Государственный долг и его влияния на экономическую стабильность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 00:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность государственного долга и его влияние на экономическую стабильность в стране.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия государственный долг,
- изучить виды государственного долга,
- проанализировать обстоятельства, способствующие образованию государственного долга, механизмы его регулирования,
- провести анализ состояния в Российской Федерации за период с 1993 по 2012 гг. внешнего и внутреннего долга, его динамики,
- рассмотреть значение и роль в экономике страны государственного долга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
5
1.1 Сущность понятия «государственный долг»
5
1.2 Виды государственного долга
8
1.3 Причины возникновения государственного долга
12
1.4 Методы регулирования государственного долга
13
2. Анализ Динамики внутреннего и внешнего долга Российской федерации

15
2.1 Внутренний долг РФ
15
2.2 Внешний долг РФ
16
2.3 Влияние государственного долга на экономику страны
20
3. Валовой внешний долг частного и федерального сектора РФ: Его нынешняя позиция в мировом рейтинге и прогноз дальнейшей динамики


24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
29

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный долг.docx

— 128.31 Кб (Скачать файл)

Используя данные о размере внешнего государственного долга РФ за 1991-2012 гг. последим динамику его развития (рисунок 2, таблица 2).

Согласно диаграмме с 2000 г. наблюдается тенденция ежегодного сокращения государственного внешнего долга РФ. Но по заявлению министерства финансов в 2012 году РФ намеревается выйти на рынок внешних заимствований. В государственном бюджете на 2012 год предусмотрена сумма займов в размере 7 млрд. долларов со сроком погашения не менее 10 лет.

Рисунок 2. Динамика государственного внешнего долга (1997-2012 гг.)

Таблица 2

Динамика развития государственного внешнего долга (1997-2012 гг.).7

Дата

Сумма (млрд. долл. США)

1997, 31 декабря

123,5

2000, 1 января

158,7

2001, 1 января

143,7

2002, 1 января

133,5

2003, 1 января

125,7

2004, 1 января

121,7

2005, 1 января

114,1

2006, 1 января

76,5

2007, 1 января

52,0

2008, 1 января

44,9

2009, 1 января

40,6

2010, 1 января

37,6

2011, 1 января

36,0

2012, 1 января

35,8


 

В 2011 году для займов на мировом рынке не было необходимости, т.к. ожидалось, что госбюджет будет без дефицита. По заявлению министра финансов А.Г. Силуанова 12 января 2012 года, профицит госбюджета по итогам 2011 года равен 427,8 млрд. рублей. Однако в 2012 году дефицит госбюджета РФ по прогнозам Минфина и МВФ может составить до 1,5%.

Структура внешнего государственного долга России по данным на 1 ноября 2011 года согласно данным Минфина представлена в таблице 3.

Согласно данным, внесённым в таблицу 3, в структуре государственного долга преобладают долги, не погашенные по внешним облигационным займам, и долги по гарантийным обязательствам РФ, выраженные в иностранной валюте.

Таблица 3

 Структура государственного  внешнего долга (на 1 ноября 2011 г.)8

Наименование

Сумма

(млн. долларов США)

Эквивалент

(млн. ЕВРО)

Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

 

 

35 964,4

 

 

25 369,9

Задолженность бывшим странам СЭВ

1 043,1

735,8

Коммерческая задолженность бывшего СССР

57,8

40,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 626,7

1 852,9

Задолженность по внешним облигационным займам

29 183,4

20 586,5

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

 

1,8

 

1,2

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

 

24,6

 

682,0

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

 

966,8

 

17,3


 

Коммерческая задолженность бывшего СССР в структуре государственного долга представлена лишь незначительными остаточными суммами, выплата которых будет осуществлена после предоставления кредиторами всех необходимых документов, подтверждающих факт займа. Основные долги СССР были погашены еще в 2009 году.

Незначительным, но достаточно принципиальными аспектом является задолженность Всемирному Банку, которая достигает 2-х млрд. долл. Основной причиной освобождения от этой задолженности является репутация. РФ – единственное государство из «Большой 8-ки», имеющее долги перед ВБ, который спонсирует экономические программы в странах с развивающейся экономикой. Освобождение России от долгов и обязательств по их покрытию перед ВБ даст возможность избавиться от статуса «развивающейся» страны и окончательно перейти в класс «развитых».

Российский внешний государственный долг в настоящее время по независимым данным является самым низким из всех стран Европы. Это положение, несомненно, усиливает позитивные прогнозы по укреплению Российской экономики в мире.

 

2.3 Влияние государственного долга на экономику страны

 

В сфере государственного долга главными направлениями политики Правительства Российской Федерации являются:

  1. Формирование условий для повышения роли государственных заимствований, как одного из главных источников, позволяющих осуществлять рефинансирование государственного долга.
  2. Объёмом государственного долга ограничение объёмов государственных заимствований.

3. Повышение в структуре государственного долга значимости внутреннего долга.

4. Сведение к минимуму затрат на поддержание и сопровождение государственного долга.

5. Минимизация использования  финансовой поддержки от международных  финансовых организаций в целях  материального обеспечения общегосударственных  проектов в области инфраструктуры.

6. Окончание урегулирования и погашение всех долговых обязательств союзного государства.

Основными целями долговой стратегии, по мнению Минфина РФ являются:

1. Рефинансирование долга, сохранение его объёмов и структуры, дающих возможность гарантировать выполнение долговых обязательств, направленных на его  обслуживание и погашение.

2. Реализация государственных  внутренних заимствований в размерах, дающих возможность активно формировать  рынок частных и муниципальных  займов, используемых на инвестирование  регионов и отраслей экономики.

3. Модифицирование структуры  государственного долга РФ по  разделу перспективного повышения  значимости внутреннего долга  в составе общего государственного  долга.

Таким образом, обеспечение роста результативности по управлению  государственным долгом становится реальным только при условии применения научно обоснованной концепции формирования и реализации государственных долговых отношений в целях интересов населения страны.

Результативность управления государственным долгом требует систематического контроля и измерения, так, например, объём реализации финансовых средств для наполнения бюджетного дефицита свидетельствует о наличии чистой выручки, полученной от использования государственных займов. Эффективность государственной долговой деятельности в полном объёме изображается отношением суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного долга к сумме расходов, выраженных в процентном отношении. При этом, эффективность управления (Э) можно определить с использованием следующего соотношения:

Э = (П - Р) / Р * 100,

где:

П – поступления по системе государственного долга;

Р – расходы по системе государственного долга.

Наиболее общим показателем долговой нагрузки является отношение совокупного государственного долга к объёму ВВП, выраженного в процентном отношении, величина которого по международным стандартам не может быть больше 40-42% ВВП. Также наглядную характеристику состоянию долговой нагрузки даёт отношение платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к объёму ВВП, к доходам или расходам федерального бюджета, выраженных в процентном отношении.

Данные показатели долговой нагрузки при проведении основательного анализа, считаются как для внутреннего долга, так и для внешнего.

Коэффициент обслуживания внешнего государственного долга, который не должен превышать 25%, определяется как отношение совокупных платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны в результате экспорта товаров и непроизводственных услуг. Такой уровень коэффициента обслуживания внешнего государственного долга считается оптимальным.

Сложности с погашением внешнего долга перед странами-кредиторами испытывают все государства, что способствовало разработке большого количества методик и программ. Технология погашения внешнего долга предусматривает, например, следующие действия:

- оплату долга в национальной  валюте с дальнейшим использованием  её для инвестирования сфер  экономики или превращения в  собственность;

- покрытие долговых обязательств  по согласию сторон товарными  поставками;

- обмен долга на долговые  обязательства третьих стран;

- равноценный обмен на  ценные бумаги частных предприятий  страны-должника долговых обязательств.

Такие совместные действия стран - кредиторов и стран - должников по обеспечению замены внешнего долга прочими видами обязательств, не такими «болезненными» для экономики и финансового состояния стран - должников методами, носят название конверсия внешнего долга. На сегодняшний день Правительство России использует только один способ: покрытие товарными поставками внешней задолженности. Для погашения имеющегося внешнего долга РФ, прочие формы конверсии являются выгодным механизмом, что требует тщательного исследования и анализа, а также подготовки и реализации соответствующих программ и методик. В перспективе выгодным механизмом погашения имеющегося внешнего долга РФ может также стать выкуп правительственных долгов на национальную валюту и передача их для инвестирования сфер экономики, а также замена акциями приватизированных предприятий долговых обязательств.

 

 

3. Валовой внешний долг частного и федерального сектора РФ: Его нынешняя позиция в мировом рейтинге и прогноз дальнейшей динамики

 

Валовой внешний долг - представляет собой совокупность государственного долга и долга частного сектора в иностранной валюте, погашаемого товарами или услугами.

Таблица 4.

Страны, имеющих крупнейший валовой внешний долг на 30 июня 2011 г.9

 

Страна

Внешний долг (млн. долларов США)

Внешний долг на душу населения (долларов США)

Внешний долг (% к ВВП)

США

15033607

50000

101 %

Великобритания

9836000

147060

396 %

Франция

5633000

74410

188 %

Германия

5624000

63493

159 %

Нидерланды

3733000

226503

309 %

Япония

2719000

19300

46 %

Италия

2684000

39234

101 %

Испания

2570000

52588

165 %

Ирландия

2357000

482340

1060 %

Люксембург

2146000

3759174

3411 %

Бельгия

1399000

126188

264 %

Швейцария

1346000

182899

271 %

Австралия

1302000

42057

92%

Канада

1181000

24749

62 %

Швеция

1016000

72594

165 %

Гонконг

903200

92725

311 %

Австрия

883500

97411

212 %

Норвегия

644500

113174

143 %

Дания

626900

110216

196 %

Греция

583300

49525

167 %

Информация о работе Государственный долг и его влияния на экономическую стабильность