Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:35, реферат

Краткое описание

Теория экономической политики как составная часть макроэ¬кономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовер¬шенства рынка, предоставленного самому себе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
3
Глава 1. Необходимость государственного регулирования…………......................
4
1.1 Средства государственного регулирования экономики……………................
5
Глава 2. Цели государственного регулирования экономики……………................
7
Глава 3. Функции государственного регулирования……………………………….
8
3.1 Перераспределение доходов……………………………………………………
9
3.2 Реализация национальных интересов в мировой экономике………................
9
3.3 Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма………….
10
3.4 Инструментарий государственного регулирования…………………………..
11
Глава 4. Сферы государственного регулирования………………………………….
12
4.1 Задачи государственных органов по регулированию национальной экономики………………………………………………………………………………

12
4.2 Государственное регулирование банковской деятельности…………………..
13
4.3 Государственное регулирование в сфере инвестиций…………………………
14
4.4 Государственное регулирование цен……………………………………………
16
4.5 Валютное регулирование………………………………………………………...
16
4.6 Государственное регулирование в сферах естественной монополии………...
17
Глава 5. Методы государственного регулирования рыночной экономики………..
20
5.1 Административные методы……………………………………………………...
20
Заключение……………………………………………………………………………..
24
Список использованной литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Гос.рег.эк..doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Органами регулирования  естественных монополий могут применяться  следующие методы регулирования  деятельности субъектов естественных монополий:

  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей, в товаре производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

 

Существует несколько  причин экономического регулирования.

  • обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемые предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов)
  • определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей
  • стимулирование предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.
  • создание условий для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

 

Органы регулирования  выполняют ряд функции, которые  определены Федеральным законом.

Органы регулирования  естественных монополий вправе:

  • принимать обязательные для субъектов естественных монополии решения о введении, об изменении, или о прекращении регулирования, и о применении методов регулирования.
  • направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений Федерального закона, в том числе об устранении их последствий.
  • принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.
  • принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии.

Для обеспечения приемлемого поведения  таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность  и государственное регулирование.

Для естественных монополий  обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним  валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия  к снижению издержек.

Таким образом, цель государственного  регулирования естественных монополий  состоит в  том, чтобы защитить общество от их всевластия на рынках путем  регулирования цен и регламентации качества обслуживания.

 

Глава 5. Методы государственного регулирования рыночной экономики

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым  рыночная система предъявляет различные  требования.8

Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические   методы управления,  старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

    Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

     В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

 

5.1 Административные  методы

  Такие методы характерны, прежде всего, для централизованно управляемой экономики.  Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.

    Административные методы используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики  административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования,  культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности. Следует, однако, отметить, что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи, которые они решают.

     Административные методы включают: финансовую поддержку   государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.

     Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий. Дотация – это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственным предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

     Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть – государством. Таким образом, цена потребителя снижается.

  Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов нижестоящим для их окончательного сбалансирования.9

    В последнее время дотации вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов – субвенциями. Субвенция – это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально- государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.

    Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России.  Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними общегосударственных  капитальных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.

      Субсидия – особая форма связи (финансовой и экономической) между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.10       

Административные методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.

Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых  национальных ресурсов, применение вредных технологий, производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека.

 

Заключение

Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.

Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.

Заметную роль в формировании мирового экономического сообщества, углублении взаимных контактов, ориентации экономики страны на внешний рынок играет применение новых форм экономического взаимодействия, выходящих далеко за пределы традиционных торговых связей.

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.

Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

 

Список использованной литературы

 

1. Ефимова Е.Г. Потапова И.С., Заславская М.Д. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч. II 2-е изд., испр. и доп. – М.: , 1997.

     2.Журнал «Российские финансы». 1993: Обзор //Вопросы экономики.

3. Кейнс Д. М. «Общая теория занятости, процента и денег».

4. Лубнев Ю.П. «Государственное регулирование экономики».

4. Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 – М.:, 1995.

5. Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики». Москва, Издательство: Юристъ 1999.

6. Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист, 1996, №9.

7. Экономика: «Экономическая теория» / Под ред. А.С. Булатов. – М.:, 1997.

8. Ярцун С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на рубеже XXI века. – М., Экономическая газета, № 12, 2000.

 

 

 

 

1 Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики». Москва, Издательство: Юристъ 1999

2 Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики». Москва, Издательство: Юристъ 1999

3 Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист, 1996, №9.

4 Ярцун С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на рубеже XXI века. – М., Экономическая газета, № 12, 2000.

5  Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики». Москва, Издательство: Юристъ 1999

 

6 Российские финансы 1993; Обзор // Вопросы экономики

7 Кейнс Д. М. «Общая теория занятости, процента и денег»

8 Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист // 1996, №9.

9 Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.:11-го изд. Т.1 – М.:, 1995.

10 Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.:11-го изд. Т.1 – М.:, 1995.




Информация о работе Государственное регулирование экономики