Со времени провозглашения независимости
у власти находится ПНД. На всеобщих выборах
2001 г. она вновь одержала убедительную
победу, получив св. 75% голосов избирателей.
В республике поддерживается прочная
внутриполитическая стабильность, высокая
эффективность системы и механизмов государственного
управления. Действует всеобъемлющая
система регламентации внутриполитической
жизни, основанная на глубоко проработанной
юридической базе. По-прежнему (начиная
с 1950-х гг.) в силе остаётся закон о внутренней
безопасности, позволяющий задерживать
граждан на неопределённый срок без санкций
судебных органов. Деятельность оппозиции
контролируется властями.
Проводит динамичный внешнеполитический
курс, ориентированный, прежде всего на
обеспечение экономических интересов.
Принимает активное участие в деятельности
АСЕАН, Асеановского регионального форума
(АРФ), АТЭС, АСЕМ (диалогового форума Азия-Европа).
Рассматривает присутствие США в Тихоокеанском
регионе в качестве основного условия
обеспечения безопасности. Является участником
пятисторонних оборонительных договорённостей
совместно с Австралией, Великобританией,
Малайзией и Новой Зеландией. В 2001-2002 гг.
Сингапур избирался непостоянным членом
Совета Безопасности ООН.
Отношениям с Малайзией, ближайшим соседом
и экономическим партнёром, присущи серьёзные
колебания: сменяющиеся периоды сближения
и острой полемики по вопросам перекрещивающихся
интересов. Однако в целом доминирует
понимание объективной взаимозависимости
двух стран.
Вооружённые силы, насчитывающие более
60 тыс. чел., были созданы с помощью израильских
советников и по образцу ВС Израиля. Сухопутные
войска - 50 тыс. чел., Военно-воздушные силы
- 4,5 тыс. чел. ВС комплектуются на основе
закона об обязательной военной службе.
Главнокомандующий - президент страны.
Политическое руководство и высшее управление
осуществляет премьер-министр через Министерство
обороны. Поскольку Сингапур не обладает
оперативной территориальной глубиной,
военная доктрина и концепция «передовой
обороны» предусматривают развитие ВС
в качестве силы сдерживания потенциального
агрессора на ранних подступах, их постоянную
боеготовность и насыщение самыми современными
системами оружия и военной техники. Расходы
на оборону - около 5% ВВП (2008).
Итак, мы изучили современную политическую
структуру Республики Сингапур, выявили
некоторые особенности ее государственного
устройства, а также кратко осветили специфику
и характер законодательных норм и правил,
принятых в изучаемом нами государстве.
Все это определяет характер внешней политики
Сингапура, оказывая непосредственное
влияние на степень открытости экономики
страны и ее привлекательности для других
стран, то есть оказывает влияние на участие
Сингапура в процессах международной
экономической интеграции и международном
движении капитала. Исходя из обобщенных
нами знаний о характере законов в Сингапуре,
можно сделать предположение о том, что
благодаря строгости законов и их соблюдения
Сингапур является стабильной экономикой,
привлекательной для иностранных инвесторов.
1.4 Общее состояние национальной
валютной системы и роль Сингапура
в мировой валютной системе
Национальная валюта Сингапура - сингапурский
доллар (SGD) - впервые был выпущен в обращение
в 1967 г., когда произошел раздел валют между
Малайзией, Сингапуром и Брунеем. Одновременно
был предусмотрен свободный взаимный
обмен и свободное хождение трех новых
независимых валют на этих территориях.
За относительно короткий период времени
сингапурский доллар превратился в одну
из наиболее прочных к стабильных валют
мира. Теоретически валютный паритет сингапурского
доллара, подтвержденный Международным
валютным фондом, соответствует золотому
содержанию в нем 0,290299 г. чистого золота.
Ежегодный оборот сингапурской валютной
биржи уступает лишь Лондону, Нью-Йорку
и Токио - он превышает $25 млрд. Внешний
государственный долг отсутствует.
В настоящее время в Сингапуре находятся
в обращении банкноты достоинством 1, 5,
10, 25, 50, 100, 500, 1000 и 10000 сингапурских долларов
серии "Орхидеи"; банкноты достоинством
I, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000 и 10000 сингапурских долларов
серии "Птицы" и разменные монеты
в 1, 5, 10, 20, 50 центов и 1 доллар. Кроме того,
в Сингапуре имеют хождение юбилейные
монеты, выпушенные Международной сельскохозяйственной
организацией (ФАО) достоинством 5 центов,
серебряные монеты достоинством 5, 10 и
50 долларов и золотые монеты достоинством
100, 150, 250 и 500 сингапурских долларов (см.
приложение 3).
По состоянию на январь 2007 г. на территории
Сингапура находилось в обращении 8 млрд.
сингапурских долларов, в том числе 7,5
млрд. банкнот и 0,5 млрд. разменных монет.
Монопольным правом денежной эмиссии
наделено Валютное управление Сингапура.
Наиболее ходовыми в Сингапуре являются
банкноты достоинством 10, 25,100, 500 и 1000 сингапурских
долларов. В активном обращении (исключая
банковские деловиты) находилось 7,1 млрд.
сингапурских долларов.
Правительство Сингапура приводит политику
сдерживания роста денежной массы в обращении
путем стимулирования неинфляционного
роста экономики. Сингапур относятся к
тем странам, где достаточно низкий уровень
инфляции, который в последние годы находился
на уровне 2-3%, что является одним их лучших
показателей в мире.
Значительные доходы от экспорта товаров
и услуг, крупные поступления от финансовых
операций, положительное сальдо платежного
баланса, достаточно низкий уровень внешней
задолженности обусловили накопление
значительных золотовалютных резервов.
В период с 1990 г. по 200 г. золотовалютные
резервы Сингапура возросли в 3 с лишним
раза и достигли 48,5 млрд. сингапурских
долларов, что выше, чем в таких развитых
странах как Великобритании, Голландия,
Швеция, Дания, Австралия и Канада.
Основную часть золотовалютных резервов
(99%) составляют запасы золота и иностранная
валюта, 0,6% - специальные права заимствованная
(СДР) и 0,4% - резервные позиции в Международном
валютной фонде (МВФ). По оценкам специалистов,
удельный вес золота в золотовалютных
резервах Сингапура составляет от 15% до
20%, на американский доллар приходится
35-45%, на японскую йену - 20-30%, остальное
- на западноевропейские валюты, в основном
немецкую марку, английский фунт стерлингов
к швейцарский франк.
Золотовалютные резервы Сингапура хранятся
в международных финансовых организациях
в качестве депозитов.
В последние годы прослеживается устойчивая
тенденция к росту курса сингапурского
доллара по отношению к валютам стран
основных торговых партнеров Сингапура.
Сингапурский доллар является свободно
конвертируемой валютой, т.е. она свободно
обменивается на другие иностранные валюты
и международные платежные средства. В
международной банковской системе сингапурский
доллар занимает 12 место в списке конвертируемых
валют. Всего в этом списке 17 стран.
1.5 Основные показатели экономического
развития
Среди стран ЮВА Сингапур резко выделяется
по темпам развития своей экономики и
величине валового продукта, приходящегося
на душу населения. За первые десять лет
независимости ВВП республики увеличился
в 3 раза. Среднегодовые темпы его роста
составили 12%. Особенно высокими темпами
развивалась промышленность, прежде всего
обрабатывающая (в среднем 17% в год), что
одно из первых мест не только среди развивающихся,
но и среди развитых стран мира.
Доход
на душу населения в Сингапуре - 62 200 долл.
США (весь ВВП страны - 292, 2 млрд. долл.),
в Азии по этому показателю он уступает
лишь Японии. Во время 90-х годов ВВП Сингапура
прирастал в основном темпами около 5%
в год, в 2002 году темпы роста ВВП составили
2,5%. Причиной такого снижения интенсивности
роста стал мировой экономический спад,
а также некоторое снижение спроса на
продукцию отрасли высоких технологий,
в частности электроники - наиболее значимую
составляющую сингапурской промышленности
(на нее приходится половина объема производства
обрабатывающей промышленности, 35% всех
занятых в экономике и около 60% экспорта).
В 2003 году рост ВВП составил 3,8%, в 2004 году
- 4,9%. В 2010 году рост ВВП Сингапура составил
рекордные 14,5%, чему способствовало значительное
увеличение объема производства продукции
электронной и биофармацевтической промышленности.
Также в 2010 году обрабатывающая промышленность
Сингапура выросла на 29,7%, строительная
отрасль - на 6,1%, индустрия услуг - на 10,5%.
Объем торговли города-государства увеличился
на 20,7%, достигнув 704 млрд. американских
долларов. По оценкам правительства Сингапура,
в 2011 году торговля вырастет на 8-10%. Рост
экономики Сингапура в 2011 году замедлится
до 5,7% против рекордного увеличения ВВП
в прошлом году. Уровень безработицы в
Сингапуре прогнозируется на уровне в
2%.
Южная Корея: какая инфраструктура обеспечит
эффективное государственное управление
ДОНГСУНГ
КОНГ
факультет политологии
Государственного университета
г. Сан-Хосе (США)
• Перед страной стоит двуединая задача
- укрепление демократии преобразование
бюрократического аппарата
• Компоненты эффективной инфраструктуры
- профессионализм, политическая нейтральность,
репрезентативность, инновационный климат,
взаимодействие культур
Быстрая индустриализация
Южной Кореи привлекает широкое внимание.
Многие исследователи считают, что успех
был бы невозможен без активного участия
сильного бюрократического аппарата.
Страна смогла столь быстро развивать
экономику не только благодаря адекватному
политическому руководству, но и участию
бюрократов, которые выступили в роли
"агентов изменений".
Однако в настоящее
время возникли сомнения относительно
дальнейших возможностей развития страны.
Некоторые полагают, что экономика Южной
Кореи уже достигла пика. Естественным
следствием стремительного роста является
ряд проблем, которые были проигнорированы
вначале и теперь тормозят дальнейший
прогресс. Это прежде всего растущая напряженность
между персоналом и менеджментом предприятий,
неравномерное распределение доходов
между регионами, имущими и неимущими
слоями населения, увеличение стоимости
жизни, отставание в развитии инфраструктуры,
проблемы, связанные с экологией и качеством
жизни.
Страна в ходе продвижения
к демократии столкнулась и с рядом других
проблем - недостаточно твердая позиция
политических лидеров, политическая нестабильность,
плохая организация участия граждан в
управлении, растущее влияние групп со
специфическими интересами, низкий профессионализм
в государственной администрации и др.
В сфере внешних связей Южная Корея оказалась
под давлением, которому подвергаются
государства, занимающие промежуточное
положение между развитыми и развивающимися
странами. Ее преимущества, вытекавшие
из хорошо подготовленной и дешевой рабочей
силы, быстро исчезают, поскольку теперь
она должна конкурировать с развитыми
странами.
Консерваторы считают,
что надо поступиться демократией ради
экономического процветания. Это стремление
не лишено оснований. Так, если причинно-следственную
связь между демократией и индустриализацией
легко обнаружить в Великобритании и США,
то в Германии, России и Южной Корее индустриализация
осуществлялась в условиях авторитарного
правления.
Объективно говоря,
в последние 40 лет рост в стране наблюдался
при наличии сильной бюрократии. Но можно
выдвинуть и другую гипотезу, согласно
которой экономическое развитие Южной
Кореи было бы основательней при более
полной демократии. Демократия может не быть необходимым
условием для индустриализации, но она
является таковым для политического и
социального благополучия людей в постиндустриальную
эпоху. Демократия - не панацея от всех
проблем, но она стимулирует инновационный
дух, создает климат для дальнейшего развития.
Чтобы обеспечить
развитие в новых условиях, необходимо
реструктуризировать контролируемую
государством экономику. В новых индустриальных
странах, включая Южную Корею, первоначальная
модель "управляемой экономики" была
перестроена, а участие государства в
регулировании и количество субсидируемых
им предприятий снижено.
В Южной Корее перспективы
дальнейшего развития обсуждаются весьма
широко (по крайней мере в неявной форме),
особенно в отношении управления и роли
государства. Что касается государственной
администрации, то многие корейские ученые
согласны, что старая бюрократическая
модель не в состоянии решать новые проблемы,
не отвечает требованиям эпохи демократии
и глобализации. Поэтому варианты предлагаемых
реформ отражают тенденцию к рыночной
ориентации, сокращению государственного
регулирования, приватизации, сужению
функций правительства, усилению участия
общественности в управлении и пр.
В этой связи возникает
вопрос: достаточно ли готово южнокорейское
правительство к тому, чтобы усвоить привнесенные
извне идеи и каковы должны быть предварительные
условия для стимулирования реформаторских
настроений, а также для генерации новых
идей в стране, находящейся в процессе
трансформации.
Здравый смысл подсказывает,
что вначале нужно удобрить почву (т.е.
усовершенствовать инфраструктуру государственной
администрации), а уж затем бросать в нее
семена (новаторские идеи). В этой связи
следует рассмотреть два вопроса: во-первых,
из каких компонентов должна состоять
инфраструктура эффективного государственного
управления в Южной Корее в постиндустриальную
эпоху; во-вторых, почему она имеет важное
значение.
Перед Южной Кореей
стоит сложная задача, включающая в себя
два аспекта: во-первых, необходимо укрепить
демократию; во-вторых, трансформировать государственную бюрократию.
В принципе инфраструктура эффективной
государственной администрации должна
не только включать демократические элементы,
но и определять возможность эффективного
управления. В большинстве демократических
стран это обеспечивают высокий профессионализм
государственных чиновников, политическая
нейтральность (административная автономия)
и репрезентативный состав администрации.
Кроме того, необходимы еще три элемента -
инновационный климат, прозрачность административной
деятельности и взаимодействие культур.
Административный профессионализм
Профессионализм здесь
определяется как специальные знания,
умение обрабатывать информацию, инновативность
и эффективность. Под профессиональными
знаниями понимается уровень подготовленности
и квалификация государственного управленца.
Компетенция в области обработки информации
зависит от готовности и способности чиновника
к сбору и анализу данных для эффективного
управления программами и распространения
полученных сведений. Инновативность
в сфере государственной администрации
включает способность к восприятию новой
политики и технологии для расширения
управленческих возможностей. И, наконец,
эффективность отражает связь между ресурсами,
затраченными на реализацию программ,
и полученными результатами.