Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика всех развитых стран уже давно не представляет собой чисто рыночную модель, а включает в себя два органически взаимосвязанных блока: рыночный механизм саморегуляции и государственное регулирование.
В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала развиваться еще в начале ХХ в. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и
необходимость государственного вмешательства в экономику….4
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления……………………………………………………………..4
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования……..5
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11
2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………….21
2.1. Государство в экономической системе общества и его функции..21
2.2. Формы государственного регулирования экономики…………….25
2.3. Методы и инструменты государственного воздействия
на рыночную экономику…………………………………………….27
2.4. Экономическая политика государства……………………………..30
Заключение……………………………………………………………….34
Литература……………………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

rehc.docx

— 120.83 Кб (Скачать файл)

Кейнсианская  теория выделила в качестве центральных три модели (функциональные зависимости). Одна из них отражает зависимость ставки процента r от дохода У: r= F(У). Чем выше доход населения, тем больше спрос на деньги у банков и тем выше ставка процента.

На рисунке 1.6 показана прямая зависимость ставки процента от дохода. Рост доходов населения с У1 до У2 увеличивает банковский спрос па деньги, а стало быть, повышает ставку процента с r1 до r2.

 

 

 

 

 

 

   Ставка процента r

 

Рис. 1.4. Кривая ставки процента

 

Другая модель характеризует зависимость объема инвестиций от ставки процента: i = F(r). Чем больше норма процента (чем дороже кредит), тем меньше объем инвестиций. (см.  рис. 1.7).

 

Рис. 1.5. Кривая инвестиций.

 

На рисунке 1.7 мы видим, что увеличение нормы процента с r1 до r2 уменьшает соответственно объем инвестиций с i(r2) до i(r1).

Дж. Кейнс придавал большое значение инвестициям, как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от нее переменные величины: занятость, доход нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он разработал теорию мультипликатора, которая определяет эффективность государственных расходов с точки зрения воздействия их на объем общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым — на эффективный спрос.

Объем национального  дохода и совокупного спроса находится  в определенной количественной зависимости от общей суммы инвестиций (всех производственных и непроизводственных расходов). Эту количественную связь выражает особый коэффициент - мультипликатор (лат. multiplicator - умножающий). Кейнс так охарактеризовал мультипликатор инвестиций: “Когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций”. Он утверждал, что расширение инвестиций ведет к увеличению занятости, а потому и дохода общества и тем самым — к повышению потребительского спроса.

Этот мультипликационный эффект объясняется своеобразной цепной реакцией. Первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства (соответственно доходов) во многих смежных отраслях (поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и т.д.).

Подытоживая сказанное, важно отметить практические итоги кейнсианской революции. Принципы кейнсианской модели государственного регулирования легли в основу социально-экономической политики правительств США, Англии и других западных стран, которая проводилась с 50-х гг. и до середины 70-х гг. и получила название планируемого и регулируемого капитализма. Она дала обнадеживающие результаты: это был наибольший период бескризисного развития мировой капиталистической экономики за весь послевоенный период. Совершенно новыми были и ее социальные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные формы и методы  государственного регулирования  экономики.

2.1. Государство в экономической  системе общества и его функции.

Деятельность  государства в рыночной экономике  должна быть направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического  благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.[5]

Выявление роли государства в экономике связано  с раскрытием его функций. Функция государства — это совокупность направленных на достижение определенных целей и задач взаимосвязанных действий, осуществляемых государством и созданными при его участии организациями.[3]

В рыночной экономике основными функциями государства являются:

— правовая, регламентирующая порядок организации предпринимательской деятельности, осуществление контроля за их соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами;

— протекционистская, обеспечивающая создание благоприятных возможностей для развития национальной экономики или отдельных секторов и отраслей экономики;

— стабилизационная, направленная на поддержание высокой занятости, низкой инфляции, на реализацию антикризисных мер;

— хозяйственная, связанная непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества, в частности, объектов государственной и муниципальной собственности, а также с корректировкой результатов действия рыночного механизма (производство общественных товаров, распределение ресурсов и т. д.);

— перераспределительная, направленная на изменение векторов финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций;

— социальная, обеспечивающая поддержание благосостояния населения на определенном уровне, заданном объективными материальными условиями, традициями, соотношением классовых сил.

Следует подчеркнуть, что состав и содержание этих функций  — динамические характеристики, сопряженные с качественными изменениями в условиях и задачах ведения бизнеса, факторах его эффективности, экономической политике государства.

Обострение  социально-экономических проблем, наиболее рельефно проявившееся в период мирового экономического кризиса 30-х годов XX столетия, обусловило смену парадигмы государственного участия в экономике. Оно дополняется новой функцией — стабилизатора общественного воспроизводства.

Потребность в ней обусловливается необходимостью компенсации "провалов" рынка. Ее реализация связывается с решением комплекса задач: стимулирование экономического роста, обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре производства, противодействие инфляции и безработице и др. Появляются сравнительно новые сферы участия государства в экономике: регулирование социальных последствий циклических перепадов производства; активная региональная политика, позволяющая сгладить диспропорции в развитии отдельных районов; внедрение государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу инвестиций.

Заметно усложняется перераспределительная функция, ранее обеспечивавшая в основном содержание госаппарата, обороноспособность страны и ее внешнеполитическую деятельность. У нее появляется новая цель — способствовать стабильности национальной экономики, экономическому росту. Особо выделяется задача социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, призванной обеспечить реализацию неотъемлемого права человека на стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование вне зависимости от форм и результатов экономической деятельности.

Особое значение приобретает хозяйственная функция, в части, связанной с производством общественных товаров. Они являются объектом потребностей, которые не выражаются через платежеспособный спрос. Общественные товары отличаются от частных тем, что, во-первых, в их потреблении участвуют все граждане без исключения; во-вторых, они предоставляются гражданам на равных началах.

Важным направлением деятельности государства становится регулирование внешних эффектов. Таковыми признаются эффекты производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц (не являющихся продавцами и покупателями) не отражается в цене этого блага. Примером внешнего эффекта является загрязнение окружающей среды металлургическим комбинатом, который выбрасывает в атмосферу различные загрязняющие вещества. Не находя отражения в рыночном механизме ценообразования, внешние эффекты приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике. Отсюда потребность в государственном вмешательстве.

Превращение социальной сферы общества в стратегический источник экономического роста, создание объективных предпосылок процессов  социализации бизнеса предопределили выделение. в 60-х годах XX века в качестве самостоятельной — социальной функции государства. Ее ключевые сферы: социальная инфраструктура (образование, наука, окружающая среда); жизнеобеспечение малоимущих членов общества (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных); многообразные отношения между трудом и капиталом. Необходимость участия государства в регулировании социально-трудовых отношений обусловливается двумя основными потребностями.

Первая — потребность в компенсации ограниченных возможностей внутрихозяйственного управления в балансировании интересов собственников (предпринимателей) и производственного персонала. Роль государства проявляется в организационной, правовой, финансовой поддержке реализуемых на уровне компаний преобразований, связанных с созданием и функционированием собственности занятых, с подключением производственного персонала к участию в прибылях, с формированием и развитием партисипативного управления.

Вторая потребность — в создании стимулов для устойчивой ориентации предпринимательской деятельности на достижение общественных целей и задач. Это достигается, например, посредством предоставления инвестиций, государственных заказов предпринимателям при выполнении ими определенных обязательств.

Неотъемлемый  компонент хозяйственной функции  государства в рыночной экономике — управление "своей" собственностью на всех этапах ее формирования, функционирования, развития и отчуждения. Применяя разнообразные формы и методы, оно способствует повышению экономической и социальной эффективности хозяйственного использования этой собственности.

Изначальная слабость рыночного механизма, неустойчивость переходной экономики — причины того, что государство должно инициировать постановку и брать на себя решение задач, которые в иных условиях реализуются преимущественно с помощью рыночного механизма. Отсюда повышенная роль государства в осуществлении перемен в отраслевой и региональной структуре экономики, ее финансовой и инвестиционной сферах.

Главным в  содержании трансформационного процесса является разгосударствление экономики, т. е. устранение монополии государства во всех сферах жизни общества. Его основными направлениями выступают: 1) создание негосударственного сектора; 2) замена административно устанавли-ваемых хозяйственных связей взаимовыгодными рыночными; 3) либерализации цен, валютного рынка, внешней торговли; 4) децентрализация функций госу-дарственного управления; 5) формирование механизма государственного регу-лирования экономики с доминированием экономических методов воздействия.

2.2. Формы государственного регулирования  экономики.

Формы госрегулирования экономики, различающиеся по объектам, целям, характеру управленческого  воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следующие формы государственного регулирования экономики:

1. Государственное прогнозирование и программирование экономики — разработка и принятие разнообразных программ. Их можно классифицировать по: 1) степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государства; 2) степени охвата экономики-страны.

2. Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспечивается государственное потребление, селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп.

3. Государственное потребление — правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупного спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повышению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление. В настоящее время в развитых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20—30% всех покупок.

4. Государственный заказ привлекает компании гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать промышленное и исследовательское оборудование, принадлежащее государству, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.). С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

5. Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. Ее цели: структурная перестройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кризис; поддержка деятельности малорентабельных предприятий и отраслей; сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных районов страны; поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, инновационного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ.

6. Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление банковской системы.

7. Приватизация и национализация собственности — формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; обеспечить "демократизацию" собственности (посредством распределения части акций предприятий между их работниками); повысить эффективность использования общественного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.

 

2.3. Методы и инструменты государственного  воздействия 

       на рыночную экономику

Важный компонент  механизма — его методы и инструменты. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для государственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на экономику.

По  характеру действия выделяют методы административные и экономические. [6]

Административные  методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются формализованными, преимущественно предписываю-щими, влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.

Информация о работе Государственное регулирование экономики