Государственное регулирование российского рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:53, контрольная работа

Краткое описание

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из
важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условияхпереходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Экономика.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

      Политика трудоустройства и социальной  поддержки незанятого населения  в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне.  Поскольку задачи  данного  блока  в  значительной  степени  выполняются  региональными органами по труду  за  счёт  региональных  фондов  занятости,  а  в  составе которых  находится  порядка  80%  от  сумм  обязательных  страховых  взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов  власти.

В число задач  данного блока на региональном уровне  входят  развитие  систем подготовки и переподготовки рабочей силы  (в  первую  очередь  её  незанятой части),   совершенствование    структуры,    информационного    обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными  кадрами  центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства,  социальной поддержки безработных и поддержки на  рынке  труда  беженцев  и  вынужденных переселенцев,   граждан   с   ограниченной   трудоспособностью,    длительно

безработных, женщин, молодёжи и подростков  и  ряда  других  групп.  Вопросы организации общественных работ могут так же решатся на региональном уровне.

      На микроуровне регулирование  рынка труда  включает  законодательное   и иное  нормативное  регулирование,   финансовое,   налоговое   стимулирование поведения  на   рынке   труда   предприятий,   организаций,   индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

      На предприятиях осуществляется  управление персоналом, развитие  систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки  и  переподготовки  кадров.

От успешного  решения  предприятиями  задач  в  сфере  управления  персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так  и  рыночная конкурентоспособность  самих  предприятий.  В  конечном  счёте   именно   на предприятиях  производится  сохранение  и  создание  новых   рабочих   мест,“деление”  рабочих  мест,  перевод  части  работников  в  режимы   неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

      В  домохозяйствах  осуществляются  основные  функции   воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит  суммарное  предложение труда в стране и регионе.  Домохозяйства,  традиционно  являвшиеся  в  нашей стране в последние десятилетия потребительскими  ячейками  общества,  теперь частично  восстановили  производственные  функции.  Фермерские  и  некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются, наряду,  с  предприятиями

субъектами воссоздания  рабочих  мест.  Поддержка  экономической  активности домохозяйств  так  же  входит  в  число  приоритетов   регулирования   рынка труда.Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически перспективных   рабочих   мест   в  послекризисной    перспективе    должно рассматриваться как генеральное  направление  регулирование  рынка  труда  в стране. Но  финансирование  соответствующих  программ  должно  в  дальнейшем производиться не из фондов занятости, а из собственных средств  предприятий, за счёт кредитных ресурсов и, при наличии  возможности,  из  государственных

бюджетов всех уровней .

 

 Инструменты государственного регулирования.

 

Можно   указать   на   следующие   основные   инструменты   государственного регулирования, так или иначе  применяемого  во  многих  странах  с  развитой рыночной  экономикой.  Во   –   первых,   широкое   распространение   общего государственного   планирования   с   применением   целевых   установок    и ориентированных показателей. При  этом  общее  государственное  планирование охватывает такие важные показатели, как национальный  доход,  динамика  цен, внешняя экономическая деятельность и  т.д.,  и  создает   тем  самым  основу

долгосрочной  экономической политики. Все это  спасобствует более  динамичному и  поступательному  развитию  рыночного  хозяйства.  Следует  отметить,  что современная  система  национальных  счетов,  на  которую  переходит  Россия, основываются полностью на теоритических выводах неокийнсианцев.

Во-вторых,  среднесрочное  финансовое  планирование,  которое   представляет собой механизм использования государственного бюджета в  качестве  основного инстумента всей системы государственного регулирования  рыночных  отношений.

В-третьих,  политика  «согласования  действий»,   сутью   которой   является

достижение   согласованности   интересов   работодателей,    работников    и

государства.  При  этом  происходит   согласование   размеров   прибылей   и

заработной  платы  с учетом общих потребностей  рыночной  экономики  той  или иной  страны.  В-четвертых,  активное  применение  такого  инструмента,  как государственная кредитно-денежная политика.Экономическая   политика   российского   правительства,   направленная    на уменьшение дефицита госбюджета путем  сокращения  государственных  расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих  на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была  связана с государством как крупнейшим  заказчиком  и  работодателем.  В  этой  связи можно привести  опят   США   30-х   годов,   концентрированным   выражением экономической  политики  которых  является  призыв  к   американской   нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного  спасения»,  с  которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.Целенаправленное  воздействие на  организационной аспект   фунционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств,  чем  непосредственное поддержание спроса на  труд или связанные с  большими  расходами  подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.

Одним из  важнейших  направлений  организационной  деятельности  государства выбрано создание  служб  трудоустройства,  первые  из  которых  появились  в последней трети  ХIX  века.  Безработица  и  занятость,  в  первую  очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей  инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.В России государство выступало и будет выступать  крупнейшим  работодателем.Хотя во многом  отраслевая   структура  государственного  сектора  дублирует частный, она  не  заменяет,  а  дополняет  деятельность  частного  капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы,  но  по  тем  или  иным причинам не являются объектами приложения  частного  капитала.  Занятость  в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.

 

Вывод

 Из всего  вышеизложенного можно сделать  вывод, что конечной целью рынка труда является:

      во-первых,  удовлетворение   профессионально-экономических   интересов экономически активного населения, включая социальную  защиту  и  обеспечениенародного хозяйства нужными ему кадрами;

      во-вторых,  достижение  максимально   полной  и  минимально   прерывной занятости, с учетом  потребности  в  частичной  рабочей  неделе,  скользящем графике рабочего дня и т.п.

      Так как рынок  труда   еще  только  формируется,  его   функционирование

невозможно  без государственного регулирования. Главные,  социально  значимые цели  регулирования  рынка  труда  -  это   снижение   уровня   безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением  рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех  этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры  рынка  труда.Ее основными элементами  на  государственном  уровне  является:  определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка  труда,  его общих границ. Государство  обеспечивает  унификацию  системы  социального  и трудового  законодательства,   определяет   объем   прав   работодателей   и

работников  в   сфере   найма,   возможность   их   участия   в   управлении

производством, пределы компетенции местных  органов управления  рынком  труда и т.д.Помимо  использования   нормативов   прямого   действия,   государствоосуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую,  кредитно- денежную,  амортизационную  политику,  а  также   с   помощью   других   мер общеэкономического  характера,  то  есть  можно  говорить  о  решающей  роли государства в формировании рынка труда.

Список литературы

1.Аверьянов, Ю. Регулирование занятости с точки зрения теории /Ю.Аверьянов, И.Калашникова // Человек и труд. - 2005.

2.Дубовова, О. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / О.Дубовова, З.Рахматуллина, И.Маслова // Человек и труд. - 2007.

3.Калашников, С. Развитие рынка труда - неотъемлемый элемент государственной политики / С.Калашников // Человек и труд. – 2005

4.Кураков, Л.П. Курс экономической теории: Учебник / Л.П.Кураков. - М.: ЧувГу, 2005

5.Малева, Т. Политика на рынке труда на этапе экономического роста / Т.Малева // Человек и труд. - 2008.




Информация о работе Государственное регулирование российского рынка труда