Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:26, реферат

Краткое описание

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX в. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные формы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы экономической политики.docx

— 43.47 Кб (Скачать файл)

Внешняя торговля и внешнеэкономическая деятельность. Частное предпринимательство во внешней торговле 

     Внешняя торговля на современном этапе —  это наиболее интенсивно развивающаяся  форма международных экономических  отношений.

     Заинтересованность  практически всех стран в расширении своей внешней торговли связана прежде всего с потребностью сбыта национальной продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь высокую прибыль за счет международного разделения труда, позволяющего добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.

     Приоритетным  во внешней торговле следует считать  ориентир на развитие экспорта, так  как покупку товаров по импорту  можно осуществлять при наличии  либо иностранной валюты, либо конкурентоспособного товара.

     Для получения наибольшего экономического эффекта необходимо поставлять на экспорт  наукоемкую продукцию, позволяющую  получить максимальную валютную выручку  на единицу затрат труда, а ввозить  следует те товары, которые имеют  наибольшие затраты труда на единицу  вложенных средств.

     Взаимоотношения между понятиями «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность»  заключаются в следующем. Внешнеэкономические  связи относятся к уровню макроэкономического (межгосударственного) регулирования, а внешнеэкономическая деятельность — к микроуровню, т. е. к уровню фирм и предприятий. Функции внешнеэкономических связей России в настоящее время направлены на обеспечение экспортных поставок для федеральных нужд и межгосударственных экономических (включая валютно-кредитные, торговые) соглашений России. Реализуются внешнеэкономические связи «сверху вниз»: объемы и перечень номенклатуры товаров и услуг определяются на правительственном уровне. Они реализуются через систему госзаказа (посредством организаций, определенных в качестве государственных заказчиков) и за счет лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами.

     Понятие внешнеэкономической деятельности появилось сравнительно недавно  и связано с децентрализацией внешней торговли, осуществляемой в  рамках реформы экономики и системы  управления России. Внешнеэкономическая  деятельность осуществляется на уровне фирм и предприятий, которые пользуются полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров и услуг для заключения внешнеторговой сделки, в определении  цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки. Согласно Закону «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности», под  данной деятельностью понимается предпринимательство  в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

     «Челночный  бизнес» сыграл заметную роль в развитии массовой базы предпринимательства. Он стал одной из сфер первоначального  накопления капитала. Часть челноков, накопив капитал и опыт, смогли создать свои фирмы и утвердиться  в качестве предпринимателей как во внешнеэкономической, так и во внутриэкономической деятельности. Миллионы людей сами обеспечили себя работой в самые трудные годы массовой безработицы. Челноки сталкиваются со следующими проблемами: в первую очередь таможенные проблемы, затем проблема прописки и физические трудности.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Торговый  баланс

     Соотношение стоимости экспорта и импорта  товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней  торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий  период. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. 
Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для ряда промышленно развитых стран (Япония, ФРГ) активное сальдо торгового баланса используется для создания второй экономики за рубежом. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы. Это правильно для развивающихся стран, испытывающих нехватку валютных поступлений. Для промышленного развития стран это может иметь иное значение. Например, дефицит торгового баланса США объяснялся активным продвижением на их рынок международных конкурентов (Западной Европы, Японии, Гонконга, Южной Кореи и других стран) по производству товаров все большей сложности. В результате складывающегося международного разделения труда более эффективно используются ресурсы в мировых масштабах. Зеркальным отражением дефицита внешней торговли США служит активное сальдо по этим операциям у упомянутых партнеров, которые используют валютные поступления для заграничных капиталовложений, в том числе в США.

     Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном  разделении труда следует развивать  экспорт той продукции, которая  позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного  труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств.

     В результате сложившихся в мировой  экономике стоимостных пропорций  наибольший эффект достигается от экспорта наукоемкой готовой продукции. Как  свидетельствуют данные ООН, в настоящее  время около 40 % международного товарооборота  приходится на сырьевые товары и более 60 % — на готовую продукцию.

       В структуре российского экспорта  сложилось обратное соотношение. Экспорт России имеет ярко выраженный сырьевой характер. На долю пяти товарных групп приходится около 80 % экспорта (минеральное сырье и топливо 45 %, металлы — 17 %, химические товары — 8 %, лесоматериалы — около 5 %, сельскохозяйственное сырье — 3%). Произошло активное "вымывание" из структуры экспорта продукции машиностроения — в настоящее время ее доля упала до 5 % и сократилась по сравнению с 1991 г. более, чем в два раза. 

     Государственные меры стимулирования экспорта в России

     Правительство Российской Федерации имеет долгосрочные цели внешнеэкономической деятельности по стимулированию экспорта. В ближайшие годы будет осуществляться реализация финансового содействия экспорту по следующим направлениям:

  • предоставление Правительством РФ через Минфин гарантийных обязательств по привлекаемым банками кредитных ресурсов для обеспечения оборотными средствами производств, ориентированных на экспорт;
  • предоставление государственных гарантий и обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров;
  • усиление контроля над закупками оборудования для развития экспортного производства и введение жесткого спроса с предприятий за эффективность использования получаемого оборудования;
  • кредитование производства экспортной продукции с длительным циклом изготовления, включая закупку не производимого в России сырья, материалов и комплектующих изделий;
  • предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспортные поставки на основе коммерческого кредитования, на срок свыше полгода;
  • обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах;
  • страхование операций по освоению внешних рынков.
 

Вопросы совершенствования  внешнеэкономической  политики государства

Современные процессы в международной жизни порождают постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: протекционизм и либерализм. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешнего рынка. В противоположность ему политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей (свободная торговля). И политика свободной торговли, и политика протекционизма почти никогда не существовали в чистом виде. Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, решаемых внутри страны. В общем государственное регулирование внешнеэкономических связей направлено на решение экономических, социальных и политических проблем.

      В настоящее время системы преференций  для товаров из развивающихся  стран действуют на рынках фактически всех развитых стран. Россия предоставляет  товарам развивающихся стран  льготные условия доступа на внутренний рынок. В настоящее время товары из развивающихся стран на российский рынок поставляются с взиманием  импортных пошлин на 25% ниже базисного  уровня. Товары из наименее развитых стран  – беспошлинно.

     Для  упрощения и гармонизации таможенных процедур создаются свободные экономические  зоны. В соответствии с документами международной конвенции под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

Различные законодательные акты Российской Федерации и её субъектов о создании СЭЗ декларируют единые цели:

  • привлечение инвестиций для создания производственных мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции;
  • насыщение внутреннего рынка импортозамещающей продукцией;
  • создание экспорто-ориентированных производств;
  • повышение занятости населения;
  • формирование конкурентоспособной производственной и предпринимательской инфраструктуры.

Несмотря  на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, так как, те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

В ряду общих для всех российских СЭЗ  социально-экономических проблем  следует выделить:

  • неразвитость инфраструктуры и промышленности;
  • разрыв и перераспределение хозяйственных связей предприятий, отсутствие защиты отечественных товаропроизводителей на международном рынке со стороны государства;
  • наличие на пути развития свободного предпринимательства препон бюрократического и - криминального характера, в том числе коррумпированность чиновников;
  • проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, проблема отсутствия опыта;
  • одна из важнейших и определяющих проблем - проблема доверия к власти.
 

   Влияние ВТО на внешнеэкономическую деятельность в РФ

     Преимущества  участия России в ВТО являются вполне реальными, а некоторые из них могут быть оценены в стоимостных показателях. Но автоматически эти преимущества не распространятся на РФ, а проявятся лишь при условии наступательной стратегии бизнеса при активной поддержке государственных учреждений в сфере внешней торговли. Так, сократится торговая дискриминация, осуществляемая в отношении российского экспорта многими странами и наносящая ущерб отраслям отечественной обрабатывающей промышленности (металлургической, химической и др.).

     Нередко отмечаются возможные негативные результаты присоединения России к ВТО в связи с обязательствами каждого нового члена по облегчению допуска (но не свободного доступа) иностранных поставщиков на внутренний рынок.

Во-первых, фактором, уменьшающим влияние членства ВТО на экономику России, является неравномерность вовлечения ее регионов во внешнеэкономические связи (неодинаковая зависимость от импорта). Так, высокую долю импорта имеют лишь 10 российских регионов, а в 45 регионах (из 89) эта доля в объеме реализуемых товаров на внутреннем рынке составляет менее 10%. К тому же транспортные издержки импортируемых товаров оцениваются в 25 - 30% от оптовой цены (это в несколько раз выше, чем, например, в странах Западной Европы). В результате этого снижается конкурентоспособность импорта.

Во-вторых, следствием присоединения к ВТО и либерализации внешней торговли является расширение предложения товаров и услуг, и, соответственно усиление конкуренции на внутреннем рынке, снижение цен (ожидается, например, снижение цен на лекарства). В результате Россия сможет добиться снижения инфляции до 2% в год (как в некоторых развитых странах - членах ВТО). Кроме того, на внутренний рынок будут поступать более качественные товары модернизируемых под влиянием иностранной конкуренции отечественных предприятий, и расширится ассортимент предоставляемых услуг.

Информация о работе Государственное регулирование экономики