Государственное регулирование рынка труда и его особенности в Республике Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 22:54, реферат
Краткое описание
Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров. Если рыночную сделку представить с экономической точки зрения, то она представляется в виде акта товарно-денежного обращения. С юридической же стороны – это действие граждан и юридических лиц, обретающее форму договора купли- продажи
Содержание
Введение ...................................................................................................................... 3 1. Рынок труда как объект государственного регулирования................................ 4 2. Цели и методы государственного регулирования рынка труда......................... 5 3. Особенности регулирования государством рынка труда в Республике Беларусь....................................................................................................................... 9 3.1 Состояние рынка труда Беларуси .................................................................... 9 3.2 Государственное регулирование занятости................................................. 11 3.3 Пути преодоления кризиса на рынке труда Республики Беларусь .......... 13 3.4 Тенденции развития рынка труда в Беларуси .............................................. 19 Заключение............................................................................................................. 21 Список использованной литературы..............
Трудовой кодекс Республики
Беларусь призван решать следующие
задачи:
регулирование трудовых и связанных
с ними отношений;
развитие социального партнерства
между нанимателями (их объединениями),
работниками (их объединениями) и органами
государственного управления;
установление и защита взаимных
прав и обязанностей работников и нанимателей.
Важным регулирующим документом
является Декрет Президента Республики
Беларусь от 26 июля1999 г. № 29 « О дополнительных
мерах по совершенствованию трудовых
отношений, укреплению трудовой и исполнительской
дисциплины », в котором закреплен
порядок контрактной формы найма. Данные
документы определяют правовые координаты,
в которых республиканскими органами
государственного управления осуществляется
регулирование рынка труда и занятости
населения. Важнейшие параметры и основные
целевые показатели в этой сфере обосновываются
в пятилетних программах и годовых прогнозах
социально-экономического развития страны,
в годовых государственных программах
занятости населения. Система мониторинга
рынка труда Республики Беларусь при Департаменте
по занятости Министерства труда и социальной
защиты отслеживает выполнение прогнозных
параметров по таким блокам, как демографическая
ситуация, состояние рынка труда, деятельность
государственной службы занятости, безработица
и меры по ее регулированию. В 1995 г. численность
экономически активного населения республики
составляло 4,5 млн чел., в том числе занятого
в экономике – 4,4 млн чел., безработных
– 114 тыс. чел. В 2004 г. численность экономически
активного населения уменьшилась до 4,4
млн, в том числе занятого в экономике
– до 4,3 млн чел. и безработных – до 111 тыс.
В 2009 г. численность экономически активного
населения республики снова достигла
отметки 4,7 млн чел., в том числе занятого
в экономике – 4,4 млн чел. и безработных
– 40,3 тыс. чел. Функционирование рынка
труда в 1995 – 2009 гг. происходило в условиях
реформирования экономики, совершенствования
структуры органов государственного управления
и характеризовалось ускорением движения
рабочей силы, ростом высвобождения работников
в связи с сокращением численности
или штата, ликвидацией организаций
и, как следствие, основными тенденциями
на рынке труда стали рост предложения
рабочей силы при одновременном снижении
спроса на нее. Напряженность на рынке
труда после достаточно продолжительного
периода относительной стабилизации вновь
начала обостряться во второй половине
2001 г., а в два последующих года приобрела
устойчивый характер. Это было обусловлено
приростом трудовых ресурсов и реализацией
мер по оптимизации численности работников
организаций, повлекших за собой высвобождение
излишней рабочей силы. Данный процесс
сопровождался достаточно интенсивным
оборотом кадров в экономике республики:
в 1995 г. – 1380 тыс. чел., в 2000 г. – около 1730
тыс., в 2006 г. – около 1760 тыс. чел. В2006 г.
с предприятий и организаций по различным
причинам было уволено 864 тыс. чел. и принято
на работу 898 тысяч. Подавляющее большинство
уволенных оставили рабочие места по собственному
желанию и соглашению сторон, около 2,5
% высвобождено по сокращению численности
или штата работников. Ускорение
движения рабочей силы, в том числе
за счет высвобождения работников,
сопровождалось притоком граждан в органы
государственной службы занятости
по вопросам трудоустройства. Численность
таких граждан в совокупности с численностью
безработных определяет предложение
рабочей силы на официально контролируемой
части рынка труда. В структуре предложения
преобладают безработные (70 – 80 %), студенты
и учащиеся, желающие работать в свободное
от учебы время (5 – 15 %). Всего в течение
2009 г. обратились в службу занятости 322
тыс. чел., из них трудоустроено более
199 тыс., в том числе свыше 131 тыс. из
числа безработных. Спрос на рабочую силу
на официальной части рынка труда может
быть оценен количеством вакансий, заявленных
в органы государственной службы занятости.
За 2009 г. оно составило 163 тыс. чел. (в 2000
г. – 33 тыс.).В целом можно говорить о стабилизации
спроса, но при этом и о значительном уровне
профессионально-квалификационного
расхождения между спросом и предложением.
Так, среди безработных 65 % составляют
рабочие, 35 % - служащие, структура же
вакансий несколько иная – соответственно
около 80 % и 20 %. Данный дисбаланс является
главным препятствием к заполнению вакансий.
Однако по-прежнему острой остается проблема
женской безработицы, уровень которой
возрос с 60,7 в 2000 г. до 61,4 % в 2009 г. Вместе
с тем в последние годы имеет место
стабилизация безработицы: если в 1995 г.
– 2,9 %, то в 2009г. – 1,2 %. Под уровнем безработицы
следует понимать соотношение общей численности
официально зарегистрированных безработных
к численности экономически активного
населения (занятые плюс безработные)
[3, с. 447-452]
Причины безработицы различны.
Одни из них связаны с объективным
процессом рационализации производства,
внедрением новых трудосберегающих технологий,
переходом к рыночным отношениям и новыми
конкурентными критериями оценки профессионализма
работников. В числе других – движение
работающих по личным, субъективным мотивам
(поиск лучших условий деятельности,
стремление к самореализации и т.д.).
3.2 Государственное регулирование
занятости
Государственное регулирование
занятости представляет собой целенаправленное
воздействие государства на процессы
формирования, распределения и использования
рабочей силы посредством нормативно-правовых,
экономических и административных методов
и инструментов, направленных на повышение
эффективности функционирования рынка
труда и удержание безработицы в пределах
социально допустимого уровня.
С целью эффективного регулирования
безработицы государственная политика
осуществляется по следующим направлениям:
содействие предпринимательской
деятельности безработных;
содействие трудоустройству
граждан, не способных на равных условиях
конкурировать на рынке труда;
переселение безработных и
членов их семей на новое место жительства
и работы;
регулирование безработицы,
включая высвобождение работников, трудоустройство
молодежи, содействие занятости женщин;
реструктуризация градообразующих
предприятий.
Достижению указанных целей
и смягчению напряженности на рынке
труда во многом способствует реализация
государственных программ занятости населения
Республики Беларусь, принимаемых ежегодно
правительством. В целом основные показатели
этих программ выполняются успешно, чему
способствует деятельность государственной
службы занятости, которая обеспечивает
в полном объеме предоставление гражданам
социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных
законодательством. Проблемы занятости
решаются исходя прежде всего из необходимости
обеспечения сбалансированности спроса
и предложения рабочей силы с учетом профессиональных
и трудовых интересов каждого конкретного
человека. Особое внимание уделяется трудоустройству
категорий населения, не способных на
равных конкурировать на рынке труда и
нуждающихся в дополнительных гарантиях
занятости. [8, c. 78]
Важным направлением деятельности
службы занятости является создание новых
рабочих мест с использованием средств
государственного фонда содействия
занятости. В значительной мере смягчению
негативных последствий безработицы
и незанятости населения способствует
организация оплачиваемых общественных
работ, дающих возможность такой категории
граждан пополнить доходы, сохранить
мотивацию к труду и трудовые навыки,
особенно при длительной безработице.
Социальная поддержка безработных реализуется
путем выплаты им пособия по безработице
и материальной помощи на период активного
поиска работы. По состоянию на 1 января
2003 г., пособие по безработице получали
59,7 тыс. чел., или 45,7 % состоящих на учете,
а на конец 2009 г. – 40,3 % общего числа зарегистрировавшихся
безработных, то есть 30,9 тыс. чел. В результате
осуществленного государством комплекса
мер улучшилась общая конъюнктура рынка
труда. Если в 2002 г. на одно свободное рабочее
место условно приходилось трое безработных,
в2003 г. – более четырех, то в 2004 г. – только
2,4. Проводимые в стране преобразования,
ориентированные на обеспечение устойчивого
развития экономики и рост уровня жизни
населения, требуют создания адекватных
организационно-правовых условий для
перехода к активной политике на рынке
труда.
Государственная политика занятости
населения должна быть сориентирована
главным образом на формирование рациональной
структуры занятости; повышение качества
трудового потенциала, конкурентоспособности
рабочей силы на рынке труда, действенности
механизма стимулирования создания новых
рабочих мест в прогрессивных отраслях
экономики; обеспечение равных и благоприятных
условий для развития малого и среднего
бизнеса; усиление регулирующей роли в
регламентации предпринимательской
деятельности с целью легализации неформальной
занятости; создание непрерывной системы
профориентации, подготовки и повышения
квалификации кадров, адаптированной
к потребностям рыночной экономики. Однако
такая переориентация не означает ослабления
пассивных методов управления рынком
труда (выплата пособий и оказание материальной
помощи безработным). В основу используемых
пассивных регуляторов должна быть положена
система социального страхования от безработицы
с учетом трудового стажа граждан.
3.3 Пути преодоления
кризиса на рынке труда Республики Беларусь
Ключевой элемент государственного
регулирования рынка труда, определяющее
условие занятости населения - создание
рабочих мест. Политика занятости, уровень
ее активности определяются динамикой
создания рабочих мест. Основным лимитом
на рынке труда является нехватка рабочих
мест, а не отсутствие квалифицированной
рабочей силы. Более того, обучение и переобучение
рабочей силы эффективно только в том
случае, если имеются соответствующие
полученной специальности и квалификации
свободные рабочие места.
В различных странах разрабатываются
специальные программы по созданию и сохранению
рабочих мест. Так, в США в рамках программы
по стимулированию роста занятости и увеличению
числа рабочих мест в государственном
секторе созданы сотни тысяч рабочих мест.
С их помощью удалось трудоустроить значительное
число безработных, снизить уровень безработицы.
Создание рабочих мест в развитых странах
отмечается даже при резком сокращении
темпов экономического роста. Более того,
если в США до нефтяного кризиса новые
рабочие места начинали создаваться при
достижении среднегодового роста ВВП
в 2% (в Европе - 4,3%), то теперь - при росте
0,6% (в Европе - 2,0%).
Стимулирование инвестиционной
активности, направленной на создание
и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться
в качестве одного из основных экономических
приоритетов. Особое значение имеют крупные
инвестиционные программы, позволяющие
на ряду с противодействием безработице
решать и другие важнейшие социальные
проблемы, в частности жилищную. В целях
повышения инвестиционной активности
необходимо:
1. Расширение источников
инвестиций, в том числе за
счет привлечение в инвестиционную
сферу сбережений населения.
2. Требуется активное
участие государства в активизации
инвестиционной деятельности предприятий
по созданию и сохранению рабочих
мест.
3. Совершенствование налоговой
политики. Налоги на доходы, предназначаемые
на капиталовложения, должны быть
значительно ниже, чем на текущее
потребление. Налоговая система
должна поощрять инвестиции производственного
характера, а на инвестиционные
кредиты должны начисляться низкие
проценты.
Особо полезен для нашей страны
опыт России, где разработана Комплексная
программа мер по созданию и сохранению
рабочих мест на 2002 - 2006 годы.
Программа ориентирована на
существенную модернизацию занятости
населения на основе роста выпуска продукции
конкурентоспособных на мировом рынке
российских предприятий.
В Беларуси также назрела настоятельная
необходимость разработки программы мер
по созданию и сохранению рабочих мест,
главной целью которой должно быть изменение
уровня и структуры занятости населения
Беларуси на основе создания экономически
эффективных рабочих мест и сохранения
кадрового потенциала в перспективных
отраслях экономики. Для ее достижения
необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение правовых, экономических
и организационных условий для
создания и сохранения рабочих,
развитие кадрового потенциала
в различных отраслях экономики;
- регулирование рынка
труда и повышение конкурентоспособности
рабочей силы;
- развитие профессиональной
и территориальной мобильности
рабочей силы;
- повышения качества создаваемых
рабочих мест;
- предотвращение роста
и сокращение вынужденной неполной
занятости и безработицы.
Программа предполагает определение
потребности в создании рабочих мест,
повышение эффективности использования
имеющихся мощностей, формирование механизма
финансирования создания рабочих мест.Инструментом
реализации Программы должна явиться
Генеральная схема создания рабочих мест,
отражающая общие потребности населения
в рабочих местах, структуру имеющихся
рабочих мест, а также необходимое количество
дополнительных рабочих мест. Генеральная
схема позволит обеспечить координацию
усилий государственных органов в вопросах
создания рабочих мест как в количественных,
так и в качественных аспектах. Важнейшим
условием обеспечения занятости населения,
повышение конкурентоспособности граждан
является совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышение квалификации
кадров. Преобразования экономики приводят
к существенным изменениям в профессионально-квалификационной
структуре рабочих мест, высвобождению
рабочей силы и возникновению структурной
безработицы. Чтобы безработица не стала
хронической, безработные должны представлять
мобильный резерв рабочей силы.Для повышения
конкурентоспособности безработных на
рынке труда представляется целесообразным
обучение по тем специальностям, на которые
спрос есть или появится в будущем. С этой
точки зрения наибольший интерес вызывает
модульная система обучения, предложенная
Международной организацией труда и получившая
широкое распространение в странах Западной
Европы. В основе системы лежит учебная
программа (модуль), включающая строго
установленный объем знаний и практических
навыков, которые необходимо усвоить для
качественного выполнения производственных
функций, обусловленных соответствующими
квалификационными стандартами или требованиями
рабочего места. К преимуществам модульной
системы обучения относятся:
- достаточно быстрая реакция
на структурные сдвиги в экономике,
удовлетворение потребности в
работниках новых профессий, обеспечение
подготовки специалистов необходимого
уровня квалификации;
- возможность обучения
лиц, различных по уровню знаний
и подготовке;
- возможность самостоятельного
индивидуального обучения;
- ориентация на конечный
результат.
Проект внедрения модульного
обучения в ряде регионов России и странах,
был разработан Международным центром
развития модульной системы обучения
(МЦРМСО) при активной поддержке МОТ. Его
цель - укрепление учебно-методической,
технической и правовой базы подготовки
специалистов для новых рыночных структур.
Применение модульной системы обучения
в Беларуси позволит, особенно в перспективе,
при ускорении технологических и структурных
изменений в экономике более гибко реагировать
на потребности предприятий в квалифицированных
кадрах, предотвратить рост безработицы.Учитывая
сложность ситуации на рынке труда в Республике
Беларусь, большие масштабы скрытой безработицы,
превышение спроса над предложением рабочих
мест, необходимо: сосредоточить внимание
на решении следующих первоочередных
задач: разработать четкую политику и
программу реструктуризации экономики,
определить приоритетные инвестиционные
направления ее развития и разработать
на этой основе концепцию профессиональной
занятости и профессиональной подготовки
кадров на длительную перспективу.
Поскольку данная задача является
основополагающей, она должна быть признана
приоритетной. Надо попытаться исправить
положение, при котором подготовка специалистов
и рабочих кадров высокой квалификации
мало увязана с ситуацией на рынке труда,
и выпускники учебных заведений сразу
оказываются в положении безработных.
При этом необходимо учесть возрастной
и половой состав работающих специалистов
отдельных направлений, чтобы четче просматривались
масштабы возможного замещения и потребности
в нем в целом.
Необходимо определить проекты
государственной значимости, для которой
в первоочередном плане следует готовить
специалистов и квалифицированных рабочих,
принимая во внимание, что процесс их подготовки
длителен во времени и требует значительных
финансовых затрат. Такие проекты необходимо
определить и на региональном (областном),
и местном уровнях.
На основании указанных проектов
и концепции профессиональной занятости
должны быть определены масштабы обучения
и профессиональная направленность подготовки
специалистов и квалифицированных рабочих
и выданы соответствующие задания учебным
заведениям, которые, получив заказ на
подготовку кадров приоритетных профессий
специалистов и рабочих под проекты государственной
значимости, должны и финансироваться
в первую очередь. Целесообразно сократить
масштабы подготовки по тем профессиям,
по которым трудоустройство обучающихся
в местных условиях становится невозможным
или проблематичным и если требуемый резерв
предстоящего замещения незначителен.