Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:11, курсовая работа
Первая глава будет посвящена сущности государственного регулирования экономики, она включает в себя: цели, задачи, методы и основные направления государственного регулирования экономики. Во второй главе мы рассмотрим политику государственного регулирования экономики, т.е. сферы деятельности государственного регулирования. Третья глава посвящена непосредственно государственному регулированию экономики России.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность государственного регулирования экономики…………………..4
1.1 . Цели и задачи государственного регулирования……………………...4
1.2 . Методы государственного регулирования…………………………….5
1.3 . Основные направления государственного регулирования экономики…………………………………………………………………9
2. Политика государственного регулирования экономики………………….12
2.1 . Монетарная политика государства…………………………………….12
2.2 . Финансовая политика государства…………………………………….15
2.3 . Социальная политика государства…………………………………….20
3. Государственное регулирование экономики России……………………...22
Заключение………………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………………………………………..
Государственное регулирование должно быть эффективным, т.е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами - здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих.
Анализируя опыт государственного регулирования в развитых рыночных государствах и странах транзитивной экономики, можно отметить функциональные регулирующие тенденции в экономике.
Основные функции
Общепризнанной задачей правительства становится разработка политики нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Это позволяет повысить эффективность производства, диктовать высокие цены благодаря высокому качеству, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории.
Во-вторых, новым является
использование различных
В-третьих, активизируется деятельность государства по расширению возможностей обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках путем создания благополучных условий хозяйствования национальных предпринимателей. Стимулирования использования негосударственной поддержки частного бизнеса, конкурентоспособности фирм в тех сферах, где частные инвестиции способствуют решению крупномасштабных стратегических задач и связаны с высоким риском либо не обеспечивают достаточной прибыли.
В-четвертых, значимой функцией государственного регулирования становится общая координация экономических процессов, стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными правительством ориентирами. Осуществляется разработка долгосрочной экономической стратегии промышленной политики через систему планово-прогнозных институционных структур.
В-пятых, для достижения
конъюнктурных преимуществ
В-шестых, в области социальной стратегии и реализующей ее социальной политики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, занятость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг. Этим преследует смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов, достижение общего консенсуса, стимулирование экономической активности различных групп населения.
В-седьмых, адаптация экономического регулирования к изменяющимся условиям хозяйствования выражается в диверсификации деятельности государства по регулированию экономики.
Экономическое регулирование на уровне территории уменьшает неравномерности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напряженность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное использование экономического потенциала территории.
2. Политика
государственного
2.1. Монетарная (кредитно-денежная) политика
Монетарная политика представляет собой совокупность мероприятий центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель этой формы регулирования направлена на достижение равновесного и устойчивого развития экономики.
Особенностью монетарных методов является то, что с их помощью государство стремится воздействовать преимущественно на совокупное предложение. Наиболее активный элемент при этом – влияние на действия, связанные с инвестированием.
Субъектами монетарного регулирования выступают как центральный банк, так и коммерческие банки. При этом центральный банк реализует монетарную политику прямо, непосредственно, в то время как коммерческий – косвенно.
В рамках монетарной политики центральный банк выполняет две основные функции:
1. обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой, которая составляет важнейший элемент инфраструктуры рынка;
2. воздействие на кредитную деятельность деловых банков (в интересах макроэкономической политики).
Согласно принятым в странах с развитой рыночной экономикой законам, деятельность центральных банков должна быть нацелена на выполнение задач экономической политики правительства. В то же время данный кредитный центр может иметь различный статус по отношению к правительству.
Оперируя в сфере денежно-
Таблица 2.1
Методы монетарной политики
Косвенные |
1. Операции на открытом рынке |
Производимые центральным банком операции по купле-продаже государственных ценных бумаг (например, на бирже) | |
2. Учетная политика |
На основании закона центральный банк имеет право манипулировать ставкой процента, по которой он выдает кредиты коммерческим (деловым) банкам. Происходит регулирование «цены кредита» | ||
3. Политика обязательных минимальных резервов |
Резервирование части активов коммерческих банков в центральном банке |
Цели: Страховка кредитной системы страны; Воздействие центрального
банка на кредитные ресурсы | |
4. Добровольное соглашение (между центральным банком и коммерческим банком) |
Деловые соглашения центрального банка с коммерческим банком в целях реализации задач экономической политики | ||
Прямые |
Ограничения в динамике кредитования |
В ряде стран центральный банк вправе вводить ограничения по вложению коммерческими банками своих ресурсов в небанковском секторе |
Учетная политика (политика рефинансирования). Данный вид операций относится к давно сложившимся методам регулирования. Центральный банк выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам. На основании закона банк имеет право манипулировать ставкой процента, по которой он выдает кредиты.
Мировой опыт показывает, что ставки коммерческих банков превышают ставку центрального банка, как правило, на 0,5-2%. В условиях России инфляционные явления в 1990-х гг. обусловливали формирование совершенно иных пропорций. Если предлагаемая ставка рефинансирования центрального банка могла составить примерно 100% , то последующий уровень ставки у коммерческих банков достигал 150-180%. Со второй половины 2007г. ставка рефинансирования составляет в России 10%.
С помощью ставки процента центральный банк оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капитала. «Дорогой» кредит ограничивает спрос на заемные ресурсы со стороны предпринимательского сектора. В итоге сокращаются его инвестиции. Деловая активность в стране снижается.
Регулирование с помощью политики учетной ставки имеет определенные границы. Действительность этой операции снижается, если активность банков-заказчиков невелика. Это может происходить в тех случаях, когда коммерческие банки сами обладают солидными резервами и относительно редко обращаются за дополнительными кредитными ресурсами в ЦБ. Кроме того, процесс глобализации привел к тому, что коммерческие банки могут теперь выбирать, где получать дополнительные ресурсы – в своей стране или за рубежом (где ставка процента может оказаться ниже).
Специфическая особенность трансформируемых экономик заключается в том, что величина учетной ставки может резко отличаться от традиционного уровня, характерно для развитых стран. Этот факт обусловлен инфляционными явлениями. В качестве примера приведем эволюцию учетной ставки в России1.
Таблица 2.2
Россия: уровень и динамика ставки рефинансирования (учетной ставки)
Год |
Временный период |
Ставка, % |
1992 |
(10.04.-22.05) |
50 |
1993 |
(22.06-28.06) |
120 |
1994 |
(29.04-16.05) |
205 |
1995 |
(16.05-18.06) |
195 |
1996 |
(24.07-18.08) |
110 |
1997 |
(10.02-27.04) |
42 |
1998 |
(05.06-28.06) |
60 |
1999 |
(24.06.98-09.07.99) |
60 |
2000 |
(21.03-09.07) |
33 |
2001 |
(04.11.01- 08.04.02) |
25 |
2002 |
(09.04.02-06.08.03) |
23 |
2009 |
(01.08.08-н/в) |
11 |
Разыгравшаяся в начале реформы инфляция резко повысила уровень ставки рефинансирования. Ее модуляция в течение каждого года была к тому же весьма значительной. Однако по мере достижения более равновесного состояния экономики величина учетной ставки стала постепенно снижаться.
Завершая разговор об учетной политике, следует отметить и некоторые ее издержки. Регулирование ставки процента в сторону повышения может привести к растущему ценовому эффекту. Это обусловлено тем, что нефинансовый сектор стремится уйти из-под влияния растущей учетной ставки за счет переложения своих дополнительных издержек на плечи клиентов. В результате создается дополнительная трудность для политики государства в области сдерживания инфляции.
2.2. Финансовая политика государства
Совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называется финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное состояние экономики предполагает финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства, на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются также направления финансовой политики.
Уместность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации. Необходимо также соблюдать “золотое правило” экономической теории, а именно, при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть.
Между возникновением конкретной опасности, принятием решения, проведением соответствующих действий и их эффектом неизбежно происходят временные лаги (промежутки времени, разделяющие вышеназванные процессы). Опасность заключается в том, что отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным задуманным, еще более расшатывая, а не стабилизируя ситуацию.
Финансовая политика любого развитого государства складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Налоги занимают центральное место в комплексе экономических методов.
Оперируя налоговыми ставками, льготами
и штрафами, изменяя условия
Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, а также всячески поддерживать его. Главное средство оказания помощи малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.
Также, с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое развитие освобождается от налогообложения.
С помощью налогов государства
добиваются также перераспределения
ресурсов. Благодаря налогам в
государственном бюджете
Посредством налогов, государство
перераспределяет часть прибыли
предприятий и
Информация о работе Государственное регулирование экономики: опыт России