Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:53, реферат
Первые ростки современного механизма государственного регулирования экономики появились в 1930-е годы, когда экономику развитых стран потряс сильнейший кризис. Именно тогда Дж.М. Кейнс разработал основные инструменты госрегулирования, которые впервые были использованы в 30-е годы в Америке, а впоследствии стали использоваться повсеместно.
До этого времени государство ограничивалось протекционистской политикой (защитой отечественных производителей от иностранной конкуренции, поощрением экспорта, ограничением импорта), регулированием отношений работников и работодателей, а также антимонопольным регулированием.
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»
1 вопрос. Функции государства в экономике.
Первые ростки современного механизма государственного регулирования экономики появились в 1930-е годы, когда экономику развитых стран потряс сильнейший кризис. Именно тогда Дж.М. Кейнс разработал основные инструменты госрегулирования, которые впервые были использованы в 30-е годы в Америке, а впоследствии стали использоваться повсеместно.
До этого времени государство ограничивалось протекционистской политикой (защитой отечественных производителей от иностранной конкуренции, поощрением экспорта, ограничением импорта), регулированием отношений работников и работодателей, а также антимонопольным регулированием.
Необходимость государственного регулирования экономики объясняется погрешностями или провалами рынка1, т.е. наличием проблем, которые бизнес - сектором без вмешательства государства решены быть не могут:
- рынок признает справедливым любой доход, полученный на различных рынках (товаров, капитала, рабочей силы), следовательно необходимо перераспределение дохода, чтобы гарантировать удовлетворение минимальных потребностей людей;
- рынок сам по себе не может
обеспечить развитие науки,
- рынок признает естественной
и даже желательной
- в экономике есть проблемы, которые могут серьезно нарушить ее нормальное функционирование (инфляция, монополия), а рынок сам разрешить их не в состоянии.
В современной экономике
1. Функция оформления и поддержания целостности национальной экономики посредством установления государственных границ, их охраны, а также проведения внешнеэкономической политики.
2. Государство поддерживает
- перераспределяет доходы и богатство,
- производит товары, которые невыгодны
бизнес – сектору, но
- компенсирует экстерналии (
- корректирует распределение
- стимулирует экономический
- смягчает циклические
- контролирует уровень занятости и инфляции.
3. Выработка «правил игры» в сфере экономической жизни путем принятия соответствующих законов.
4. Создание экономических и
5. Государство способствует
Государство играет важную роль в экономике, однако чрезмерное государственное регулирование опасно, т.к. оно может резко снизить эффективность экономики, привести к бюрократизации и даже тоталитаризму. В этом плане можно согласиться с бывшим канцлером ФРГ Л. Эрхардом, который считал, что государство должно выступать как опытный футбольный судья, задача которого не в том, чтобы подсказывать игрокам все движения, а в том, чтобы беспристрастно гарантировать соблюдение игроками правил.
Государственное регулирование экономики включает в себя следующие направления: денежно - кредитная политика (рассмотренная в теме «Центральный банк и его денежно-кредитная политика»), антиинфляционная политика (рассмотренная в теме «Инфляция»), антициклическая политика (которая будет рассмотрена в теме «Экономические циклы»), антимонопольная политика, фискальная и налоговая политика.
2 вопрос. Фискальная политика государства.
*Фискальная политика – политика, связанная с формированием и расходованием государственного бюджета.
*Государственный бюджет –прогр
Бюджеты различных уровней формируют бюджетную систему страны. Бюджетная система России включает в себя федеральный бюджет (бюджет Российской федерации в целом), бюджеты субъектов Федерации (краев, областей, автономных республик и округов), местные бюджеты (бюджеты городов, сел...), бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионного фонда, фонда социального обеспечения, фонда обязательного медицинского страхования, фонда занятости и др.). Бюджеты более низких уровней в некоторых странах входят в бюджеты более высоких уровней по принципу матрешки. В нашей стране постсоветского периода бюджеты разных уровней являются обособленными, а чтобы понять, какими средствами обладает государство в целом, составляется консолидированный бюджет. Далее мы будем рассматривать исключительно федеральный бюджет.
Доходы федерального бюджета складываются из следующих основных источников:
- львиную долю
доходов составляют
- доходы от реализации и сдачу в аренду государственного имущества, в том числе от продажи земли,
- платежи в госбюджет, штрафы, сборы,
- доходы от
внешнеэкономической
- доходы целевых внебюджетных фондов (фонды денежных средств, которые образуются в составе госбюджета в порядке отчислений от конкретных видов деятельности и используются по отдельной смете, например, дорожный фонд).
Расходы федерального бюджета направляются преимущественно на следующие цели:
- финансирование государственного аппарата,
- финансирование правоохранительной, военной, судебной системы,
- финансирование отраслей народного хозяйства,
- финансирование
социальной сферы, образования,
- оказание финансовой помощи бюджетам других уровней,
- финансирование
создания и пополнения
- обслуживание государственного долга,
- помощь другим государствам,
- финансирование целевых бюджетных фондов.
Если доходы федерального бюджета равны его расходам, то такая ситуация называется *балансом федерального бюджета. Если доходы превышают расходы – профицитом федерального бюджета, а если расходы превышают доходную часть - *дефицитом государственного бюджета.
Средства, к которым прибегает государство для изыскания денежных средств, необходимых для покрытия дефицита федерального бюджета, называются *финансированием федерального бюджета.
Финансирование федерального бюджета может осуществляться за счет внешних и внутренних источников. К внутренним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся: эмиссия денег; получение кредитов от Центрально банка и комбанков в рублях; государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, номинированных в рублях; бюджетные ссуды (от бюджетов других уровней). К внешним источникам финансирования дефицита госбюджета относятся: государственные займы, получаемые путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.
До второй половины ХХ века к займам как средству финансирования дефицита федерального бюджета прибегали только в исключительных случаях (в случае войны, например). Теперь займы стали обычным делом, однако когда-то их все-таки придется возвращать с процентами, поэтому из доходной части бюджета они легко переходят в расходную.
Займы, срок возврата которых наступил, образуют *государственный долг. Сумма, которую федеральный бюджет должен населению, бизнес – сектору и бюджетной системы страны, называется *внутренним государственным долгом. Сумма, которую федеральный бюджет должен иностранным государствам, международным финансовым организациям, иностранным банкам..., называется *внешним государственным долгом.
Замечено, что экономически развитые
страны имеют преимущественно
3 вопрос. Налоги и налоговая политика.
*Налоговая база – сумма денег или имущество, подлежащее налогообложению.
*Налоговая ставка – изымаемый в качестве налога процент от налоговой базы.
Налоги в зависимости от того, в какой бюджет уплачиваются, делятся на федеральные, налоги Субъектов Федерации, местные налоги. По субъектам налогообложения налоги делятся на налоги с физических и с юридических лиц.
Налогообложение бывает следующих видов:
- пропорциональное, при котором налоговая ставка представляет собой постоянный процент от суммы дохода;
- прогрессивное, при котором ставка налога растет по мере увеличения налоговой базы,
- приростно - прогрессивное, при
котором налог по более
- регрессивное, при котором налоговая ставки снижается по мере роста налоговой базы.
Государство, для которого налоги – основной источник доходов, должно очень тщательно и обдуманно устанавливать налоговые ставки и налоговые базы. Сумма налоговых изъятий не должна быть ни слишком высокой, ни слишком низкой. Если налоговые ставки и/или налоговые базы в среднем в стране слишком низки, то в государственный бюджет поступает слишком мало средств, в результате этого возможность государства влиять на экономическую жизнь страны сужается. Если налоговые ставки и/ли налоговые базы в среднем слишком велики, то это приводит к снижению деловой активности, предложения товаров, уменьшению доходов физических и юридических лиц и к снижению налоговых поступлений в бюджет. Последнее чревато даже серьезным экономическим кризисом. Поэтому государство должно установить такую налоговую нагрузку на экономику, чтобы, с одной стороны, обеспечить приток средств в госбюджет, а с другой стороны – как минимум, не создать условий, подрывающих деловую активность в стране.
Американский экономист Лаффер (советы которого легли в основу налоговой реформы, проведенной в 1980-е годы президентом Рейганом) доказал, что имеется некий оптимальный уровень средней ставки налогообложения (х), при которой и уровень деловой активности остается высоким, и поступления в госбюджет максимальны. В разных странах уровень величины х колеблется от 35 до 55% (во многих странах он равен 40%).
Кривая Лаффера
Налоговые поступления
в бюджет
Из графика видно, что при повышении налоговых ставок сначала происходит увеличение налоговых поступлений в бюджет, однако при превышении ставкой величины х при росте налоговых ставок происходит уменьшение налоговых поступлений в бюджет. Это происходит или из-за сокрытия доходов от налогообложения, или из-за уменьшения производства вследствие высокого налогового бремени, или и из-за того, из-за другого. Бизнес – сектора субъективно рассматривает налоги как частью издержек, поэтому, когда они слишком высоки, может также произойти (пере)оформление бизнеса в странах с хорошим налоговым «климатом» - налоговые «гавани» (оффшорные зоны). Наиболее известные оффшорные зоны с очень низким уровнем налоговой нагрузки на бизнес – сектор или без нее – Кипр, Гибралтар, Самоа, Антильские острова, остров Мэн, княжества Лихтенштейн, Монако, Люксембург. Для судоходства самой известной налоговой гаванью является Либерия, под флагом которой в мире ходит около 40% судов.
Чтобы экономические субъекты не уходили от налогообложения тем или иным образом, налоговая политика государства должна соответствовать следующим требованиям:
- налоговая нагрузка не должна быть слишком высокой,
- налоговая политика должна соответствовать целям, которые ставит перед собой государство,
- не должно
допускаться двойного
- вмешательство
в личную жизнь
- налоговая система должна быть простой и ясной, а ее обсуждение должно быть открытым, с участием специалистов.
1 Противопоставление государства и рынка традиционно для неоклассической школы в политической экономии, хотя оно лишено основания, поскольку государство – это политический и экономический институт, а рынок – это форма связей между экономическими субъектами.
Информация о работе Государственное регулирование экононмики