Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:05, курсовая работа
Цель данной работы - дать определение рынка труда, рассмотреть его специфику и особенности, механизм функционирования, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования.
Введение.................................................................................................................3
1. Теоретические основы рынка труда
1.1 Сущность и теории рынка труда.....................................................................5
1.2 Классификация рынков труда.........................................................................9
1.3 Механизм функционирования рынка труда.................................................11
1.4 Специфика рынка труда.................................................................................12
2. Государственное регулирование рынка труда
2.1 Исторический опыт регулирования рынка труда........................................14
2.2 Предложение труда как объект государственного регулирования............15
2.3 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда........19
2.4 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда..............22
2.5 Способы регулирования рынка труда...........................................................28
Заключение............................................................................................................31
Список литературы...................................
1.3
Механизм функционирования
рынка труда
Незанятое
население из числа экономически активного,
пройдя обучение в соответствующей профессионально
- образовательной структуре, оказываются
на первичном рынке труда. Устроившись
работать на капитал предприятия, человек
получает рабочее место и считается занятым.
В случае ухудшения экономического положения
предприятия, а также по объективным причинам
снижается потребность предприятия в
рабочей силе. И тогда часть работников,
с их согласия переходит на режим неполной
занятости, продолжая при этом считаться
занятыми. Часть работников увольняется,
возвращаясь на первичный рынок труда.
В это время на рынке труда возможна ситуация,
что спроса по первичной специальности
не будет, и возникает необходимость в
переподготовке и поиску работы уже по
новой специальности. Для временной занятости
практикуется привлечение участников
первичного и вторичного рынков труда
к общественным работам. Находясь длительное
время на первичном либо вторичном рынке
и не найдя работу человек может перейти
в категорию безработных, а также в категории
экономически неактивного населения.
1.4 Специфика
рынка труда
Представляется, что рассматриваемые концепции, дополняя друг друга, дают общую картину функционирования рынка труда. Полагают, в частности, что квалификация работника всегда приобретается до прихода его на рынок труда, а это далеко не всегда верно, так как во многих случаях работник получает квалификацию уже на производстве, т. е. после приема на работу. Это значит, что оценить на рынке его потенциал достаточно сложно.
Другой постулат гласит, что производительность труда человека заранее известна. Но и это не так, поскольку существует множество методов мотивации, способных поднять производительность труда. Очевидно также, что не только заработная плата служит для работника достаточной оценкой его труда и отражением степени его удовлетворенности своим положением на производстве и на рынке труда. Это также ставит под сомнение упрощенный рыночно - ценовой подход к человеку. Весьма нелегко оценить потенциал человека на рынке труда еще и потому, что в процессе труда основной вклад в производство в большинстве случаев достигается путем не индивидуальных, а коллективных усилий.
Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро – и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате.
В
реальной экономической жизни на
динамику рынка труда оказывает
влияние целый ряд факторов. Так,
предложение рабочей силы определяется,
в первую очередь, факторами демографическими
— уровнем рождаемости, темпами
роста численности
2. Государственное регулирование рынка труда
2.1
Исторический опыт регулирования
рынка труда
Регулирование
рынка труда представляет собой
сложную систему мер и
Индивидуально развитые страны накопили достаточно богатый опыт по регулированию рынка труда. Необходимость государственного воздействия на развитие социально - трудовых отношений была осознана в начале XX века. Показательным является тот факт, что среди участников рынка труда (государства, предпринимателей и наемных работников) именно трудящиеся сделали первые шаги, противодействующие стихии рынка в сфере труда. Это проявилось в сознании первых рабочих объединений, ставших впоследствии основой профессиональных союзов, формировавшихся в течение XIX века практически во всех индустриально развитых странах. Органы государственной власти обычно не оставались в стороне от самодеятельных рабочих объединений.
Конец XIX – начало XX века охарактеризовался значительным обострением отношений в сфере труда практически во всех цивилизованных странах. Это было вызвано во многом стихийностью процессов, протекающих на рынке труда, отсутствием полноценного трудового законодательства. В результате участники рынка труда оказались в заведомо неравном положении: обычно работодатели и предприниматели диктовали наемным работникам условия найма. В конфликтных ситуациях государство становилось на сторону предпринимателей, поддерживая их, в том числе и силой оружия. Это способствовало усугублению критического положения на рынке труда, наиболее ярко проявившегося в России.
Специфические черты, присущие России в сфере труда и обусловленные особенностями ее исторического развития и национального менталитета, во многом способствовали усугублению противоречий между работодателями и наемными работниками, проявившимися в начале XX века. Отсутствие законодательного регулирования трудовых отношений приводило в российской практике к злоупотреблениям со стороны работодателей. Этим объясняется и предельно возможная продолжительность рабочего дня (12 – 14 часов), широкие масштабы использования женского труда на работах с вредными и тяжелыми условиями, детский труд, низкие ставки заработной платы. Наличие подобных явлений естественным образом подталкивало наемных работников к борьбе за более приемлемые условия продажи своей рабочей силы. Однако государство было не готово к такому повороту событий и во всех случаях трудовых конфликтов поддерживало работодателей, иногда с помощью карательных органов. Такая однонаправленная позиция государственной власти ослабляла позиции наемных работников в трудовых спорах и одновременно усиливала позиции работодателей. Это лишь усугубляло остроту социально - трудовых проблем и делало невозможным достижение компромисса и договоренностей. Крайними проявлениями недовольства наемных работников своим положением в сфере труда стало перерастание экономической борьбы в политическую, и в результате – смена общественного строя и государственной власти в стране.
Опыт
революционных потрясений, а также
мировые экономические
В
современных условиях экономического
и социального развития необходимость
государственного регулирования рынка
труда не вызывает сомнений. Особо
следует подчеркнуть, что те меры,
которые предпринимает
В системе мер государственного регулирования рынка труда можно выделить следующие основные элементы:
- меры по регулированию спроса на труд;
-
меры по регулированию
-
меры по предоставлению
2.2
Предложение труда как
объект государственного
регулирования
С
точки зрения активной борьбы с безработицей
наиболее важными представляются те
действия государства, которые направлены
на стабилизацию спроса на труд. Поскольку
спрос на труд зависит от спроса
на товары и услуги, то государство
может стимулировать
1) программы общественных работ;
2) субсидирование занятости;
3) финансово - кредитное воздействие на рынок труда.
Несколько иной характер носят меры государственного регулирования, направленные на корректировку предложения труда. Естественной основой масштабов предложения труда является численность трудовых ресурсов общества, которая формируется под влиянием процессов рождаемости и смертности, а также миграции населения. Однако даже самый прогрессивный мировой опыт разработки и осуществления демографической политики свидетельствует об иных целях и приоритетах, чем наращивание численности именно трудовых ресурсов. Возможно, причиной этого является продолжительный временной шаг между мерами, направленными на повышение (или сокращение) уровня рождаемости и вступлением в трудоспособный возраст тех людей, чье рождение явилось реакцией их родителей на меры демографической политики. Что же касается попыток снижения уровня смертности населения, особенно в дорабочем и рабочем возрасте, то решение этой проблемы лежит за пределами демографической политики как таковой, потому что причины, порождающие высокий уровень смертности населения, формируются на макроуровне.
В современных условиях государство реально воздействует на формирование структуры предложения труда путем реализации программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Особое внимание при этом уделяется безработной молодежи.
Предусмотрено участие самого безработного в выборе типа, содержания и программы обучения. Эти успешные программы профессионального обучения безработных охватывают следующие направления:
Особое
значение в системе государственного
регулирования рынка труда
2.3
Основные задачи государственного
регулирования на рынке
труда
Можно
выделить следующие основные задачи,
стоящие перед государством на рынке
труда: во-первых, достижение такого соотношения
между спросом и предложением
труда, а также его активной и
резервной частями, при котором,
с одной стороны, обеспечивается
необходимый уровень жизни
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие противоречия , как между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда