Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:05, курсовая работа
Центральное место в системе финансов занимает бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономического строя, государственного устройства.
Государственные расходы — одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно взаимосвязана с первой ее стороной — аккумуляцией денежных средств в государственные фонды, т.е. бюджеты Российской Федерации и внебюджетные фонды; в фонды министерств и ведомств и их государственных хозяйственных предприятий, объединений и организаций. Деятельность эта постоянна и повседневна.
До сих пор остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой экономики. Единый социальный налог в размере 35%, по международным нормам, чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная администрация плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с одновременным подкреплением рыночного механизма сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям [7].
Ещё одна немаловажная проблема – низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят число злоупотреблений.
Определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств — это очень важная и ответственная деятельность государства. К сожалению, в России до сих пор сохраняются целый ряд негативных моментов в области расходования бюджетных средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств; широко распространенная практика нецелевого расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов;
низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство, что уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.
Основными задачами в области совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России являются [10]:
- обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;
- расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
- сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
- уменьшение дотаций по покрытие убытков отдельных отраслей;
- концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
- сокращение расходов на содержание государственного аппарата и обслуживание государственного долга;
- повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
- усиление контроля за использованием бюджетных средств.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Государственные расходы представляют собой часть финансовых отношений, связанных с использованием средств государственного бюджета. Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетной классификацией видов расходов.
В условиях рынка государственные расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных и иных негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической политикой государства, уровнем благосостояния населения, размерами государственного сектора в экономике и другими факторами.
Организация государственных расходов основана на следующих принципах:
1. Принцип
целевого использования
2. Безвозвратность государственных расходов;
3. Соблюдение режима экономии.
В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджетной системы включает:
- классификацию расходов по функциональному признаку;
- классификацию
расходов по экономическому
- классификацию
расходов по ведомственному
Расходы бюджетной системы по содержанию представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государственных функций. Суть целевого использования средств означает, что расходы финансовых ресурсов из государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий год.
1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Приор, 2009.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]. – М.: Приор, 2010.-№145 – ФЗ.
3. ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» [Текст]. - 2010. - №115.
4. Постановление
Правительства РФ «О программе
развития бюджетного
5. Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» [Текст]. – 2008. - №249.
6. Основы бюджетной системы [Текст]: учебник / М.Афанасьев. – М.:ФОРУМ – ИНФРА, 2011.
7. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]/ В.П.Климович//Форум-ИНФРА-М. – 2009.
8. Финансы, налоги и кредит [Текст]: учебник / А.М. Емельянов. М.: Изд-во РАГС. – 2009.
9. Управление бюджетом: Курс лекций. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2010.
10 Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. – М.: Издательство «Перспектива»: ИНФРА - М, 2010.
11. Бюджетная система Росси: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010.
12. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008.
13. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма. Под ред. В.Е. Рыбалкина. Учебник. – М. / Международные отношения, 2010.
Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства