Государственное регулирование экононмики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:53, реферат

Краткое описание

Первые ростки современного механизма государственного регулирования экономики появились в 1930-е годы, когда экономику развитых стран потряс сильнейший кризис. Именно тогда Дж.М. Кейнс разработал основные инструменты госрегулирования, которые впервые были использованы в 30-е годы в Америке, а впоследствии стали использоваться повсеместно.
До этого времени государство ограничивалось протекционистской политикой (защитой отечественных производителей от иностранной конкуренции, поощрением экспорта, ограничением импорта), регулированием отношений работников и работодателей, а также антимонопольным регулированием.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)


ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ    РЕГУЛИРОВАНИЕ    ЭКОНОМИКИ»

 

1 вопрос. Функции государства  в экономике.

Первые ростки современного механизма  государственного регулирования экономики  появились в 1930-е годы, когда экономику развитых стран потряс сильнейший кризис. Именно тогда Дж.М. Кейнс разработал основные инструменты госрегулирования, которые впервые были использованы в 30-е годы в Америке, а впоследствии стали использоваться повсеместно.

 До этого времени государство ограничивалось протекционистской политикой (защитой отечественных производителей от иностранной конкуренции, поощрением экспорта, ограничением импорта), регулированием отношений работников и работодателей, а также антимонопольным регулированием.

Необходимость государственного регулирования экономики объясняется погрешностями или провалами рынка1, т.е. наличием проблем, которые бизнес - сектором без вмешательства государства решены быть не могут:

- рынок признает справедливым  любой доход, полученный на  различных рынках (товаров, капитала, рабочей силы), следовательно необходимо перераспределение дохода, чтобы гарантировать удовлетворение минимальных потребностей людей;

- рынок сам по себе не может  обеспечить развитие науки, особенно  фундаментальной, а также структурные  изменения, поскольку за дорогостоящие, рискованные или окупаемые за долгий срок проекты никто не берется;

- рынок признает естественной  и даже желательной безработицу,  поэтому государство должно сгладить  ее социальные последствия и  следить, чтобы ее уровень не  превышал определенных пределов;

- в экономике есть проблемы, которые могут серьезно нарушить ее нормальное функционирование (инфляция, монополия),  а рынок сам разрешить их не в состоянии.

В современной экономике государство  выполняет следующие функции:

1. Функция оформления и поддержания целостности  национальной экономики посредством установления государственных границ, их охраны, а также проведения внешнеэкономической политики.

2. Государство поддерживает баланс  интересов социальных групп страны, а также выступает представителем коллективного интереса нации. Выполняя эту функцию, государство:

- перераспределяет доходы и  богатство,

- производит товары, которые невыгодны  бизнес – сектору, но необходимы  для нормального функционирования экономики (например, в 1970-е – 1980-е годы в некоторых экономически развитых странах бизнес – сектору стал невыгоден железнодорожный и авиатранспорт, и государство их национализировало),

- компенсирует экстерналии (внешние  побочные эффекты деятельности, которые бизнес – сектор компенсировать  не может, например загрязнение окружающей среды, исчерпание невоспроизводимых ресурсов),

- корректирует распределение ресурсов  в целях изменения структуры  экономики,

- стимулирует экономический рост,

- смягчает циклические колебания  экономики,

- контролирует уровень занятости и  инфляции.

3. Выработка «правил игры» в сфере экономической жизни путем принятия соответствующих законов.

4. Создание экономических и правовых  институтов, облегчающих кооперацию  деятельности экономических субъектов, а также осуществляющих контроль и надзор за соблюдение «правил игры» (Центральный банк, казначейство, арбитражный суд, биржи, банки...).

5. Государство способствует минимизации  трансакционных издержек.

Государство играет важную роль в  экономике, однако чрезмерное государственное регулирование опасно, т.к. оно может резко снизить эффективность экономики, привести к бюрократизации и даже тоталитаризму. В этом плане можно согласиться с бывшим канцлером ФРГ Л. Эрхардом, который считал, что государство должно выступать как опытный футбольный судья, задача которого не в том, чтобы подсказывать игрокам все движения, а в том, чтобы беспристрастно гарантировать соблюдение игроками правил.

Государственное регулирование экономики включает в себя следующие направления: денежно - кредитная политика (рассмотренная в теме «Центральный банк и его денежно-кредитная политика»), антиинфляционная политика (рассмотренная в теме «Инфляция»), антициклическая политика (которая будет рассмотрена в теме «Экономические циклы»), антимонопольная политика, фискальная и налоговая политика.

2 вопрос. Фискальная  политика государства.

*Фискальная политика – политика, связанная с формированием и расходованием государственного бюджета.

*Государственный бюджет –программа финансовой деятельности государства на определенный срок (обычно на финансовый или календарный год).

Бюджеты различных  уровней формируют бюджетную  систему страны. Бюджетная система  России включает в себя федеральный  бюджет (бюджет Российской федерации  в целом), бюджеты субъектов Федерации (краев, областей,  автономных республик и округов), местные бюджеты (бюджеты городов, сел...), бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионного фонда, фонда социального обеспечения, фонда обязательного медицинского страхования, фонда занятости и др.). Бюджеты более низких уровней в некоторых странах входят в бюджеты более высоких уровней по принципу матрешки. В нашей стране постсоветского периода бюджеты разных уровней являются обособленными, а чтобы понять, какими средствами обладает государство в целом, составляется консолидированный бюджет. Далее мы будем рассматривать исключительно федеральный бюджет.

Доходы федерального бюджета складываются из следующих основных источников:

- львиную долю  доходов составляют федеральные  налоги (налоговая политика государства будет рассмотрена в следующем вопросе),

- доходы от  реализации и сдачу в аренду  государственного имущества, в  том числе от продажи земли,

- платежи в госбюджет, штрафы, сборы,

- доходы от  внешнеэкономической деятельности,

- доходы целевых внебюджетных фондов (фонды денежных средств, которые образуются в составе госбюджета в порядке отчислений от конкретных видов деятельности и используются по отдельной смете, например, дорожный фонд).

Расходы федерального бюджета направляются преимущественно на следующие цели:

- финансирование  государственного аппарата,

- финансирование правоохранительной, военной, судебной системы,

- финансирование  отраслей народного хозяйства,

- финансирование  социальной сферы, образования,  науки, культуры, здравоохранения,

- оказание финансовой помощи бюджетам других уровней,

- финансирование  создания и пополнения государственных  запасов и резервов,

- обслуживание  государственного долга,

- помощь другим  государствам,

- финансирование  целевых бюджетных фондов.

Если доходы федерального бюджета равны его расходам, то такая ситуация называется *балансом федерального бюджета. Если доходы превышают расходы – профицитом федерального бюджета, а если расходы превышают доходную часть - *дефицитом государственного бюджета.

Средства, к которым прибегает государство для изыскания денежных средств, необходимых для покрытия дефицита федерального бюджета, называются *финансированием федерального бюджета.

Финансирование федерального бюджета  может осуществляться за счет внешних  и внутренних источников. К внутренним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся: эмиссия денег; получение кредитов от Центрально банка и комбанков в рублях; государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, номинированных в рублях; бюджетные ссуды (от бюджетов других уровней). К внешним источникам финансирования дефицита госбюджета относятся:  государственные займы, получаемые путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.

До второй половины ХХ века к займам как средству финансирования дефицита федерального бюджета прибегали только в исключительных случаях (в случае войны, например). Теперь займы стали обычным делом, однако когда-то их все-таки придется возвращать с процентами, поэтому из доходной части бюджета они легко переходят в расходную.

Займы, срок возврата которых наступил, образуют *государственный долг. Сумма, которую федеральный бюджет должен населению, бизнес – сектору и бюджетной системы страны, называется *внутренним государственным долгом. Сумма, которую федеральный бюджет должен иностранным государствам, международным финансовым организациям, иностранным банкам..., называется *внешним государственным долгом.

Замечено, что экономически развитые страны имеют преимущественно внутренний госдолг, а развивающиеся – внешний. Многие государства, единожды попав в долговую зависимость, стремятся снизить госдолг и не допускать его значительного увеличения в будущем путем снижения расходной части госбюджета, установления лимитов абсолютной величины долга (как в США) или лимитов прироста долга (как в ФРГ, Франции и Великобритании).

 

3 вопрос. Налоги и налоговая политика.

*Налоговая база – сумма денег или имущество, подлежащее  налогообложению.

*Налоговая ставка – изымаемый в качестве налога процент от налоговой базы.

Налоги в зависимости от того, в какой бюджет уплачиваются, делятся  на федеральные, налоги Субъектов Федерации, местные налоги. По субъектам налогообложения налоги делятся на налоги с физических и с юридических лиц.

Налогообложение бывает следующих  видов:

- пропорциональное, при котором  налоговая ставка представляет  собой постоянный процент от суммы дохода;

- прогрессивное, при котором ставка налога растет по мере увеличения налоговой базы,

- приростно - прогрессивное, при  котором налог по более высокой  ставке уплачивается не всей  налоговой базы, а с ее прироста;

- регрессивное, при котором налоговая ставки снижается по мере роста налоговой базы.

Государство, для которого налоги – основной источник доходов, должно очень тщательно и обдуманно  устанавливать налоговые ставки и налоговые базы. Сумма налоговых  изъятий не должна быть ни слишком  высокой, ни слишком низкой. Если налоговые ставки и/или налоговые базы в среднем в стране слишком низки, то в государственный бюджет поступает слишком мало средств, в результате этого возможность государства влиять на экономическую жизнь страны сужается. Если налоговые ставки и/ли налоговые базы в среднем слишком велики, то это приводит к снижению деловой активности, предложения товаров, уменьшению доходов физических и юридических лиц и к снижению налоговых поступлений в бюджет. Последнее чревато даже серьезным экономическим кризисом. Поэтому государство должно установить такую налоговую нагрузку на экономику, чтобы, с одной стороны, обеспечить приток средств в госбюджет, а с другой стороны – как минимум, не создать условий, подрывающих  деловую активность в стране.

Американский экономист Лаффер (советы которого легли в основу налоговой реформы, проведенной в 1980-е годы президентом Рейганом) доказал, что имеется некий оптимальный уровень средней ставки налогообложения (х), при которой и уровень деловой активности остается высоким, и поступления в госбюджет максимальны. В разных странах уровень величины х колеблется от 35 до 55% (во многих странах он равен 40%).

Кривая Лаффера

 Налоговые поступления


в бюджет

                                х


 

 

 

 

 

 

                                                        Средняя налоговая ставка

 

Из графика видно, что  при  повышении налоговых ставок сначала  происходит увеличение налоговых поступлений  в бюджет, однако при превышении ставкой величины х при росте  налоговых ставок происходит уменьшение налоговых поступлений в бюджет. Это происходит или из-за сокрытия доходов от налогообложения, или из-за уменьшения производства вследствие высокого налогового бремени, или и из-за того, из-за другого. Бизнес – сектора субъективно рассматривает налоги как частью издержек, поэтому, когда они слишком высоки, может также произойти (пере)оформление бизнеса в странах с хорошим налоговым «климатом» - налоговые «гавани»  (оффшорные зоны). Наиболее известные оффшорные зоны с очень низким уровнем налоговой нагрузки на бизнес – сектор или без нее – Кипр, Гибралтар, Самоа, Антильские острова, остров Мэн,  княжества Лихтенштейн, Монако, Люксембург. Для судоходства самой известной налоговой гаванью является Либерия, под флагом которой в мире ходит около 40% судов.

Чтобы экономические субъекты не уходили от налогообложения тем или иным образом, налоговая политика государства должна соответствовать следующим требованиям:

- налоговая нагрузка не должна быть слишком высокой,

- налоговая политика  должна соответствовать целям,  которые ставит перед собой государство,

- не должно  допускаться двойного налогообложения  (при котором один и тот же  доход дважды подвергается налогообложению). Например, прибыль юрлица подлежит  налогообложению, а затем взимается налог с дивидендов как с дохода физлца.

- вмешательство  в личную жизнь налогоплательщика  должно быть минимальным,

-  налоговая  система должна быть простой  и ясной,  а ее обсуждение  должно быть открытым, с участием специалистов.

1 Противопоставление государства и рынка традиционно для неоклассической школы в политической экономии, хотя оно лишено основания, поскольку государство – это политический и экономический институт, а рынок – это форма связей между экономическими субъектами.

Информация о работе Государственное регулирование экононмики