная, низкооплачиваемая и крайне нестабильная занятость с минимальным набором социальных гарантий или полным их отсутствием. Но если вопрос о росте занятости в малом бизнесе можно еще трактовать неоднозначно, то расширение масштабов неформальной занятости со всей очевидностью свидетельствует о неблагополучных и тревожных тенденциях.

Новый Трудовой кодекс расширил возможности и Сферу распространения срочных трудовых договоров - более "мягкой" формы трудовых отношений, которая в меньшей степени связывает обе стороны (работодателя и работника), снижая тем самым их заинтересованность в неформальных договоренностях. Одновременно стартовали налоговая и пенсионная реформы, также направленные на легализацию теневых доходов и неформальных экономических отношений Правомерно было ожидать, что и уровень неформальной занятости должен был бы снизиться. Между тем даже по официальной статистике уровень неформальной занятости повысился - с 14,5% в 2001г. до 18,5% в 2005г[7].

Российская неформальная занятость не является последним прибежищем наименее конкурентоспособных групп населения с явным доминированием женщин, как это наблюдается в развивающихся странах. "Лицо" российской неформальной занятости - скорее мужское, причем в ее составе можно выделить разные по образованию группы, в том числе объединяющие людей с вузовскими дипломами.

Трудоспособное население моложе 30 лет имеет наибольшие шансы занятости именно на неформальных условиях. Они готовы жертвовать неясными перспективами приобретения пенсионных прав и еще менее очевидными правами на другие социальные услуги в обмен на регулярную и часто более высокую заработную плату, которую им обеспечивает неформальная занятость

Устойчивость масштабов неформальной занятости может иметь и другое объяснение, лежащее на стороне спроса. Ведь не секрет, что частные микропредприятия, действующие в сфере торговли, услуг и строительства, сталкиваются с серьезными колебаниями спроса, нуждаются в гибком регулировании численности занятых. Лучше всего ее может обеспечить незарегистрированная занятость или работа на подряде.

Информация о работе Государственное регулирование занятости