Государственное регулирование экономики в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 00:37, реферат

Краткое описание

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:
прямое вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения;
косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики и ее приоритеты.
Меры административно-распорядительного управления основаны на принуждении, запретах, ограничениях: объект управления обязан выполнять указания субъекта вне зависимости от собственной воли и желаний, в случае неисполнения виновные лица подлежат наказанию.

Вложенные файлы: 1 файл

Гос регулирование экономики.docx

— 40.83 Кб (Скачать файл)

Белорусский Государственный Университет

Государственный Институт Управления и Социальных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

Государственное регулирование экономики в РБ

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: студент 2-го курса,

гр.213, спец. Менеджмент,

Добринец Антон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

    1. Методы государственного регулирования

 

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

  1. прямое вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения;
  2. косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики и ее приоритеты.

Меры административно-распорядительного управления основаны на принуждении, запретах, ограничениях: объект управления обязан выполнять указания субъекта вне зависимости от собственной воли и желаний, в случае неисполнения виновные лица подлежат наказанию. Такое управление типично для централизованно управляемой экономики, но в самых разнообразных проявлениях административное распорядительство присуще и рыночной экономике с той лишь разницей, что в последней командные начала не проявляются в столь обширных масштабах и в столь явной форме, как в экономике, управляемой из единого центра.

Наиболее ярким выражением этих методов государственного управления принято считать государственное директивное планирование, в условиях которого предприятиям централизованно распределяются ресурсы и устанавливаются плановые задания со стороны государственных органов управления, что имело место в советской экономике. В той или иной форме директивное планирование имело и имеет место во многих странах мира. Все «тигры» Юго-Восточной Азии имели и сейчас имеют пятилетние планы – директивы с различной детализацией развития своих экономик. В условиях ограниченных финансовых ресурсов это единственный способ распределить их по приоритетам развития страны, но которые зачастую не дают быстрой отдачи. В Китае, Вьетнаме формы административно-распорядительных методов имеют главенствующее значение и этим объясняется успех экономических реформ. В Беларуси восстановительный период экономики был осуществлен в основном благодаря административному ресурсу руководства страны.

Инструментами административно-распорядительного управления на макро- и микроэкономических уровнях являются законы, правила, нормы, положения, инструкции, распространяющие свои действие на экономические объекты, процессы, отношения. Установленные и подкрепленные властью государства стандарты качества, экологии, охраны труда, требующие строгого соблюдения, также есть проявления административного управления со стороны государственных органов.

На макроэкономическом уровне в условиях рыночной экономики инструментом административного управления становятся экономические и финансовые планы, программы, бюджеты в той мере, в которой они носят обязательный и обязывающий характер, заведомо требуют исполнения органами, организациями, лицами, на которые возложена ответственность за соблюдение принятых решений.

К числу государственных административно-распорядительных воздействий относятся обязательные установления, инструкции, правила и нормы экономического поведения, порядок и формы государственной отчетности. Эти установления государственные органы обязаны сообщать тем организациям, учреждениям, лицам, на которые распространяются действия директив государственной власти. Эти предписания могут распространяться через средства массовой информации.

Главным признаком административно-распорядительного контроля является обязательность выполнения управляющего воздействия субъекта управления кругом лиц, которым оно адресовано, из этого вытекает право применения тех или иных форм принуждения по отношению к органам и лицам, не выполняющих предписаний с использование штрафов, санкций, наказаний в самых разных формах.

В тоже время государство должно гарантировать исполнителей  его воли от чрезмерного риска, от ответственности обусловленных строгим соблюдением государственных решений.

Административно-распорядительное управление, как и любой другой способ управления, обладает как определенными преимуществами, так и недостатками, проявляющимися в зависимости от того, как, кем, когда применяется данный метод.

Хорошим примером в этом случае может служить Германия, где разумно и взвешенно применяют этот метод, где имеется высокий профессионализм, ответственность и неподкупность чиновников. В то же самое время введена уголовная ответственность за причинение вреда субъектам хозяйствования. Основной целью деятельности всего государственного аппарата, всех ветвей власти, поставлена успешная, долгосрочная и устойчивая деятельность предприятий реального сектора экономики.

Экономическое побуждение выступает как универсальный метод управления, опирающийся на мотивы и интересы людей и организаций, возбуждающий экономическую заинтересованность объекта управления в выполнении управляющих воздействий. Экономические методы тесно связаны с административно-распорядительными в том смысле, что государство определяет и назначает систему экономических стимулов и способы ее применения. Только после этого государственное экономическое стимулирование обретает самостоятельное существование и превращается в косвенную форму государственного управления, опирающееся на рыночные механизмы самопобуждения. После этого отлаженные экономические рыночные механизмы способны функционировать без вмешательства государства.

В условиях действия экономических методов управления административное воздействие по вертикали «сверху-вниз» теряет свое главенствующее значение и означает переход к управлению «по горизонтали». Создаются предпосылки перехода к самоуправлению организаций, предприятий, хозяйств, целых отраслей и регионов. Это означает, что в системе государственного управления экономикой значительно возрастают свободные договорные отношения, принятые обязательства равноправных субъектов хозяйствования. Государство выступает как агент экономической деятельности в рамках его отношений с другими участниками, организациями, предприятиями, предпринимателями, - строит эти отношения на договорной основе, принципах равноправия, равновыгодности и равной ответственности за выполнение принятых обязательств. Тем не менее, роль и место государства остается особой, существенно более значимой в сравнении с другими субъектами управления так как:

  1. только государство определяет самые общие для всех экономических агентов нормативные условия взаимных отношений, именуемых правилами «экономической игры»;
  2. государство является самым богатым, мощным, ресурсообеспеченным участником экономической деятельности;
  3. государство обладает «административным ресурсом», намного превосходящим аналогичный ресурс других участников;
  4. и, последнее – государство, представляя интересы всего общества, задает правила игры в институциональной, структурной политике, в монетарной сфере, т.е. создает «фундамент» и «рамочные правила» экономической деятельности.

Рассмотрим наиболее значимые экономические методы, используемые в практике государственного регулирования экономики в качестве рычагов воздействия государства на участников экономической деятельности с целью неуклонного роста экономики.

Первой, главенствующей является монетарная политика, так как она наиболее значимо влияет на все три фактора экономического развития: капитал, труд, инновации.

Капитал общества может успешно аккумулироваться только в том случае, если государством выдерживаются такие рамочные условия:

    • инфляция равна или 0 или составляет 1-2 % в год;
    • курс валюты установлен по приоритету покупательной способности и колеблется в пределах 1-2 % в год от него;
    • денежная масса равна ВВП;
    • масса кредитных ресурсов, вырабатываемых банковской системой за год, равна ВВП;
    • капитализация фондового рынка не менее 60 % ВВП;
    • режим конвертируемости валюты соответствует экономической ситуации;
    • рентабельность реального сектора – 30 % и выше.

К этой сфере можно отнести и бюджетно-налоговую политику государства, которая должна иметь единственную главную задачу – обеспечение устойчивой работы предприятий реального сектора, чтобы они обладали конкурентоспособностью на мировом рынке. Это базис решения социальных проблем, безработицы, устойчивых и достойных расходов на здравоохранение, образование, оборону и т.д. Для этого:

  1. должны быть вложены достаточные средства в инфраструктуру (логистику, информатику, связь, дороги) в результате чего цены и качество услуг должны соответствовать лучшим мировым аналогам;
  2. расходы на науку и, прежде всего на фундаментальную, должны составлять не менее 3-4 % от ВВП;
  3. для поддержки предпринимательства организовать внутренне заимствование в размере 60 % от ВВП, что даст возможность под 1-2% годовых предоставить льготные кредиты бизнесу на приоритетные направления;
  4. переоформить межбюджетные отношения центра и регионов по системе 20 % + 80 % и постепенно отдать регионам соответствующие доходную и расходную части, что значительно поднимет предпринимательство в малых и средних городах;
  5. налоговая политика должна предусматривать налоговые каникулы для новых предприятий от 1 до 5 лет, пониженные налоги на прибыль;
  6. вкладывать значительные бюджетные средства в создание условий для возникновения новых (5-6) технологических укладов.

Эти основные методы должны дополняться множеством других мер экономического характера, которые бы позволили  создать не менее 35-40 тыс. предприятий на 1 млн. жителей и создать до 5 мощных финансово-промышленных групп по числу мегатехнологий  шестого технологического уклада, которые имеют научно-технический задел в Республике Беларусь.

Такая экономическая политика позволит снизить тактическую нагрузку на государственный аппарат и позволит им больше время заниматься стратегическими концепциями, программами с горизонтом 30- 50 лет.

Еще хотелось бы немного остановиться на социально-психологических методах государственного регулирования.  Прежде всего, надо воспитать в среде граждан стремление взять в свои руки свою судьбу, стать самодостаточным экономическим агентом, обладающим свойствами, которые характерны для современных требований. Способности выполнять высококвалифицированный труд, иметь определенный интеллектуальный капитал, породило ситуацию, когда фактор «труд» обрел новое значение, смысл. В величине капитала зарубежных форм 80 % несет в себе интеллектуальный потенциал, т.е. стоимость персонала и технологий, носителями которого он является. Социально-психологический метод, наряду с другими должен быть задействован в борьбе против утечки «мозгов», как это эффективно используется в Японии, Китае, Корее и других странах.

На практике применяется разумное сочетание всех форм и методов государственного регулирования экономики в зависимости от обстоятельств.

    1. Структура государственного регулирования экономики в Республике Беларусь

          Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций, предприятий, министерств, ведомств и т.д.), которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

Главный субъект регулирования - народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования.

Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов.

Носители экономических интересов - это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. Их индивидуальные экономические интересы, зачастую не только различные, но и диаметрально противоположные, представляют выразители хозяйственных интересов.

В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы (профсоюзы, союз предпринимателей, фермеров и др.). Носители экономических интересов могут выражать свои индивидуальные интересы в средствах массовой информации, на митингах и демонстрациях, обращаться с протестами, требованиями и петициями в центральные и местные органы государственного управления. Кроме официального обращения, они иногда лоббируют свои интересы в органах государственного управления.

Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны.

Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Выраженные экономические интересы по мере их поступления в государственные органы не всегда полностью или частично исполняются. Это связано со многими обстоятельствами:

  • во-первых, выраженные интересы различных носителей чаще всего противоречивы;
  • во-вторых, они могут противоречить целям экономической политики государства, обеспечивающей экономическое равновесие, социальную стабильность, сбалансированность бюджета и т.д.;
  • в-третьих, возможности государства (в том числе и финансовые) имеют определенные границы.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в РБ