Государственное регулирование цен (на примере отдельных стран)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:18, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов организации регулирования цен в Республике Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи: - изучить сущность механизма регулирования цен; - рассмотреть особенности регулирования цен в зарубежных странах; - проанализировать реализацию механизма цен в Республике Беларусь и разработать предложения по совершенствованию и развитию системы регулирования цен.
Содержание
Введение 5 1 Сущность, функции и методы государственного регулирования цен. Цены в механизме функционирования экономики 7 1.1 Сущность, цели и функции государственного регулирования цен 7 1.2 Методы государственного регулирования цен 9 2 Государственное регулирование цен в зарубежных странах 14 2.1 Государственное регулирование цен в США 14 2.2 Государственное регулирование цен в Швейцарии и Греции 15 2.3 Государственное регулирование цен в Австрии и Испании 16 2.4 Государственное регулирование цен в Швеции и Дании 18 2.5 Государственное регулирование цен во Франции и Японии 19 3 Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь 21 3.1 Оценка организации государственного регулирования цен в Республике Беларусь 21 3.2 Развитие государственного регулирования цен в Республике Беларусь 34 Заключение 38 Список использованных источников 40
Экономика Испании в III квартале
2013 г. выросла на 0,1% по сравнению с предыдущим
кварталом, то есть страна вышла из двухлетней
рецессии.
Таблица 2.5 – Инфляция Испании,
%
год
значение
2003
3.1
2004
3.1
Окончание таблицы 2.5
2005
3.4
2006
3.6
2007
2.8
2008
4.1
2009
-0.2
2010
2.0
2011
3.1
2012
2.4
Инфляция в соответствии с индексом
потребительских цен снизилась до 1,5 процента
в августе с 1,7 процента в июле. Индекс
потребительских цен вырос на 0,3 процента
в месячном измерении.
Годовой темп базовой инфляции
за август составил 1,6 процента.
Цены на продукты питания и
безалкогольные напитки выросли на 4,4
процента в августе по сравнению с годом
ранее. Цены на одежду и обувь упали на
0,4 процента, а расходы на жилье снизились
на 0,3 процента. Цены на транспорт снизились
на 0,4 процента в годовом исчислении.
2.4 Государственное регулирование
цен в Швеции и Дании
Швеция имеет большой опыт государственного
регулирования цен. Контроль и наблюдение
за ценами в стране ведет специализированный
орган - Государственное управление цен
и конкуренции, которое подчиняется Министерству
гражданской администрации. В Стокгольме и во всех 23 губерниях
Швеции есть структуры, которые осуществляют
наблюдение за ценами, их численность
составляет от 2 до 10 человек. В стране
приняты и действуют закон о регулировании
цен и закон об обязательности предоставления
сведений о ценах и об условиях конкуренции.
В краткосрочном плане используется замораживание
цен для возобновления резких дисбалансов
на рынке и сдерживания всплесков инфляции.
Закон о регулировании цен дает право
государству осуществлять меры по прямому
воздействию на цены, либо в случае войны
или опасности ее возникновения, либо
при угрозе значительного общего увеличения
цен. В соответствии с законом государство
имеет возможность устанавливать максимальный
уровень цен для определенных товаров,
вводить порядок, при котором повышение
цен допускается только после подачи предварительного
уведомления об этом и обоснования размера
повышения цен. Влияние на уровень цен
проводится через государственные предприятия
(монополия на винно-водочные изделия,
аптечную торговлю, почтовые услуги, виды
телекоммуникационных услуг) и государственную
монополию.
Таможенные сборы на ввозимое
сырье - важный источник средств для ценового
субсидирования сельского хозяйства Швеции.
Они устанавливаются в размере разницы
между более высокими ценами внутреннего
рынка и ценами внешнего рынка. Особая
сфера регулируемого государством ценообразования
- цены на жилье, учитывая их чрезвычайно
высокий уровень, государство выдает жилищные
займы и субсидии[10, с. 128].
Применение тех или иных форм
контроля за ценами в Швеции зависит от
экономической ситуации и движения цен.
В Дании государственное регулирование
цен сильно ограничено. Цены устанавливаются
согласно рыночной конъюнктуре. Удельный
вес непосредственно устанавливаемых
государственных «твердых» цен не превышает
6%. Государство также дифференцированно
подходит к установлению налогов и назначению
дотаций, стремясь этим повлиять (увеличить
или уменьшить) на объем продажи тех или
иных товаров. Роль государства в такой
ситуации основывается на обеспечении
условий для честной конкуренции свободных
производителей. Основным юридическим
актом по образованию цен в Дании является
закон о конкуренции, принятый в 1989 г. Контроль
за деятельностью монополий в области
ценообразования осуществляет Совет по
вопросам конкуренции, члены которого
назначаются министром промышленности
на срок в четыре года. Процесс ценообразования
на продукцию сельского хозяйства складывается
под влиянием механизма сельскохозяйственной
политики ЕС, членом которого является
Дания. Также в стране существует довольно
разветвленная система государственной
поддержки фермеров, которая предусматривает
предоставление им государственных гарантий
на займы и льготные рентные условия для
капитального строительства, внедрения
энергосберегающих систем, ведения дренажных
и оросительных работ [10, с. 132].
Центральный банк Швеции (Риксбанк)
уже более десяти лет при реализации своей
монетарной политики ставит целью удержание
инфляции на уровне 2%±1 процентная доля.
В 2012 году инфляция за год составила 1,4%.
В феврале 2013 года индекс потребительских
цен в Швеции составлял 313,39 пункта. В январе
в Швеции на 5% подорожала одежда, на 0,4%
увеличилась стоимость продуктов питания
и безалкогольных напитков, топливо стало
стоить на 1,8% дороже, а туристические путевки
— на 6,1%. В то же время, на 1,3% снизилась
стоимость ипотечных кредитов, подешевели
электроэнергия и бытовая электроника.
Согласно данным Евростата,
уровень инфляции в январе 2013 года был
самым низким в Греции и Швеции (0,9%). В целом
в странах еврозоны годовой уровень инфляции
снизился с 2,2% в декабре 2012 года до 2%.
Таблица 2.6 – Инфляция Швеции,
%
год
значение
2003
2.3
2004
1.0
2005
0.8
2006
1.5
2007
1.7
2008
3.3
Окончание таблицы 2.6
2009
2.0
2010
1.3
2011
3.0
2012
1.4
Инфляция в Дании снизилась
с 2,8% в 2011 году до 2,4% в 2012 году.
Инфляция потребительских цен
в стране в 2012 году снизилась до 0,8% в апреле
с 0,9% в марте. В месячном исчислении индикатор
упал на 0,2% в марте. В месячном исчислении
индикатор понизился на 0,3%. Стоимость
продуктов питания и безалкогольных напитков
повысилась на 1,2%, тогда как цены на алкогольную
продукцию и образование возросли на 2,9%.
С другой стороны, отрасль коммуникаций
зафиксировала самое значительное сокращение
на 4,3%.
Таблица 2.7 – Инфляция Дании,
%
год
значение
2003
2.1
2004
1.2
2005
1.8
2006
1.9
2007
1.7
2008
3.4
2009
1.3
2010
2.3
2011
2.8
2012
2.6
Уровень инфляции в Дании на
сегодняшний день ниже, чем в большинстве
стран ЕС. Согласно прогнозам банка “Nykredit”
к концу 2013 г. инфляция составит около
0,9%, а в 2014 г. – 1,5%. Низкий уровень инфляции
в европейских странах объясняется падением
цены на нефть и низким ростом заработной
платы. Кроме того, на темпы инфляции в
Дании влияет реализация правительственного
«Плана экономического роста», предусматривающего
отмену ряда косвенных сборов и сокращение
налогов на энергетику.
2.5 Государственное регулирование
цен во Франции и Японии
Примерно 20% всех цен во Франции
регулируется государством, а 80% образуется
в результате действия рыночных механизмов.
Именно Франция является одной из немногих
промышленно развитых стран, где проводилась
политика жесткого государственного регулирования
цен, так называемая политика «дирижизма»,
которая частично применяется и в наши
дни. В начале 70-х гг. в стране начала проводиться
политика либерализации цен, которая проводилась
очень осторожно и поэтапно. На первом этапе для либерализации
цен были отобраны отрасли, которые имели
достаточно сильную международную конкуренцию,
отрасли, имеющие относительно свободные
цены и отрасли, имеющие стабильный, устойчивый
рынок. В дальнейшем процесс либерализации
цен продолжался и охватывал все новые
отрасли. [17, с. 166].
Также во Франции имеются государственные
структуры, которые осуществляют регулирование
цен, - Департамент по конкуренции Министерства
планирования и финансов, куда входят
органы по государственному регулированию
цен и ценовой конкуренции.
Сегодня в стране предпочитается
свободное формирование цен в процессе
конкуренции. Государством же регулируется
только 20% цен.
Государственные органы могут
вмешиваться в процесс ценообразования
в условиях свободной конкуренции лишь
в, чрезвычайных обстоятельствах, кризисных
ситуациях, национальном бедствии, а также
при внезапных нарушениях в процессе ценообразования,
требующих принятия срочных мер. Срок,
в течение которого государство может
вмешиваться в ценообразование, ограничивается
шестью месяцами.
Таким образом во Франции применялись
как прямые методы государственного регулирования
цен, так и косвенные.
В Японии, начиная с 1973 г., функционирует
бюро цен Управления экономического планирования,
которое контролирует соблюдение антимонопольного
законодательства и вместе с другими функциями
осуществляет изучение соотношений между
спросом и предложением, а также стимулирование
спроса с целью поддержания его на требуемом
уровне. В общем по Японии государственными
органами регулируется до 20% потребительских
цен, включая цены на пшеницу и рис, на
молочные продукты и мясо, тарифы на воду,
электроэнергию, газ и теплоснабжение,
а также на железнодорожные тарифы, цены
на медицинское обслуживание и образование.
В Японии действует жесткое
законодательство, которое направлено
против монополизации и противодействующее
"практике несправедливой торговли".
Антимонопольным законом запрещены ценовые
соглашения в одной отдельно взятой отрасли,
а также соглашения о контроле над ценами
между фирмами-производителями и сбытовыми
компаниями. Недопустимы действия, препятствующие
конкуренции: дискриминация других предпринимателей,
практика установления несправедливых
цен, заключение сделок на несправедливой
основе и др. [18, с. 125].
Таким образом, современное
мировое рыночное хозяйство нельзя представить
без активной экономической роли государства.
Почти во всех зарубежных странах действуют
механизмы государственного вмешательства
в экономику, хотя его конкретные формы,
рычаги и инструменты порой существенно
различаются. Большинство стран используют
установленные правила ценообразования,
которые оформляются в виде законодательных
актов, регламентирующих порядок и методологию
формирования цен. Изучение опыта ценообразования
в зарубежных странах необходимо для определения
возможностей его использования при формировании
ценового механизма в республике в условиях
переходного периода.
Инфляция во Франции в ноябре
2012 г. составила 1,6% в годовом выражении,
что предполагает значительное снижение
по сравнению с ростом на 2,1% в октябре
текущего года.
Таким образом, темпы роста
потребительских цен в ноябре в годовом
выражении достигли минимума с августа
2010 г. В месячном выражении инфляция снизилась
на 0,2% по сравнению с октябрем 2012 г.
Стоимость продуктов питания,
одежды и обуви в ноябре не изменилась,
а снижение инфляции связано с падением
цен на сельскохозяйственную продукцию
и топливо. Свежие сельскохозяйственные
продукты подешевели на 1,1%, а энергоносители
стали дешевле на 1,2%.
Потребительские цены во Франции
в сентябре 2013 года снизились на 0,2% относительно
предыдущего месяца, когда они выросли
на 0,5%.
В годовом исчислении потребительские
цены во Франции выросли в сентябре на
0,9% (как и в августе текущего года).
Продукты питания подешевели
на 0,4%, стоимость свежих продуктов и овощей
снизилась на 4,7%. Топливо стало дороже
на 1,4%, а цены на одежду и обувь выросли
на 6,9%.
Таблица 2.8 – Инфляция Франции,
%
год
значение
2003
2.2
2004
2.3
2005
1.9
2006
1.9
2007
1.6
2008
3.2
2009
0.1
2010
1.7
2011
2.3
2012
1.3
Франция завершила сентябрь
с дефляцией в 0,2%.
В Японии уровень инфляции в
2012г. снизился на 0,1% по сравнению с 2011г.
Таким образом, 2012г. стал четвертым годом
подряд, когда уровень инфляции в Японии
снижается
В декабре 2012г. индекс потребительских
цен в Японии снизился на 0,2% по сравнению
с декабрем 2011г.
Индекс потребительских цен
в Японии по итогам июня 2013 года увеличился
на 0,4 процента.
Цены выросли в основном в связи
с подорожанием электричества и ослаблением
иены, которое увеличило стоимость импортного
топлива (цены на продукты не включены
в индекс потребительских цен).