Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:25, реферат
Государственный бюджет (от англ. budget — сум¬ка, кошелек) — это сводный план доходов и расходов госу¬дарства на определенный период времени, составлен¬ный с указанием источников поступления государст¬венных доходов и направлений, каналов расходования денег. Государственный бюджет составляется правительст¬вом и утверждается высшими законодательными органа¬ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со¬брания РФ). По окончании финансового года Правитель¬ство Российской Федерации должно отчитаться об испол¬нении бюджета.
Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это сводный план доходов и расходов государства на определенный период времени, составленный с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.
Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.
Источниками доходной части являются:
В развитых странах бюджет расходуется на:
Посредством бюджета государством
осуществляются мобилизация денежных
ресурсов и их расходование путем перераспределения
национального дохода и ВВП. Через государственный
бюджет в настоящее время в промышленно
развитых странах перераспределяется
до 40 % национального дохода.
В бюджете ежегодно
централизуются поступления налогов с
предприятий различных форм собственности,
организаций, учреждений и с населения.
Они направляются на финансирование народного
хозяйства, социально-культурных мероприятий,
укрепление обороноспособности страны,
на содержание органов государственного
управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов
Федерации, на погашение государственного
долга, создание государственных
материальных и финансовых резервов
и другие цели, определенные в расходной
части бюджета.
Централизация средств имеет важное экономическое
и политическое значение, поскольку мобилизуемые
доходы служат одним из главных инструментов
претворения в жизнь экономической политики государства.
В свою очередь, состояние бюджета, особенности
его формирования и расходования служат
важным показателем эффективности экономической политики, проводимой государством.
В условиях рыночных реформ функции бюджета в значительной
степени направлены на государственное
регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение
социальной политики, и на
выполнение других функций государства.
Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:
Границы вмешательства государства в рыночную экономику
Рыночный механизм
свободной конкуренции имеет
много достоинств, его возможности
велики, но все же не безграничны. Существуют
области, где механизм свободной
конкуренции не срабатывает и
требуется вмешательство
Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм, свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, вакцинация, охрана общественного порядка и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.
В-третьих, устранение
государством последствий внешних
эффектов. В процессах рыночного
производства и потребления могут
возникать своеобразные дефекты, не
имеющие денежного выражения
и не фиксируемые рынком. Эти внешние
эффекты нарушают рыночное равновесие
и обуславливают неоптимальное
распределение ресурсов, что делает
необходимым вмешательство
Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.
Если обратиться
к реальному конкурентному
Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного возраста. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов. Здесь минимальная граница вмешательства государства является подвижной, на нее влияют текущее состояние экономики, уровень жизни в стране, определяющий потребительские стереотипы. А максимальная граница определяется следующим: размером социальных выплат, которые должны быть согласованы с возможностями государства; размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев факторов производства; при определении объемов и сроков выплат соц. пособий необходимо учитывать негативные эффекты рабочей силы и рыночный механизм в целом.
Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством не мало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.
Развитие фундаментальных
научных исследований и связанных
с ними крупных инвестиций с длительными
сроками окупаемости, высокой степенью
риска и неопределенностью в
отношении прибыли практически
не под силу рыночному механизму.
Здесь не обойтись без участия
государства, которое стимулирует
структурную политику и научно-технический
прогресс. Напротив, рынок эффективно
работает при освоении перспективных
видов новой техники и
Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и др.
Таковы верхние максимально допустимые границы вмешательства государства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества