Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 09:50, контрольная работа
Особенности России требуют наиболее активного вмешательства государства по устранению недостатков в национальной экономике, решению территориальных проблем, созданию условий для стабильного развития регионов и страны в целом.
Переход России к новым политическим и экономическим условиям требует глубоких реформ в государственном регулировании территориального развития
Несмотря на то, что в Конституции есть статьи, которые определяют общие принципы государственности, конкретная социально-экономическая основа обеспечения и практического осуществления всех принципов пока не определен. Это произошло из-за нечеткого нормативно-правового оформления объектов ведения Федерации, субъектов Федерации и их совместного ведения, таких как собственность на недвижимость, капитал и природные ресурсы, разграничение налоговых полномочий.
Сохранность данной неопределенности даёт возможность каждым сторонам толковать Конституцию Российской Федерации и Федеративный договор в свою пользу. Чтобы переломить эту ситуацию, центральная власть решила заключить двусторонние договоры и соглашения с субъектами Федерации. Этот шаг привел к серьезным негативным последствиям из-за того, что в договорный процесс не опирался на правовую базу.
Серьёзно обозначилось стремление к повышению правового и социально-экономического статуса субъектов Федерации, которые подписали договоры и соглашения с федеральным руководством. Причем это повышение не всегда соразмерно росту ответственности их законодательных и исполнительных органов власти перед государством и проживающим в этих регионах населением. Из-за образования различий в правах субъектов федерации появляются недовольство и конкуренция.
Если в реализации подходов не принимать во внимание внутреннее разнообразие Российской Федерации, то в итоге это может привести к территориальному разделению или придётся использовать административно-командные методы управления для преодоления этой разобщённости.
Успех всех демократических трансформаций определяет только способность предложить модель развития, которая будет обеспечивать вхождение территориальных хозяйственных и социально-культурных комплексов в объединённое экономическое пространство.
Главные задачи территориальной политики можно сформулировать следующим образом:
- преодоление территориальной закрытости и территориального монополизма;
- создание общероссийских рыночных отношений;
- осуществление честного
межрегионального и
Естественно, что когда большая часть субъектов Федерации являются дотационными, а меньшая - донорами, осуществление принципа эквивалентности становится задачей долговременной перспективы. Но решать эту проблему заставляет жизненная необходимость, так как в условиях демократии и экономической свободы сохранность целостности Российского государства базируется на взаимной заинтересованности субъектов.
Стратегия российского государства призвана найти пути, соответствующие Конституции РФ, для обеспечения самостоятельности территорий. Осуществление продуманной территориальной политики должно основываться на аналитических разработках.
Взаимоотношения федерального центра и регионов должны ориентироваться на выполнение следующих целей:
- Соблюдение безусловных имущественных прав Федерации;
- Строгое выполнение
- Самостоятельное решение
вопросов внутреннего
- Построение экономических
отношений федерального центра
и субъектов федерации на
В современной России разрабатывается и используется великое множество нормативных методов федерального регулирования развития социальной и экономической политик. Суть их заключается в том, что правительство устанавливает систему экономических нормативов, что сказывается и на социальной сфере. Нормативные методы способствуют сбалансированности прав и ответственности органов федерального управления и хозяйствующих субъектов, разрешения споров между ними в судебных инстанциях, повышения мотивационной роли налоговых льгот и других мер федеральной поддержки экономической активности регионов.
развитие территориальная политика муниципальное образование
Список литературы
1. Гаврилова И.Н. Социально
ответственный бизнес в России?
// Социально ответственный
2. Гранберг А.Г. Пространственный аспект экономической динамики. // Модернизация экономики России: социальный контекст. ГУ-ВШЭ, М., 2006.
3. Гусев А.А. Политические
проблемы социально-
4. Фурсенко А.А. Задачи государства в развитии сектора экономики. // Модернизация экономики России: социальный контекст. ГУ-ВШЭ, М., 2006.
5. Шабаева В.И. Реформируемая Россия: отношения со странами Европы. // Экономические и социальные проблемы России. Институт научной информации по общественным наукам РАН, М., 2007.
6. Шимшилов С. Стратегия современного предпринимательства и социального развития корпораций: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
7. Ясин Е.Г. Модернизация экономики России: Социальный контекст: В 4 кн./ М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008.
Информация о работе Государственное регулирование территориального развития РФ