Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 03:36, курсовая работа
Формирование оптимальной макроэкономической структуры, обеспечивающей динамизм производительных сил и сбалансированность внутреннего рынка, предполагает наличие системы централизованного регулирования, в частности такого института, каким является государство. В условиях рыночных отношений важное значение имеет поддержание на необходимом уровне степени государственного вмешательства в экономику, достижение оптимальности правового регулирования общественных отношений, в том числе – отношений предпринимательства, во всех отраслях и сферах народного хозяйства.
Введение……………………………………………………………………
3
1. Сущность государственного регулирования экономики…………….
5
1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику...
5
1.2. Экономические функции государства……………………………..
8
2. Способы государственного регулирования экономики
10
2.1. Классификация форм и методов государственного регулирования…………………………………………………………………..
10
2.2. Социальное регулирование………………………………………..
12
2.3. Поддержание международной конкурентоспособности и оптимальной структуры производства…………………………………
15
2.4. Обеспечение макроэкономической стабильности………………..
16
3. Государственное регулирование в условиях переходного периода...
19
4. Особенности государственного регулирования экономики Украины
27
Заключение…………………………………………………………………
35
Список литературы………………………………
Исходные условия для реформирования экономики тех стран, которые сформировались в результате распада СССР, были значительно сложнее, что повлияло и на результаты хозяйствования. Исследования показывают, что процессы реформирования осуществлялись в той же последовательности, что и в странах Восточной Европы, однако в более неблагоприятных условиях. Это вызвало отрицательное влияние на результаты хозяйствования, затянув этапы глубокого кризиса и затормозив сам процесс положительного реформирования. Можно констатировать, что странам СНГ удалось преодолеть высокие темпы гиперинфляции и достичь некоторой стабилизации на макроуровне, однако не удалось прекратить процессы снижения объемов ВВП. По сути, в этих странах имела место гиперинфляция, вызванная не только либерализацией цен, но и особенностями замкнутых экономик, функционирование которых направлено на удовлетворение потребностей центра.
Одним из последствий гиперинфляция является снижение объемов ВВП и — как производные от этого процесса — дефицит бюджета, рост безработицы, обострение социальных проблем, упадок прежде всего тех сфер экономики, которые существовали за счет бюджетных средств. Больших успехов в этих направлениях достигли страны Балтии, которым удалось, начиная с 1995—1996 гг., обеспечить рост ВВП.
Украине, России и другим государствам пока что не удалось обеспечить процессы роста экономики, но ими обеспечено снижение темпов сокращения ВВП, а по отдельным отраслям экономики — рост объемов производства. Следует отметить, что в Украине в течение 1997—1998 гг. наметилась некоторая стабилизация, а в отдельных отраслях — и рост. Однако обвальный кризис финансово-кредитной системы во II половине 1998 г., а также кризисные явления в финансовой сфере других государств отрицательно повлияли на экономическое положение Украины. [4, с.18]
Оценивая в целом ситуацию, сложившуюся в странах с переходной экономикой, следует отметить, что наиболее сложный период реформирования они уже преодолели. Все государства не только приобрели необходимый опыт самостоятельного хозяйствования и выживания в рыночной макросреде, но и определились с направлениями и механизмами трансформации отечественных экономик в рыночные. Дальнейшее развитие реформирования в этих странах должно быть направлено на совершенствование рыночных механизмов.
4. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
По оценкам зарубежных специалистов,
современное экономическое
Украинские экономисты выделяют следующие основные направления государственного регулирования:
Для улучшения экономического положения людей нужно наращивать потенциал государства.
Во-первых, необходимо привести функции государства в соответствие с его потенциалом. Если государство пытается сделать много, имея при этом ограниченные ресурсы, то чаще всего это наносит больше вреда, чем приносит пользы.
Во-вторых, необходимо закрепить потенциал государства путем активизации общественных институтов. Имеется в виду разработка эффективных норм и ограничений, которые бы позволили бороться с коррупцией. [6, с. 41]
Государственная политика и программы должны быть направлены не просто на содействие экономическому росту, а и на обеспечение справедливого распределения результатов рыночного развития, особенно – путем инвестиций в начальное образование и здравоохранение. Они также должны обеспечивать защиту имущественной и личной безопасности населения от каких-либо посягательств.
Поскольку в Украине рынок еще недостаточно развит, то государство должно взять на себя функции по его стимулированию. Здесь очень важно сделать разумный выбор между разными вариантами государственного вмешательства.
В Украине наблюдаются реальные попытки создать правовую и методологическую базу для проведения санации и реструктуризации предприятий. Логическим проявлением данного процесса стало утверждение Постановления Кабинета Министров от 8 февраля 1994г. «Положения о порядке санации государственных предприятий». [7, с.27] Этот документ определяет порядок и способы проведения санации предприятий с целью предотвращения их банкротства, улучшения финансового положения и повышения конкурентоспособности продукции.
Порядок санации коммерческих банков регламентируется Положением о финансовом оздоровлении коммерческих банков, утвержденное постановлением правления НБУ от 30 декабря 1996г. [7, с.27] Кроме того, данное Положение регулирует порядок предоставления и исполнения коммерческим банкам стабилизационной ссуды.
Централизованная санационная поддержка может проводиться:
Формы и методы государственной финансовой поддержки санации предприятий представлены в приложениях 1 и 2. [7, с.29-30]
Чрезвычайно важна разработка экономически обоснованной концепции приватизации. Неэффективные государственные предприятия, в основном, лишь «тянут» деньги из государственного бюджета. Кроме того, их влияние мешает столь необходимой общей реструктуризации экономики. Выбор способа осуществления приватизации чрезвычайно важен для ее конечного результата. Ключевыми факторами являются прозрачность процесса, завоевание доверия работников, создание широкого круга собственников и реализация соответствующей реформы в сфере регулирования. Для этого необходимо реформировать систему управления на приватизированных предприятиях, преобразованных в акционерные общества, обеспечить защиту прав акционеров. К тому же, нужно политически определиться относительно перспектив развития государственной собственности в народном хозяйстве страны, экономически обосновать ее оптимальные размеры и отраслевую структуру, разработать адекватную законодательную базу. Важно и правовое закрепление принципов управления предприятиями государственной формы собственности с возможным предоставлением им более широких полномочий для обеспечения их конкурентоспособности.
В условиях распыленности и непрозрачности каналов денежных потоков в государстве Национальный банк Украины не в состоянии наладить действенный контроль за их движением, не говоря уж об активном влиянии на формирование и использование государственного и местного бюджетов. Ныне де-факто последние даже не находятся в четко обозначенном правовом поле, несмотря на ежегодное принятие Верховным Советом закона о бюджете. На самом деле он является фикцией, ибо ежегодно не исполняются ни доходная, ни расходная его части. В сущности, Минфину приходится административно распределять бюджетные средства и исполнять «законодательные функции», не располагая для этого никакими полномочиями. [5, с.11]
В настоящее время в Украине, по расчетам отечественных и зарубежных исследователей — самый высокий уровень теневой экономики, составляющий 60—70 % ВВП. [4, с.20] Такие структуры функционируют, не вкладывая своей доли в формирование ВВП, национального дохода и используя государственные средства (в том числе и предусмотренные для защиты необеспеченных слоев населения). Таким образом, субъекты теневой экономики дважды (или даже более) используют государственные средства, перекладывая все бремя переходной экономики на население Украины, на еще работающие предприятия. Следовательно, критичность состояния отечественной экономики как раз тем и характеризуется, что далее идти путем снижения уровня жизни населения и осуществлять реформирование за счет интересов народа невозможно. Следует искать собственный путь выхода из кризиса не за счет интересов людей, а за счет привлечения всех резервов и источников, способных поднять национальную экономику и обеспечить ее развитие. Такие резервы в Украине есть, но использовать их на практике пока что не удалось.
На основе снижения уровня налогообложения объектов предпринимательской деятельности и учреждений бюджетной сферы необходимо разработать механизмы снижения уровня теневой экономики, расширения базы налогообложения. Для решения таких задач в Украине имеются весьма реальные условия. Со стороны государства необходимы конкретные действия, которые бы поощряли людей к расширению предпринимательской деятельности. В первую очередь это касается сферы малого и среднего бизнеса. По нашим расчетам, в Украине бизнессовые структуры развиваются очень медленно и функционируют с низкой отдачей. Более того, от 30 до 50 % зарегистрированных предприятий в зависимости от сферы экономики, в которой они должны функционировать, самоликвидируются, так и не начав практической деятельности, Многочисленные социологические опросы предпринимателей показывают, что среди всех причин, тормозящих развитие предпринимательства, главными являются высокий уровень налогов, неотработанность законодательной базы защиты прав и собственности предпринимателей. С учетом опыта других стран с переходной экономикой, в Украине уже в ближайшие два — три года число предпринимательских структур с частной формой собственности необходимо увеличить в 3—4 раза. [4, с.20] Это даст возможность снизить остроту вопросов, связанных с занятостью населения, необходимостью содержания значительного числа безработных, предоставлением дотаций и помощи низкооплачиваемым категориям населения. Государство, не имея средств на содержание трудоспособного, но не обеспеченного работой населения, должно создавать условия для его самообеспечения, самозанятости, однако не в сфере теневой экономики, а в русле перспективных направлений развития общества. Таким образом, следует подчеркнуть, что на основе снижения налогового бремени на функционирующие структуры и работающее население государство имеет реальные шансы успешно решать социальные проблемы.
Одним из важнейших направлений
совершенствования государствен
В условиях переходного периода полностью оправданно и целесообразно развитие предпринимательского законодательства путем создания норм, закрепляющих принципиальные начала в рамках отраслевых кодифицированных актов, а также законодательных актов интеграционного характера, которые уже создали отдельную комплексную отрасль законодательства. Основными частями этого законодательства являются инвестиционное, антимонопольное, биржевое, страховое, банковское и т. д. Именно в этом законодательстве должны быть определены объем публично-правового регулирования предпринимательских отношений, формы, методы и границы вмешательства государственных институций в эти отношения.
Совершенствование законодательства по вопросам государственного регулирования экономического развития общества должно быть направлено на создание условий, способствующих стимулированию юридических и физических лиц к инвестиционным накоплениям за счет капитализации прибылей, а также оптимальной и эффективной государственной налоговой политики. Важно регулировать налоговые отношения, за счет создания необходимой правовой базы, гарантирующей субъектам предпринимательской деятельности, а также гражданам стабильность и прогнозируемость налогообложения, обеспечивающей условия и механизм надлежащей уплаты налогов всеми налогоплательщиками.
В сфере финансового обеспечения
экономической реформы в дальне
В условиях интеграции Украины в мировую хозяйственную систему особого внимания заслуживает состояние и дальнейшее развитие внешнеэкономического сектора. К сожалению, в этой сфере экономики существует довольно много проблем – как взаимосвязанных, так и тесно связанных с проблемами внутренней политики.
Одной из основных проблем внешней торговли является несколько искаженная по сравнению с другими развитыми странами структура экспортно-импортных потоков торгового баланса. Основные составляющие товарной структуры внешней торговли, которые почти не изменились в течении восемь лет, приведены в табл.4.1. [8, с.22]
Таблица 4.1. Структуры внешней торговли Украины 1994-1999гг.
Товарная группа |
Экспорт |
Импорт |
Минеральные продукты |
9% |
51% |
Машины, оборудование и механизмы |
9% |
15% |
Продукция химической и связанных с ней отраслей |
11% |
7% |
Неблагородные металлы и изделия |
40% |
4% |
За последние годы в структуре экспорта увеличивается удельный вес сырьевой группы товаров (до 40%), а в импорте преобладает продукция конечного потребительского назначения. Кроме того, более 50% общего импорта Украины составляет ввоз большого количества минерального топлива, нефти и продуктов ее переработки. Следовательно, сегодня Украина, при отсутствии развитых экспортирующих производств, интегрирует мировой хозяйственный рынок как страна, поставляющая сырье, а не конечные продукты потребления. [8, с.22]
Информация о работе Государственное регулирование экономических отношений