Государственные ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 18:42, доклад

Краткое описание

Государственные ценные бумаги — ценные бумаги, выпущенные государством. Данные ценные бумаги относятся к категории долговых ценных бумаг.
Цель выпуска государственных ценных бумаг:
Эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:
покрытие дефицита государственного бюджета;
покрытие кассовых разрывов в бюджете;

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный и муниципальный кредит.docx

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Статья 98. Структура государственного долга  Российской Федерации, виды и срочность  долговых обязательств Российской Федерации

1. Структура  государственного долга Российской  Федерации представляет собой  группировку долговых обязательств  Российской Федерации по установленным  настоящей статьей видам долговых  обязательств.

2. Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в виде  обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени  Российской Федерации как заемщика  от кредитных организаций, иностранных  государств, в том числе по  целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций,  иных субъектов международного  права, иностранных юридических  лиц;

2) государственным ценным бумагам,  выпущенным от имени Российской  Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации;

4) государственным гарантиям Российской  Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии  с законодательством Российской  Федерации на государственный  долг Российской Федерации.

3. Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (менее  одного года), среднесрочными (от  одного года до пяти лет)  и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

4. В  объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

2) объем основного долга по  кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по  бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

4) объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте  Российской Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие  настоящего Кодекса.

5. В  объем государственного внешнего  долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

2) объем основного долга по  кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств по государственным  гарантиям Российской Федерации,  выраженным в иностранной валюте.

Статья 100. Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных  долговых обязательств

1. Структура  муниципального долга представляет  собой группировку муниципальных  долговых обязательств по установленным  настоящей статьей видам долговых  обязательств.

2. Долговые  обязательства муниципального образования  могут существовать в виде  обязательств по:

1) ценным бумагам муниципального  образования (муниципальным ценным  бумагам);

2) бюджетным кредитам, привлеченным  в местный бюджет от других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации;

3) кредитам, полученным муниципальным  образованием от кредитных организаций;

4) гарантиям муниципального образования  (муниципальным гарантиям).

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, за исключением предусмотренных  настоящим пунктом.

3. В  объем муниципального долга включаются:

1) номинальная сумма долга по  муниципальным ценным бумагам;

2) объем основного долга по  бюджетным кредитам, привлеченным  в местный бюджет;

3) объем основного долга по  кредитам, полученным муниципальным  образованием;

4) объем обязательств по муниципальным  гарантиям;

5) объем иных (за исключением  указанных) непогашенных долговых  обязательств муниципального образования.

4. Долговые  обязательства муниципального образования  могут быть краткосрочными (менее  одного года), среднесрочными (от  одного года до пяти лет)  и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

Статья 101. Управление государственным и  муниципальным долгом

1. Управление государственным долгом  Российской Федерации осуществляется  Правительством Российской Федерации  либо уполномоченным им Министерством  финансов Российской Федерации.

2. Управление государственным долгом  субъекта Российской Федерации  осуществляется высшим исполнительным  органом государственной власти  субъекта Российской Федерации  либо финансовым органом субъекта  Российской Федерации в соответствии  с законом субъекта Российской  Федерации.

3. Управление муниципальным долгом  осуществляется исполнительно-распорядительным  органом муниципального образования  (местной администрацией) в соответствии  с уставом муниципального образования.

Статья 105. Реструктуризация долга

1. Под реструктуризацией долга  в целях настоящего Кодекса  понимается основанное на соглашении  прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или  муниципальный долг, с заменой  указанных долговых обязательств  иными долговыми обязательствами,  предусматривающими другие условия  обслуживания и погашения обязательств.

 

2. Реструктуризация долга может  быть осуществлена с частичным  списанием (сокращением) суммы  основного долга.

3. Сумма расходов на обслуживание  реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Статья 106. Предельный объем заимствований  субъектов Российской Федерации, муниципальных  заимствований

Предельный объем заимствований  субъектов Российской Федерации, муниципальных  заимствований в текущем финансовом году с учетом положений статьи 104 настоящего Кодекса не должен превышать  сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.

 

Управление  государственным долгом осуществляется правительством РФ.

Российская Федерация не несет  ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным  правительством.

Максимальные  объемы государственного внутреннего  и внешнего долга определяются законом  о федеральном бюджете на очередной  год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних  заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований  федерального бюджета на очередной  финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются  все займы и государственные  гарантии, величина которых превышает  сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных  ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с  предельными объемами дефицита бюджета  и государственного долга, установленными в соответствии с законом о  бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных  ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия  эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете  на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных  гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего  долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты  у кредитных организаций. Но они  обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных  унитарных предприятий ведется  Казначейством.

Государственные книги внутреннего  и внешнего долга Российской Федерации  ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную  долговую книгу Российской Федерации  в срок, не превышающий три дня  с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени  может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты  управления государственным долгом:

консолидация — объединение  нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

конверсия государственного займа  — изменение первоначальных условий  займа, касающихся доходности. Чаще всего  в ходе конверсии правительство  снижает ставку процента;

конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем  выполнения долговых обязательств перед  кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

новация — замена первоначального  обязательства между сторонами  другим обязательством между этими  же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний  долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его  полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами  предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов  Россия предоставляет кредиты иностранным  государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом  о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Понятие и структура  внешнего финансирования и внешнего долга

Внешнее финансирование государства  — следствие объективной необходимости  привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов  и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации  денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается  также по формам. Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования, так и в форме возвратного  кредитования (рис. 51).

Информация о работе Государственные ценные бумаги