Государственное регулирование экономики: основные понятия и определения. Развитие предпринимательства как необходимый элемент экономич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики - это система методов для осуществления поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание условий эффективного функционирования рынка и решений сложных социально-экономических проблем национальной экономики.
Активная роль государства обусловлена ​​возникновением внешних эффектов (экстерналий), которые, в основном. являются закономерными последствиями функционирования рынка. Свободный рынок неспособен выступать эффективным единственным инструментом регулирования общественного производства, его пропорций и темпов роста, обуславливая тем самым необходимость государственного регулирования экономики.

Содержание

Глава 1. Государственное регулирование экономики: основные понятия и определения.
1.1. Государственное регулирование экономики как функция государства. Основные понятия.
1.2. Методы и средства государственного регулирование экономики.

Глава 2. Развитие предпринимательства как необходимый элемент экономической стратегии современного государства.
2.1. Экономическая сущность предпринимательства
2.2 Предпринимательство как экономический процесс
2.3.Экономические цели деятельности малого предприятия
2.4. Прибыльность предпринимательской деятельности
2.5. Конкурентоспособность предприятия

Глава 3. Структура целевой программы.

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГ.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

  Реализация функций ГРЭ в практической деятельности осуществляется в виде конкретных форм ГРЭ, каждой из которых соответствует определенный набор средств и инструментов ГРЭ.

  Исходя из мирового опыта, можно выделить следующие формы ГРЭ.

  Формы ГРЭ - это общие направления регулирования социально-экономических процессов, которые происходят в стране.

  1. бюджетно-налоговое регулирование - связано с функционированием государственных финансов, формированием государственного бюджета и государственных затрат, направлено на реализацию целей социально-экономического развития; основными инструментами ГРЭ являются государственный бюджет и налоговая система страны; 
  2. кредитно-денежное регулирование - деятельность государства, направленная на обеспечение экономики полноценной и стабильной валютой и регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики; основными инструментами ГРЭ являются эмиссия денег, проведение учетной политики, установление официальных банковских резервов, количественное ограничение кредита, валютное регулирование, операции на открытом рынке;
  3. МЕРОПРИЯТИЯ административно-экономического регулирования - предусматривают мероприятия административного и экономического характера, направленные на создание условий для функционирования рыночной системы и реализации социальных целей общества; основными мероприятиями являются демонополизация экономики, приватизация, национализация, перераспределение амортизационных отчислений, формирование системы государственных норм и стандартов и т . д.;
  4. ценовое регулирование - влияние государства на рыночное ценообразование с помощью законодательных, административных и судебных мероприятий с целью осуществления конъюнктурной и структурной политики, сдерживания инфляции, стимулирования производства, повышения конкурентоспособности национальной экономики и.т.д.;

  К основным формам ГРЭ относятся также комплексное (индикативное) планирование, прогнозирование развития народного хозяйства, реализацию национальных и региональных программ, систему социальной защиты населения.

  Методология государственного регулирования предусматривает подходы, принципы и логику управления социально-экономическим развитием страны.

  Методы ГРЭ - способ влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор с целью создания условий для их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.

  В зависимости от влияния на субъекты рынка методы ГРЭ делят на две группы : прямого и непрямого(опосредованного) влияния.

  Прямые методы - это методы, с помощью которых государство непосредственно вмешивается в экономические процессы.

  К методам прямого государственного регулирования относятся:

  1. государственные контракты и государственные заказы - это договора между государством и субъектами хозяйствования на производство определенного товара или выполнение услуг с целью удовлетворения социально-экономических нужд потребителя, стимулирования производства дефицитного товара, внедрения новых технологий, исполнения международных соглашений и т.д.; 
  2. государственное ассигнование и дотации - это определенные суммы затрат, выделенные из централизованных и децентрализованных источников финансовых ресурсов на покрытие определенных целей.

  В зависимости от экономической роли государственное ассигнование может выступать в виде:

  1. субвенций - средства, выделенные из государственного бюджета местным бюджетам; 
  2. субсидии - финансовая помощь, которая предоставляется населению или хозрасчетным предприятиям и организациям; 
  3. Государственные дотации - средства, направленные на компенсацию разницы в ценах, вызванной государственной политикой регулирования цен;
  4. квотированием Лицензирование внешнеэкономической деятельности предусматривает выдачу государством через уполномоченные органы разрешений На осуществление внешнеэкономической деятельности по определенным товарам, внесенным в список лицензирования экспорта и импорта;
  5. прямые расходы правительства 
  6. установление фиксированных цен и  тарифов ;
  7. установление государственных стандартов И нормативов (экономических, социальных, пищевых, экологических, санитарных, фармацевтических, ветеринарных и др.).

  Методы непрямого государственного регулирования основываются на товарно-денежных инструментах.

  К таким методам относятся:

  1. налогообложение, уровень налогообложения, система налоговых льгот;
  2. регулирование цен;
  3. плата за ресурсы, проценты за кредит и кредитные льготы;
  4. таможенное регулирование экспорта и импорта, валютного курса и условий функционирования валютного курса.

  Помимо приведенной классификации, методы ГРЭ возможно подразделить на:

  1. правовые - система законов и законодательных актов, регулирующие социально-экономические процессы;
  2. экономические - система финансовых и материальных стимулов, созданная государством и направленная на субъектов хозяйствования;
  3. административные - методы, которые основываются на силе государственной власти; данные методы также называют императивными (от лат. - приказные);
  4. неформальные методы - это методы, основанные на культурных и национальных традициях, религиозных особенностях, менталитете нации, психологии и формировании общественного мнения и.т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие предпринимательства как необходимый элемент экономической стратегии современного государства.

 

 

1.2 Экономическая сущность  предпринимательства

  Теория предпринимательства развивалась по ряду направлений. Представители первого направления связывали предпринимательство с риском. Родоначальником этого направления можно считать французского экономиста Р. Кантильона, который пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий предвиденьем и способностям к риску и реализацией их с целью получения дополнительного дохода. Он может заниматься деятельностью в любом моменте воспроизводства: процессе производства, обмена, потребления. Второе направление в развитии теории предпринимательства можно связать с взглядами Ж.Б. Сэя и А. Маршалла. Они доказывали, что основная функция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства и получать предпринимательский доход.

  Логическим развитием первых двух направлений стала концепция предпринимательства Й. Шумпетера. И это третье направление в создании теории предпринимательства является наиболее обоснованным и перспективным. Й. Шумпетер считал предпринимателя основной производительной силой экономического развития. Экономическая система саморазвивается тогда, когда в ней непрерывно воспроизводятся новые комбинации факторов воспроизводства. Новые комбинации заключаются: в изготовлении неизвестного потребителем блага, внедрении новых способов воспроизводства, освоении новых рынков или новых сегментов рынка, получении новых источников сырья, внедрении новых методов организации труда и т.д. Хозяйственных субъектов, которые активно осуществляют эти новые комбинации в процесс воспроизводства, Й. Шумпетер определил как предпринимателей.

  Анализ показывает: в развитых странах малое предпринимательство ценно, прежде всего, своей инновационностью и рисковым характером деятельности. Малые фирмы в этих странах играют роль в развитии наукоемких высокотехнологических производств, в быстром освоении новшеств.

  Таким образом, предпринимательство - это особая система хозяйствования, основанная на специфической рисковой и инновационной деятельности, которая может охватывать воспроизводство в целом, или какой - то отдельный момент воспроизводства, обмена, распределения, потребления с целью получения предпринимательского дохода.

  Экономическая сущность предпринимательства конкретизируется в его содержании. Предпринимательство представляет собой процесс в рамках воспроизводства. Основным его фактором является способность предпринимателя по - новому комбинировать ресурсы или факторы воспроизводства - рабочую силу (труд), капитал, землю. Способности предпринимателя осуществлять новые комбинации факторов зависят, прежде всего, от его личностных качеств. К ним относятся, прежде всего, способности: продуцировать новые производственные или коммерческие идеи, давать им оценки с точки зрения возможности получения предпринимательского дохода; оперативно использовать новшества в процессах воспроизводства, превращать их в инновации и доводить последние до коммерческого результата; расчетливо рисковать, с большей вероятностью прогнозирую дополнительный доход от риска.

  Предприниматель может персонифицироваться как в собственника капитала, так и в менеджера, специалиста, наемного работника. Предприниматель может также персонифицироваться как в любом индивидууме, занятом процессом предпринимательства, так и в целых коллективах. Пока индивидуум или коллектив ведут инновационное воспроизводство, используя свои инновационные способности с целью получения предпринимательского дохода, они являются предпринимателями.

 

1.2. Предпринимательство как экономический процесс

 

  Предприниматели реализуют свои предпринимательские способности в предпринимательстве как в экономическом процессе. Сущность заключается в том, что это процесс создания предпринимательского дохода, т.е. дополнительной прибыли от инновационной рисковой деятельности. Предпринимательский доход может быть получен двумя методами. Первый метод заключается в снижении индивидуальных издержек производства. Известно, что рыночная цена формируется на основе общественных издержек производства, общественно необходимо рабочего времени. Используя новшества, рискуя, предприниматели снижают свои индивидуальные издержки, доводя их до более низкого уровня по сравнению с общественными издержками производства и с теми бизнесменами, кто ведет воспроизводство стационарными методами. В следствие этого они получают кроме обычной прибыли еще и дополнительную прибыль, предпринимательский доход.

  Второй способ предпринимательского дохода связан с тем, что предприниматель, имея более низкие индивидуальные издержки производства по сравнению с другими продавцами, может снизить цену реализации на свои товары. Продавая значительно большую массу товаров, он может, даже при более низкой цене, получить дополнительный доход.

  Предпринимательский доход может быть получен, когда в результате нововведения производиться наиболее качественный товар. В таком случае предпринимательский доход может быть получен за счет более высокой цены и за счет большей массы продаваемого товара.

  Предпринимательство неразрывно связано с менеджментом. Менеджмент может обеспечить реализацию основной цели - получение устойчиво оптимального размера предпринимательского дохода, - если его основные функции менеджмента (планирование, организация, оперативное управление, использование персонала, экономический контроль) будут ориентированы на стратегию развития, на на постоянные изменения внутри предпринимательских структур, на адаптацию к окружающей среде. Предпринимательство требует инноваций и риска. Основная задача менеджмента - управление сложной ситуацией.

  Стратегический менеджмент инноваций требует, прежде всего, непрерывного анализа функционирования предпринимательских структур и их окружения. Анализ окружения производиться с целью определения своих шансов на успех от инновационной рисковой деятельности, с одной стороны, ухода или уменьшения неблагоприятного воздействия многочисленных видов риска на конечные результаты предпринимательской деятельности, с другой стороны. При этом производиться анализ как глобального, так и непосредственного предпринимательского окружения. К первому виду окружения относятся экономические, правовые, политические, социальные, технологические, региональные и другие рамки предпринимательской деятельности. Ко второму - поставщики, покупатели, потенциальные конкуренты, их возможности обновления продукции, интенсивность конкуренции, возможности промышленной кооперации и интеграции и т.д.

  В соответствии со стратегией менеджмента разрабатывается соответствующая организационная структура фирмы, а также производится подготовка и определяется мотивационный механизм стимулирования ее персонала. И, наконец, необходимо иметь стратегический контроль, охватывающий весь экономический процесс. Таким образом, экономический процесс предпринимательства органично переплетается с менеджментом инноваций и риска.

 

 

 

 

2.3. Прибыльность предпринимательской деятельности

 

  Принципами экономического и социального управления предпринимательства являются прибыльность, эффективность, управление конкурентоспособностью предприятия и производимой продукции. Главным механизмом системы экономического и социального управления предпринимательской деятельности является целевая подсистема, состоящая из экономических функций получение и повышение прибыли, уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Они взаимосвязаны между собой и обуславливают друг друга.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: основные понятия и определения. Развитие предпринимательства как необходимый элемент экономич