Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Вложенные файлы: 1 файл

государственное регулирование экономики.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Во всех экономических  системах, без исключения, государство  регулирует экономику. В современной  рыночной экономике такое регулирование  осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной  системе, но экономическая роль государства все-таки велика.

Регулирование – это  совокупность предписаний, исходящих  от органов власти или управления и имеющих целью внести известный  порядок в ту или иную сферу  жизни. 1

Как известно, возможность  ГРЭ появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

Наиболее развитыми  механизмами ГРЭ считаются механизмы  регулирования в некоторых странах  Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям II мировой войны и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Однако, государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно при высоких показателях безработицы и инфляции.

Очень важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих свою независимую экономику и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Современная экономика  невероятно сложна, она призвана создавать  условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование  экономики.

Государственное регулирование  экономики — процесс воздействия  государства на хозяйственную жизнь  общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

В качестве основных методов  влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов  государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является прежде всего то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

Далее рассмотрим государственное  регулирование экономики более подробно.

 

 

 

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики.

 

1.1 Что же  собой представляет государственное  регулирование экономики?

 
               Согласно устоявшемуся мнению государственное регулирование экономики воспринимается как одно из проявлений (функций) государственного управления. Основной смысл и содержание его заключается в установлении и обеспечении государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий. 
              Однако только этим не исчерпывается данная функция государственного управления. Она включает в себя также всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения; координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений; всестороннюю защиту их законных интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политике; установление порядка заключения государственных контрактов (договоров),порядка регистрации, лицензирования и т.п.

 В качестве субъектов государственного регулирования экономики традиционно выступают органы государственной власти и управления. В странах общего права (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), где судебный прецедент рассматривается в качестве источника права, субъектами государственного регулирования экономики могут выступать также и суды. 
Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики соответственно выступают законы, подзаконные и судебные акты.       

Среди этих актов  следует выделить Основы законодательства об иностранных инвестициях в  СССР от 5 июля 1991 года; Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 года; Постановление Правительства Российской Федерации "Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации" от 29 сентября 1994 года; Указ Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению условий реализации инвестиционных соглашений" от 6 ноября 1995 года; и др. 
С помощью этих и иных, им подобных актов, направленных на создание благоприятных условий деятельности иностранных инвесторов в России, в законодательном порядке закрепляется их правовой режим, который, согласно Закона об иностранных инвестициях (ст. 6) "не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РСФСР, за изъятиями, предусмотренными настоящим законом"; определяются объекты иностранных инвестиций и пути их осуществления; провозглашаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций.

В числе последних  особо выделяются гарантии от принудительных изъятий (национализации, конфискации и реквизиции) иностранных инвестиций; от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц; гарантии от изменения законодательства, ухудшающего условия инвестирования; гарантии беспрепятственного перевода за границу платежей иностранных инвесторов после уплаты ими соответствующих налогов и сборов; гарантии использования платежей в российской валюте иностранными инвесторами на территории России и другие.

Закрепляя правовой статус иностранных инвесторов и  создавая широкие гарантии их повседневной деятельности, российский законодатель, как об этом говорится в Законе об иностранных инвестициях в России, направляет свои усилия "на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта". Средством достижения этих целей могут служить лишь традиционные для всех стран, привлекающих в свою экономику иностранные инвестиции, материальные, финансовые, трудовые (дешевая рабочая сила) и другие им подобные рычаги. Особую роль при этом играют благоприятные таможенные пошлины, льготные налоговые ставки, иные заниженные платежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Цели и задачи  государственного регулирования  экономики.

 Главная задача государственного регулирования экономики - создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.

Основные  функции ГРЭ:

  • разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;

  • определение приоритетов макроэкономической политики;

  • обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

  • решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

 Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.

Реализация  этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему  приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.

Задачи  ГРЭ:

  1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.

  1. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций

  1. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности

  1. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционный и научно-технической политики.

  1. Создание благоприятных условий для накопления капитала.

  1. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.

  1. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил

  1. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.

  1. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.

  1. Обеспечение национальной безопасности и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Объекты государственного регулирования.

 

Государственное регулирование  дополняет и корректирует чисто  рыночный механизм. Объектами государственного регулирования являются:

- экономический цикл;

- структура хозяйства (отраслевая, региональная и пр.);

 -условия накопления капитала;

- занятость;

- денежное обращение;

- платежный баланс;

- цены;

- НИОКР;

- условия конкуренции;

- социальные отношения и социальное обеспечение;

- подготовка и переподготовка  кадров;

- окружающая среда;

- внешнеэкономические  связи. 

Объекты совершенно различны, но охватывают практически все сферы  экономической деятельности.

Экономический цикл ставит своей целью регулирование хозяйственной конъюнктуры. Ее суть состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос, инвестиции и занятость. Для этих целей увеличиваются государственные расходы, предоставляются финансовые льготы. В условиях подъема предпринимаются меры для сокращения перепроизводства товаров и перенакопления капиталов для того, чтобы уменьшить глубину и продолжительность будущего спада. Структурная политика позволяет с помощью финансовых стимулов и государственных инвестиций обеспечивать преимущественное развитие определенным отраслям и регионам. Причины такой поддержки могут быть различными: поддержка отраслей и территориальных единиц, находящихся в состоянии кризиса, а также поощрение развития перспективных отраслей и регионов.

Условия накопление капитала также является важным объектом государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям можно воздействовать на экономический цикл и структуру хозяйства.

Занятость заключается в мерах по поддержанию нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, не должно приводить к необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости. Все меры в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы.

Важным направлением государственного регулирования является денежное обращение. Меры, предусмотренные  правительством в этом направлении, должны быть направлены на снижение темпов инфляции, снижение дефицита госбюджета.

Информация о работе Государственное регулирование экономики