Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 00:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность государственного долга и его влияние на экономическую стабильность в стране.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия государственный долг,
- изучить виды государственного долга,
- проанализировать обстоятельства, способствующие образованию государственного долга, механизмы его регулирования,
- провести анализ состояния в Российской Федерации за период с 1993 по 2012 гг. внешнего и внутреннего долга, его динамики,
- рассмотреть значение и роль в экономике страны государственного долга.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
5
1.1 Сущность понятия «государственный долг»
5
1.2 Виды государственного долга
8
1.3 Причины возникновения государственного долга
12
1.4 Методы регулирования государственного долга
13
2. Анализ Динамики внутреннего и внешнего долга Российской федерации
15
2.1 Внутренний долг РФ
15
2.2 Внешний долг РФ
16
2.3 Влияние государственного долга на экономику страны
20
3. Валовой внешний долг частного и федерального сектора РФ: Его нынешняя позиция в мировом рейтинге и прогноз дальнейшей динамики
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
29
Используя данные о размере внешнего государственного долга РФ за 1991-2012 гг. последим динамику его развития (рисунок 2, таблица 2).
Согласно диаграмме с 2000 г. наблюдается тенденция ежегодного сокращения государственного внешнего долга РФ. Но по заявлению министерства финансов в 2012 году РФ намеревается выйти на рынок внешних заимствований. В государственном бюджете на 2012 год предусмотрена сумма займов в размере 7 млрд. долларов со сроком погашения не менее 10 лет.
Рисунок 2. Динамика государственного внешнего долга (1997-2012 гг.)
Таблица 2
Динамика развития государственного внешнего долга (1997-2012 гг.).7
Дата |
Сумма (млрд. долл. США) |
1997, 31 декабря |
123,5 |
2000, 1 января |
158,7 |
2001, 1 января |
143,7 |
2002, 1 января |
133,5 |
2003, 1 января |
125,7 |
2004, 1 января |
121,7 |
2005, 1 января |
114,1 |
2006, 1 января |
76,5 |
2007, 1 января |
52,0 |
2008, 1 января |
44,9 |
2009, 1 января |
40,6 |
2010, 1 января |
37,6 |
2011, 1 января |
36,0 |
2012, 1 января |
35,8 |
В 2011 году для займов на мировом рынке не было необходимости, т.к. ожидалось, что госбюджет будет без дефицита. По заявлению министра финансов А.Г. Силуанова 12 января 2012 года, профицит госбюджета по итогам 2011 года равен 427,8 млрд. рублей. Однако в 2012 году дефицит госбюджета РФ по прогнозам Минфина и МВФ может составить до 1,5%.
Структура внешнего государственного долга России по данным на 1 ноября 2011 года согласно данным Минфина представлена в таблице 3.
Согласно данным, внесённым в таблицу 3, в структуре государственного долга преобладают долги, не погашенные по внешним облигационным займам, и долги по гарантийным обязательствам РФ, выраженные в иностранной валюте.
Таблица 3
Структура государственного внешнего долга (на 1 ноября 2011 г.)8
Наименование |
Сумма (млн. долларов США) |
Эквивалент (млн. ЕВРО) |
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) |
35 964,4 |
25 369,9 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
1 043,1 |
735,8 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
57,8 |
40,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 626,7 |
1 852,9 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
29 183,4 |
20 586,5 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) |
1,8 |
1,2 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
24,6 |
682,0 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
966,8 |
17,3 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР в структуре государственного долга представлена лишь незначительными остаточными суммами, выплата которых будет осуществлена после предоставления кредиторами всех необходимых документов, подтверждающих факт займа. Основные долги СССР были погашены еще в 2009 году.
Незначительным, но достаточно принципиальными аспектом является задолженность Всемирному Банку, которая достигает 2-х млрд. долл. Основной причиной освобождения от этой задолженности является репутация. РФ – единственное государство из «Большой 8-ки», имеющее долги перед ВБ, который спонсирует экономические программы в странах с развивающейся экономикой. Освобождение России от долгов и обязательств по их покрытию перед ВБ даст возможность избавиться от статуса «развивающейся» страны и окончательно перейти в класс «развитых».
Российский внешний государственный долг в настоящее время по независимым данным является самым низким из всех стран Европы. Это положение, несомненно, усиливает позитивные прогнозы по укреплению Российской экономики в мире.
2.3 Влияние государственного долга на экономику страны
В сфере государственного долга главными направлениями политики Правительства Российской Федерации являются:
3. Повышение в структуре государственного долга значимости внутреннего долга.
4. Сведение к минимуму затрат на поддержание и сопровождение государственного долга.
5. Минимизация использования
финансовой поддержки от
6. Окончание урегулирования и погашение всех долговых обязательств союзного государства.
Основными целями долговой стратегии, по мнению Минфина РФ являются:
1. Рефинансирование долга, сохранение его объёмов и структуры, дающих возможность гарантировать выполнение долговых обязательств, направленных на его обслуживание и погашение.
2. Реализация государственных
внутренних заимствований в
3. Модифицирование структуры
государственного долга РФ по
разделу перспективного
Таким образом, обеспечение роста результативности по управлению государственным долгом становится реальным только при условии применения научно обоснованной концепции формирования и реализации государственных долговых отношений в целях интересов населения страны.
Результативность управления государственным долгом требует систематического контроля и измерения, так, например, объём реализации финансовых средств для наполнения бюджетного дефицита свидетельствует о наличии чистой выручки, полученной от использования государственных займов. Эффективность государственной долговой деятельности в полном объёме изображается отношением суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного долга к сумме расходов, выраженных в процентном отношении. При этом, эффективность управления (Э) можно определить с использованием следующего соотношения:
Э = (П - Р) / Р * 100,
где:
П – поступления по системе государственного долга;
Р – расходы по системе государственного долга.
Наиболее общим показателем долговой нагрузки является отношение совокупного государственного долга к объёму ВВП, выраженного в процентном отношении, величина которого по международным стандартам не может быть больше 40-42% ВВП. Также наглядную характеристику состоянию долговой нагрузки даёт отношение платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к объёму ВВП, к доходам или расходам федерального бюджета, выраженных в процентном отношении.
Данные показатели долговой нагрузки при проведении основательного анализа, считаются как для внутреннего долга, так и для внешнего.
Коэффициент обслуживания внешнего государственного долга, который не должен превышать 25%, определяется как отношение совокупных платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны в результате экспорта товаров и непроизводственных услуг. Такой уровень коэффициента обслуживания внешнего государственного долга считается оптимальным.
Сложности с погашением внешнего долга перед странами-кредиторами испытывают все государства, что способствовало разработке большого количества методик и программ. Технология погашения внешнего долга предусматривает, например, следующие действия:
- оплату долга в национальной
валюте с дальнейшим
- покрытие долговых
- обмен долга на долговые обязательства третьих стран;
- равноценный обмен на
ценные бумаги частных
Такие совместные действия стран - кредиторов и стран - должников по обеспечению замены внешнего долга прочими видами обязательств, не такими «болезненными» для экономики и финансового состояния стран - должников методами, носят название конверсия внешнего долга. На сегодняшний день Правительство России использует только один способ: покрытие товарными поставками внешней задолженности. Для погашения имеющегося внешнего долга РФ, прочие формы конверсии являются выгодным механизмом, что требует тщательного исследования и анализа, а также подготовки и реализации соответствующих программ и методик. В перспективе выгодным механизмом погашения имеющегося внешнего долга РФ может также стать выкуп правительственных долгов на национальную валюту и передача их для инвестирования сфер экономики, а также замена акциями приватизированных предприятий долговых обязательств.
3. Валовой внешний долг частного и федерального сектора РФ: Его нынешняя позиция в мировом рейтинге и прогноз дальнейшей динамики
Валовой внешний долг - представляет собой совокупность государственного долга и долга частного сектора в иностранной валюте, погашаемого товарами или услугами.
Таблица 4.
Страны, имеющих крупнейший валовой внешний долг на 30 июня 2011 г.9
Страна |
Внешний долг (млн. долларов США) |
Внешний долг на душу населения (долларов США) |
Внешний долг (% к ВВП) |
США |
15033607 |
50000 |
101 % |
Великобритания |
9836000 |
147060 |
396 % |
Франция |
5633000 |
74410 |
188 % |
Германия |
5624000 |
63493 |
159 % |
Нидерланды |
3733000 |
226503 |
309 % |
Япония |
2719000 |
19300 |
46 % |
Италия |
2684000 |
39234 |
101 % |
Испания |
2570000 |
52588 |
165 % |
Ирландия |
2357000 |
482340 |
1060 % |
Люксембург |
2146000 |
3759174 |
3411 % |
Бельгия |
1399000 |
126188 |
264 % |
Швейцария |
1346000 |
182899 |
271 % |
Австралия |
1302000 |
42057 |
92% |
Канада |
1181000 |
24749 |
62 % |
Швеция |
1016000 |
72594 |
165 % |
Гонконг |
903200 |
92725 |
311 % |
Австрия |
883500 |
97411 |
212 % |
Норвегия |
644500 |
113174 |
143 % |
Дания |
626900 |
110216 |
196 % |
Греция |
583300 |
49525 |
167 % |
Информация о работе Государственный долг и его влияния на экономическую стабильность