Государственные расходы РФ на национальную оборону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 12:34, доклад

Краткое описание

Военные расходы, имея непроизводительный характер, поглощают существенную часть национального богатства, на их покрытие уходят колоссальные финансовые ресурсы, позволяющие с известной долей условности выделять в рамках общенационального бюджета одну из наиболее затратных его частей - военный бюджет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..……2
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ РАСХОДОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ……………………………………………………….3
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ.
2.1. Период 2008-2010 гг……………………………………………………………………….……6
2.1. Период 2011-2015 гг. …………………………………………………..…………………….…6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральный бюджет России.docx

— 494.14 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..……2

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ РАСХОДОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ……………………………………………………….3

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ.

2.1. Период 2008-2010 гг……………………………………………………………………….……6

2.1. Период 2011-2015 гг. …………………………………………………..…………………….…6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………9

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Для России в силу исторических и геополитических особенностей задача тщательного планирования и осуществления расходов на оборону была и остается одной из важнейших в процессе государственного строительства, напрямую связанной с обеспечением национальной безопасности, успешным социально-экономическим развитием общества.

Военные расходы, имея непроизводительный характер, поглощают существенную часть национального богатства, на их покрытие уходят колоссальные финансовые ресурсы, позволяющие с известной долей условности выделять в рамках общенационального бюджета одну из наиболее затратных его частей - военный бюджет.

Сущность расходов на национальную оборону проявляется в трех аспектах - экономическом (соответствующие экономические отношения), материальном (финансовые ресурсы, выделяемые на нужды национальной обороны) и юридическом. В последнем случае расходы на национальную оборону рассматриваются в качестве межотраслевого правового института, в котором объединены финансово-правовые и в отдельных случаях - административно-правовые нормы, регулирующие специфическое направление финансовой деятельности государства - реализацию оборонной функции.

В мировом сообществе существуют две точки зрения относительно воздействия государственных расходов на национальную оборону на уровень экономической активности. Первая точка зрения заключается в том, что государственные расходы на национальную оборону и их увеличение сдерживают экономический рост, так как отвлекают финансовые ресурсы из других отраслей, являются дополнительным бременем для федерального бюджета, ограничивают возможности государственного регулирования. Вторая точка зрения заключается в том, что увеличение военных расходов может дать определенный эффект для экономического роста, послужить толчком к развитию передовых отраслей военной промышленности и всего обрабатывающего сектора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ РАСХОДОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

Прежде чем перейти к анализу расходов федерального бюджета на национальную оборону, введем понятие федерального бюджета России.

Согласно интернет – энциклопедии, федеральный бюджет России — ведущий финансовый документ, основное звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. 1

Теперь мы можем более детально рассмотреть влияние военных расходов на экономику России и их место в системе государственного регулирования при современном технологическом укладе.

Исторический опыт показывает, что рост военных расходов, как правило, стимулирует экономическое развитие. Например, в 1930-е гг., когда мировая экономическая система переживала глубочайший кризис, страны, готовившиеся к войне, - СССР, Германия, Италия, Япония, демонстрировали быстрые темпы роста экономики при значительном повышении ее технологического уровня. Конверсия военно-промышленного комплекса в России в первой половине 1990-х гг. привела к падению ВВП и спаду промышленного производства.(см. приложение, рис. 1)

В основе формирования расходов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в которых законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба, сохраняется принцип соответствия уровня финансового и материального обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности и ресурсным возможностям государства. В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» (статья 26) и Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 84) расходы на национальную оборону финансируются исключительно из федерального бюджета.

На протяжении второй половины 1990-х гг. законодательно утверждаемые ассигнования по разделу федерального бюджета «Национальная оборона» составляли 60 - 65 % от минимальной потребности Вооруженных Сил, а реальное исполнение не превышало в среднем 80 - 85 % от утвержденных сумм. Кроме того, по отдельным видам расходов рост цен и тарифов на товары и услуги, потребляемые Вооруженными Силами, существенно превышал прогнозируемые показатели, которые закладывались в бюджет при его формировании. По этим причинам средств на оплату необходимых материальных ресурсов хронически недоставало. А поскольку такой сложный государственный институт, как Вооруженные Силы, должен был функционировать, образовалась кредиторская задолженность перед поставщиками продукции и услуг. Наиболее острой эта проблема была в отношении топливно-энергетического комплекса, когда энергетики принимали, как правило, незаконные решения об ограничении подачи и отключении электроэнергии.

Если в 2000 - 2002 гг. пытались ликвидировать и закрыть проблемы  в Вооруженных Силах в связи с их недофинансированием в предыдущие годы, то в последующие два года Правительство России занималось и продолжает заниматься новыми проблемами, связанными с совершенствованием финансового обеспечения структур и задач Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и структур правоохранительного блока.

При проведении бюджетной политики в прошедшие годы удалось добиться заметных положительных результатов. Федеральный бюджет формируется и исполняется с профицитом, обеспечивающим его устойчивость к влиянию внешнеэкономической конъюнктуры. Дополнительные доходы федерального бюджета позволили сформировать финансовый резерв, а затем и Стабилизационный фонд, что существенно снизило бюджетные риски. Благодаря взвешенной финансовой и налоговой политике в течение 2002-2003 годов, использованию благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры удалось существенно повысить доходную и расходную части федерального бюджета на 2003 - 2006 гг.

Итак, рост расходов на национальную оборону, влияющий как на положительные, так и отрицательные внешние эффекты экономической активности населения и бизнеса, не дает однозначного ответа на вопрос, что же лучше: рост расходов или их ограничение, и как избежать перекосов при росте расходов.

Необходимо отметить, что пока не удается обеспечить финансирование отдельных расходов Минобороны России в объеме потребности, в частности расходов, связанных с транспортным обеспечением, обеспечением вещевым имуществом.

Решение данных вопросов в тесной взаимосвязи с устранением негативных последствий для обеспечения качественного экономического роста и благосостояния тех категорий граждан, финансовое обеспечение которого является расходным обязательством в сфере национальной обороны, должно осуществляться не только за счет выделения дополнительных ассигнований, но и за счет изыскания внутренних резервов – оптимизации структуры и состава подведомственных предприятий и учреждений, использования внебюджетных источников финансирования.

Для решения этих задач необходимо принятие следующих мер:

- установление принципа  прозрачности статей федерального  бюджета, предусматривающих средства  на национальную оборону и  правоохранительную деятельность, осуществление гражданского контроля;

- вывод из состава Вооруженных  Сил, других войск, воинских формирований  и органов организаций невоенного  характера, не оказывающих непосредственного  влияния на состояние боевой  готовности войск и сил, с последующей  их ликвидацией или приватизацией;

- формирование перехода  Вооруженных Сил, других войск, воинских  формирований и органов к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе  технического обеспечения;

- формирование единой  межведомственной унифицированной  системы тылового обеспечения  и финансирования расходов на  военное образование и военную  медицину, а также ликвидация  дублирующих военно-учебных заведений  и военно-медицинских учреждений;

- совершенствование порядка заказов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, закупок продовольствия, предметов вещевого обеспечения, иной однотипной продукции и оказания услуг невоенного характера с применением тендерных процедур, унифицированных для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

- проведение регулярного мониторинга бюджетного сектора и хода работы по его реструктуризации.

Достижение и развитие положительных результатов позволит качественно изменить сложившуюся в Вооруженных Силах ситуацию с потребностью в финансовых ресурсах и их эффективным использованием с целью обеспечения экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ.

2.1. Период 2008-2010 гг.

В период 2008-2010 гг. рассматриваемая статья расходов государственного бюджета - расходы на национальную оборону - являлась одним из "лидеров" (см. табл. 1 в приложении).

Если анализировать изменения в бюджете на 2010 г. по сравнению с бюджетом на 2009 г., то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались "в плюсе", и среди них - национальная оборона (+41, 3 млрд. руб. или +3,4%). Это умеренный рост (в отличие от этого, в номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 на национальную оборону выросли довольно значительно). Вместе с тем, для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд. руб. или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов Пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4-9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т.д..

В рассматриваемый период увеличение финансирования позволило начать переоснащение армейских подразделений новыми и модернизированными образцами военной техники. Все больше средств в 2008-2010 гг. вкладывалось именно в повышение качества Вооруженных Сил РФ. Решалась и важная задача формирования единой системы заказов и поставок вооружений, военной техники и средств тылового обеспечения.

2.1. Период 2011-2015 гг.

Как следует из данных Минфина, в структуре расходов бюджета страны на будущие годы доля военного бюджета (расходов на национальную оборону) одна из самых больших (Больше, чем на национальную оборону, государство будет тратить в социальной сфере, а также в вопросах развития национальной экономики).

Обращает на себя внимание также тот момент, что в документе Минфина среднегодовой прирост бюджета России на ближайшие годы прогнозируется в пределах 6-10%, однако, прирост расходов на национальную оборону составляет цифру гораздо большую – в среднем более 20%. При этом по разделу «Национальная оборона» расходы  федерального бюджета составляли в 2011 году 1532,8 млрд. рублей, в 2012 году 1 847,4 млрд. рублей, в 2013 году - 2 334,3 млрд. рублей и в 2014 году составят - 2 750,8 млрд. рублей.(см. приложения, таблица 2)

Рост расходов на обеспечение обороны обусловлен проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих. Реформирование проводилось в два этапа: в 2012 году - в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России, а также сотрудников МВД России, в 2013 году - в отношении военнослужащих и сотрудников всех остальных ведомств «силового» блока.

Основным направлением в сфере обеспечения обороноспособности,  безопасности и правопорядка страны является создание в Российской Федерации эффективной военной организации, рациональной по структуре, составу и численности, обладающей высоким уровнем профессионализма и подготовки личного состава, прочной материально-технической и социальной базой, оснащенной современными образцами вооружения и военной техники, готовой и способной гарантированно обеспечить военную внешнюю и внутреннюю безопасность государства.

Отмечается, что при планировании расходов на национальную оборону учтено решение задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации в части обеспечения обороноспособности страны, «путем концентрации финансовых и материально-технических ресурсов для осуществления качественного оснащения ВС РФ и других войск».

Приоритетной задачей в данном направлении является финансовое обеспечение Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (ГПВ-2020), которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники. При этом основной прирост расходов на национальную оборону предусмотрен на оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новой техникой и вооружением.

Правительственный документ особо подчеркивает, что «впервые государственная программа вооружения была принята в ценах соответствующих лет, что обеспечивает стабильность и преемственность учета действующих расходных обязательств государства при формировании бюджета и государственного оборонного заказа на соответствующие годы».

Как известно, расходы по  ГПВ-2020 запланированы на ближайшие 10 лет в размере около 20 трлн. рублей. При этом доля  современных вооружений в Российской армии по основной номенклатуре должна составить 70% к 2020 году.  Расходы по гособоронзаказу запланированные на ближайшие годы - не менее 60% от всех ежегодных военных расходов. Данная цифра вытекает из решения Совета Безопасности Российской Федерации от 28 июня 2005 года о том, что соотношение расходов на текущее содержание и техническое оснащение Вооруженных Сил должно составить к 2011 году  50:50, а к 2015 году - 30:70 в пользу технического оснащения.

Информация о работе Государственные расходы РФ на национальную оборону