Государственные расходы РФ на национальную оборону
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 12:34, доклад
Краткое описание
Военные расходы, имея непроизводительный характер, поглощают существенную часть национального богатства, на их покрытие уходят колоссальные финансовые ресурсы, позволяющие с известной долей условности выделять в рамках общенационального бюджета одну из наиболее затратных его частей - военный бюджет.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..……2 ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ РАСХОДОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ……………………………………………………….3 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ. 2.1. Период 2008-2010 гг……………………………………………………………………….……6 2.1. Период 2011-2015 гг. …………………………………………………..…………………….…6 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ РАСХОДОВ НА
НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ РОССИИ……………………………………………………….3
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДОВ
НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ.
2.1. Период 2008-2010 гг……………………………………………………………………….……6
2.1. Период 2011-2015 гг. …………………………………………………..…………………….…6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………9
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………..10
ВВЕДЕНИЕ
Для России в силу исторических
и геополитических особенностей задача
тщательного планирования и осуществления
расходов на оборону была и остается одной
из важнейших в процессе государственного
строительства, напрямую связанной с обеспечением
национальной безопасности, успешным
социально-экономическим развитием общества.
Военные расходы, имея непроизводительный
характер, поглощают существенную часть
национального богатства, на их покрытие
уходят колоссальные финансовые ресурсы,
позволяющие с известной долей условности
выделять в рамках общенационального
бюджета одну из наиболее затратных его
частей - военный бюджет.
Сущность расходов на национальную
оборону проявляется в трех аспектах -
экономическом (соответствующие экономические
отношения), материальном (финансовые
ресурсы, выделяемые на нужды национальной
обороны) и юридическом. В последнем случае
расходы на национальную оборону рассматриваются
в качестве межотраслевого правового
института, в котором объединены финансово-правовые
и в отдельных случаях - административно-правовые
нормы, регулирующие специфическое направление
финансовой деятельности государства
- реализацию оборонной функции.
В мировом сообществе существуют
две точки зрения относительно воздействия
государственных расходов на национальную
оборону на уровень экономической активности.
Первая точка зрения заключается в том,
что государственные расходы на национальную
оборону и их увеличение сдерживают экономический
рост, так как отвлекают финансовые ресурсы
из других отраслей, являются дополнительным
бременем для федерального бюджета, ограничивают
возможности государственного регулирования.
Вторая точка зрения заключается в том,
что увеличение военных расходов может
дать определенный эффект для экономического
роста, послужить толчком к развитию передовых
отраслей военной промышленности и всего
обрабатывающего сектора.
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ РАСХОДОВ
НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ РОССИИ
Прежде чем перейти к анализу
расходов федерального бюджета на национальную
оборону, введем понятие федерального
бюджета России.
Согласно интернет – энциклопедии,
федеральный бюджет России — ведущий финансовый
документ, основное звено бюджетной системы
Российской Федерации, в котором объединены
основные финансовые категории (налоги,
государственный кредит, государственные
расходы). Федеральный бюджет является
основным финансовым планом государства
на финансовый год, имеющий силу закона
после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона.
По экономическому содержанию федеральный
бюджет представляет собой форму образования
и использования централизованного фонда
денежных средств Российской Федерации.
Именно федеральный бюджет является главным
средством перераспределения национального
дохода и валового внутреннего продукта,
через него мобилизуются финансовые ресурсы,
необходимые для регулирования экономического
развития страны, реализации социальной
политики на территории всей России, укрепления
обороноспособности государства. 1
Теперь мы можем более детально
рассмотреть влияние военных расходов
на экономику России и их место в системе
государственного регулирования при современном
технологическом укладе.
Исторический опыт показывает,
что рост военных расходов, как правило,
стимулирует экономическое развитие.
Например, в 1930-е гг., когда мировая экономическая
система переживала глубочайший кризис,
страны, готовившиеся к войне, - СССР, Германия,
Италия, Япония, демонстрировали быстрые
темпы роста экономики при значительном
повышении ее технологического уровня.
Конверсия военно-промышленного комплекса
в России в первой половине 1990-х гг. привела
к падению ВВП и спаду промышленного производства.(см.
приложение, рис. 1)
В основе формирования расходов
федеральных органов исполнительной власти
Российской Федерации, в которых законодательно
предусмотрена военная и приравненная
к ней служба, сохраняется принцип соответствия
уровня финансового и материального обеспечения
военной организации государства потребностям
военной безопасности и ресурсным возможностям
государства. В соответствии с Федеральным
законом «Об обороне» (статья 26) и Бюджетным
кодексом Российской Федерации (статья
84) расходы на национальную оборону финансируются
исключительно из федерального бюджета.
На протяжении второй половины
1990-х гг. законодательно утверждаемые
ассигнования по разделу федерального
бюджета «Национальная оборона» составляли
60 - 65 % от минимальной потребности Вооруженных
Сил, а реальное исполнение не превышало
в среднем 80 - 85 % от утвержденных сумм.
Кроме того, по отдельным видам расходов
рост цен и тарифов на товары и услуги,
потребляемые Вооруженными Силами, существенно
превышал прогнозируемые показатели,
которые закладывались в бюджет при его
формировании. По этим причинам средств
на оплату необходимых материальных ресурсов
хронически недоставало. А поскольку такой
сложный государственный институт, как
Вооруженные Силы, должен был функционировать,
образовалась кредиторская задолженность
перед поставщиками продукции и услуг.
Наиболее острой эта проблема была в отношении
топливно-энергетического комплекса,
когда энергетики принимали, как правило,
незаконные решения об ограничении подачи
и отключении электроэнергии.
Если в 2000 - 2002 гг. пытались ликвидировать
и закрыть проблемы в Вооруженных Силах
в связи с их недофинансированием в предыдущие
годы, то в последующие два года Правительство
России занималось и продолжает заниматься
новыми проблемами, связанными с совершенствованием
финансового обеспечения структур и задач
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск и воинских формирований
и структур правоохранительного блока.
При проведении бюджетной политики
в прошедшие годы удалось добиться заметных
положительных результатов. Федеральный
бюджет формируется и исполняется с профицитом,
обеспечивающим его устойчивость к влиянию
внешнеэкономической конъюнктуры. Дополнительные
доходы федерального бюджета позволили
сформировать финансовый резерв, а затем
и Стабилизационный фонд, что существенно
снизило бюджетные риски. Благодаря взвешенной
финансовой и налоговой политике в течение
2002-2003 годов, использованию благоприятной
внешнеэкономической конъюнктуры удалось
существенно повысить доходную и расходную
части федерального бюджета на 2003 - 2006
гг.
Итак, рост расходов на национальную
оборону, влияющий как на положительные,
так и отрицательные внешние эффекты экономической
активности населения и бизнеса, не дает
однозначного ответа на вопрос, что же
лучше: рост расходов или их ограничение,
и как избежать перекосов при росте расходов.
Необходимо отметить, что пока
не удается обеспечить финансирование
отдельных расходов Минобороны России
в объеме потребности, в частности расходов,
связанных с транспортным обеспечением,
обеспечением вещевым имуществом.
Решение данных вопросов в тесной
взаимосвязи с устранением негативных
последствий для обеспечения качественного
экономического роста и благосостояния
тех категорий граждан, финансовое обеспечение
которого является расходным обязательством
в сфере национальной обороны, должно
осуществляться не только за счет выделения
дополнительных ассигнований, но и за
счет изыскания внутренних резервов –
оптимизации структуры и состава подведомственных
предприятий и учреждений, использования
внебюджетных источников финансирования.
Для решения этих задач необходимо
принятие следующих мер:
- установление принципа
прозрачности статей федерального
бюджета, предусматривающих средства
на национальную оборону и
правоохранительную деятельность,
осуществление гражданского контроля;
- вывод из состава Вооруженных
Сил, других войск, воинских формирований
и органов организаций невоенного
характера, не оказывающих непосредственного
влияния на состояние боевой
готовности войск и сил, с последующей
их ликвидацией или приватизацией;
- формирование перехода
Вооруженных Сил, других войск, воинских
формирований и органов к межведомственной
(сопряженной) унифицированной системе
технического обеспечения;
- формирование единой
межведомственной унифицированной
системы тылового обеспечения
и финансирования расходов на
военное образование и военную
медицину, а также ликвидация
дублирующих военно-учебных заведений
и военно-медицинских учреждений;
- совершенствование порядка
заказов научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, закупок продовольствия, предметов
вещевого обеспечения, иной однотипной
продукции и оказания услуг невоенного
характера с применением тендерных процедур,
унифицированных для Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов;
- проведение регулярного мониторинга
бюджетного сектора и хода работы по его
реструктуризации.
Достижение и развитие положительных
результатов позволит качественно изменить
сложившуюся в Вооруженных Силах ситуацию
с потребностью в финансовых ресурсах
и их эффективным использованием с целью
обеспечения экономического роста.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ
РАСХОДОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ.
2.1. Период 2008-2010 гг.
В период 2008-2010 гг. рассматриваемая
статья расходов государственного бюджета
- расходы на национальную оборону - являлась
одним из "лидеров" (см. табл. 1 в приложении).
Если анализировать изменения
в бюджете на 2010 г. по сравнению с бюджетом
на 2009 г., то в разрезе крупных статей расходов
в целом всего 4 статьи оказались "в
плюсе", и среди них - национальная оборона
(+41, 3 млрд. руб. или +3,4%). Это умеренный рост
(в отличие от этого, в номинальном выражении
относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010
на национальную оборону выросли довольно
значительно). Вместе с тем, для финансирования
вышеприведенных увеличившихся расходов
были значительно сокращены расходы на
национальную экономику (-500 млрд. руб.
или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме
трансфертов Пенсионному фонду РФ), а также
умеренно (в пределах 4-9%) были сокращены
другие статьи расходов: на ЖКХ, образование,
здравоохранение, культуру и т.д..
В рассматриваемый период увеличение
финансирования позволило начать переоснащение
армейских подразделений новыми и модернизированными
образцами военной техники. Все больше
средств в 2008-2010 гг. вкладывалось именно
в повышение качества Вооруженных Сил
РФ. Решалась и важная задача формирования
единой системы заказов и поставок вооружений,
военной техники и средств тылового обеспечения.
2.1. Период 2011-2015 гг.
Как следует из данных Минфина,
в структуре расходов бюджета страны на
будущие годы доля военного бюджета (расходов
на национальную оборону) одна из самых
больших (Больше, чем на национальную оборону,
государство будет тратить в социальной
сфере, а также в вопросах развития национальной
экономики).
Обращает на себя внимание также
тот момент, что в документе Минфина среднегодовой
прирост бюджета России на ближайшие годы
прогнозируется в пределах 6-10%, однако,
прирост расходов на национальную оборону
составляет цифру гораздо большую – в
среднем более 20%. При этом по разделу «Национальная
оборона» расходы федерального бюджета
составляли в 2011 году 1532,8 млрд. рублей,
в 2012 году 1 847,4 млрд. рублей, в 2013 году - 2 334,3
млрд. рублей и в 2014 году составят - 2 750,8
млрд. рублей.(см. приложения, таблица 2)
Рост расходов на обеспечение
обороны обусловлен проведением с 2012 года
реформы денежного довольствия военнослужащих.
Реформирование проводилось в два этапа:
в 2012 году - в отношении военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации,
внутренних войск МВД России, а также сотрудников
МВД России, в 2013 году - в отношении военнослужащих
и сотрудников всех остальных ведомств
«силового» блока.
Основным направлением в сфере
обеспечения обороноспособности, безопасности
и правопорядка страны является создание
в Российской Федерации эффективной военной
организации, рациональной по структуре,
составу и численности, обладающей высоким
уровнем профессионализма и подготовки
личного состава, прочной материально-технической
и социальной базой, оснащенной современными
образцами вооружения и военной техники,
готовой и способной гарантированно обеспечить
военную внешнюю и внутреннюю безопасность
государства.
Отмечается, что при планировании
расходов на национальную оборону учтено
решение задач, стоящих перед Вооруженными
Силами Российской Федерации в части обеспечения
обороноспособности страны, «путем концентрации
финансовых и материально-технических
ресурсов для осуществления качественного
оснащения ВС РФ и других войск».
Приоритетной задачей в данном
направлении является финансовое обеспечение
Государственной программы вооружения
на 2011-2020 годы (ГПВ-2020), которая предполагает
комплексное переоснащение войск современными
видами вооружения и военной техники.
При этом основной прирост расходов на
национальную оборону предусмотрен на
оснащение Вооруженных Сил Российской
Федерации новой техникой и вооружением.
Правительственный документ
особо подчеркивает, что «впервые государственная
программа вооружения была принята в ценах
соответствующих лет, что обеспечивает
стабильность и преемственность учета
действующих расходных обязательств государства
при формировании бюджета и государственного
оборонного заказа на соответствующие
годы».
Как известно, расходы по ГПВ-2020
запланированы на ближайшие 10 лет в размере
около 20 трлн. рублей. При этом доля современных
вооружений в Российской армии по основной
номенклатуре должна составить 70% к 2020
году. Расходы по гособоронзаказу запланированные
на ближайшие годы - не менее 60% от всех
ежегодных военных расходов. Данная цифра
вытекает из решения Совета Безопасности
Российской Федерации от 28 июня 2005 года
о том, что соотношение расходов на текущее
содержание и техническое оснащение Вооруженных
Сил должно составить к 2011 году 50:50, а к
2015 году - 30:70 в пользу технического оснащения.