Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:48, доклад

Краткое описание

Актуальность работы заключается в том, что экономика несет значительные потери из-за отсутствия четко функционирующей системы государственного (муниципального) финансового контроля – внутреннего и внешнего. Опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный государственный и муниципальный финансовый контроль является необходимым условием совершенствования бюджетного процесса. Целью дипломной работы является оценка эффективности государственного и муниципального финансового контроля, выявление основных проблем и перспектив развития муниципального финансового контроля в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

ДОКЛАД

государственнЫЙ финансовЫЙ контролЬ

 

Актуальность работы заключается в том, что экономика несет значительные потери из-за отсутствия четко функционирующей системы государственного (муниципального) финансового контроля – внутреннего и внешнего. Опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный государственный и муниципальный финансовый контроль является необходимым условием совершенствования бюджетного процесса.

Целью дипломной работы является оценка эффективности  государственного и муниципального финансового контроля, выявление основных проблем и перспектив развития муниципального финансового контроля в России.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- определить сущность государственного и муниципального финансового контроля и его значение в повышении эффективности управления общественными финансами;

- рассмотреть зарубежный опыт организации государственного финансового контроля;

- провести анализ и оценку эффективности муниципального финансового контроля;

- выявить проблемы муниципального финансового контроля и определить основные направления его совершенствования.

Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.

С целью повышения эффективности финансового менеджмента в бюджетной сфере одним из основных принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами является эффективный финансовый контроль и мониторинг, включающие ежегодное проведение независимой внешней проверки (аудита) бюджетной отчетности с рассмотрением ее результатов законодательными органами власти; наличие и соблюдение нормативно установленных процедур внешней и внутренней проверки соблюдения и ответственности за нарушения бюджетного законодательства; наличие и соблюдение формализованных, прозрачных и устойчивых к коррупции процедур принятия решений по использованию бюджетных средств, в том числе – при осуществлении бюджетных закупок; регулярное проведение анализа и оценки качества управления общественными финансами (для публично-правовых образований) и финансового менеджмента (для органов исполнительной власти и бюджетных учреждений) с поддержкой мер по его повышению; развитие внутреннего финансового контроля в общественном секторе и переориентация внешнего финансового контроля на оценку его эффективности.

 

       Деятельность Счетно-контрольной палаты осуществляется на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. Приоритетным направлением деятельности Счетно-контрольной палаты является контроль за целевым  и эффективным использованием бюджетных средств и эффективным управлением муниципальной собственностью.  

       Качество и  методология внешнего и внутреннего  аудита должны быть одинаковыми. Политика относительно проведения проверки должна включать надлежащее выполнение служебных обязанностей; наличие четких и ясных целей, по которым можно сделать вывод, а также наличие достаточных аудиторских доказательств для поддержки обоснований результатов проверки.

Внутренний контроль обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. Эти стороны внутреннего контроля находятся в неразрывном единстве и динамическом взаимодействии в циклах управленческих процессов. От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов (экономических единиц), а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности – одно из условий эффективности всего общественного производства.

 

По отчетам муниципального контрольного органа выявлена тенденция роста  нарушений  при исполнении местного бюджета с 219,3 млн. руб. в 2003г. до 285,1 млн. руб. в 2007г. Так, в 2003г. незаконное направление и использование бюджетных средств составило  185,9 млн. руб., в 2004г. – 527,8 млн.руб., в 2005г. - 803,5 млн.руб.,  в  2006г. -  65,2 млн.руб., в 2007г. – 88,0 млн.рублей.  Доля  незаконного использования бюджетных средств в общей сумме нарушений понизилась  с 85%  в 2003г. до 61% в 2007г. Всего незаконное использование бюджетных средств за 2003-2007гг. допущено в сумме 1670,4 млн. руб. и превышает нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств в совокупности  (см.  табл.2.2.1.)

 

         Структура  нарушений, выявленных МКСО при  управлении средствами местного бюджета, позволяет определить тенденцию незаконного, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств. За 2003-2007 гг. в среднем незаконное использование бюджетных средств составляет 61%,  нецелевое – 6%,  неэффективное – 32%   суммы выявленных нарушений. В 2003г. на долю незаконного и неэффективного расходования средств местного бюджета приходится соответственно 85% и 12% суммы нарушений и 3%  - на нецелевое направление бюджетных средств. В 2004г. доля незаконного и неэффективного использования бюджетных средств сокращается до 84% и 7% соответственно, а доля нецелевого использования средств возрастает в три раза до 9%. В  2005г. сокращается доля незаконного и нецелевого использования бюджетных средств до 53% и 7% соответственно, а неэффективное использование бюджетных средств возрастает более чем в 5 раз до 39%.  В  2006г. тенденция роста незаконного расходования бюджетных средств сохраняется и составляет 73%, а нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств сокращается до 1% и 18% соответственно. В 2007г. снизилась доля незаконного и нецелевого использования бюджетных средств до 30% и 1% соответственно, а доля неэффективного использования бюджетных средств возросла более чем в два раза до 68%. Наблюдается, таким образом, тенденция снижения доли нецелевого использования бюджетных средств в сумме выявленных нарушений  с 3%  в 2003г.  до  1% в 2007г. и  понижение роста незаконного расходования средств с 85% в 2003г. до 30%  в 2007г.

 

           За  нарушения бюджетного законодательства адекватная ответственность не предусмотрена. Этим объясняется рост нарушений по данным позициям. Общая сумма возвращенных в бюджет средств за 2003-2007г.г. составила 314,9 млн. руб., что соответствует 11%  общей суммы нарушений. В 2003г. возвращено 17,9 млн.руб., в 2004г. - 53млн. руб., в 2005году  -1 36,1 млн. руб., в 2006 г. - 107,8 млн. руб., а в 2007г. - 0,1млн.руб. от   суммы выявленных нарушений  фактически восстановлено в 2003г. – 1,2млн.руб., в 2004г. – 9,1 млн. руб., 2005г. – 2,9 млн., руб., 2006 и 2007 годах – не восстановлено.

 

Критерии эффективности финансового контроля имеют количественные оценки и отличаются системным характером. Основными критериями являются результативность, действенность и экономичность, и характеризующие их показатели.

 

Расчет критериев эффективности муниципального финансового контроля (результативности, действенности, экономичности)  за 2003-2007гг.    проведем по формулам 1-9 [53, с.15] (Приложение 1) Табл. 2.3.1.

 

Эффективность государственного финансового контроля может рассматриваться, с одной стороны, как его влияние на эффективность использования государственных и муниципальных ресурсов, с другой - как эффективность осуществления контрольной деятельности. Эффективность государственного финансового контроля является одним из важных факторов финансово-экономического и социально-политического  благополучия нации.

 

        Основными  проблемами государственного (в  т.ч. муниципального) финансового контроля  являются:

  1. Отсутствие законодательной базы ГФК: Концепции государственного финансового контроля; федерального закона «О государственном финансовом контроле».
  2. Отсутствие системы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по причине неразработанности научных основ формирования и функционирования государственной и муниципальной системы финансового контроля, недостаточного внимания со стороны государства к вопросам организации финансового контроля. Система муниципального финансового контроля не сложилась.
  3. Отсутствие единых правил и стандартов контрольной деятельности, унифицированной отчетности ГФК, отсутствие информационной базы, мониторинга.

 

          Основным  вопросом совершенствования организации  государственного финансового контроля является построение системы государственного финансового контроля. Системный подход к организации государственного финансового контроля предполагает: определение его места и роли в системе общегосударственного контроля, важнейшей составной частью которого является государственный финансовый контроль; формирование концептуальных основ организации государственного финансового контроля; дальнейшее развитие и совершенствование теоретической и методологической базы государственного финансового контроля; создание адекватной современным условиям правовой базы государственного финансового контроля путем внесения необходимых изменений и дополнений в нормативные правовые акты, являющиеся на сегодняшний день основой деятельности органов государственного финансового контроля и других направлений.

 

определены  основные направления  аудита эффективности. Они могут быть следующими:

         • аудит эффективности исполнения  функций  (критерий эффективности - полнота исполнения  функций и состояние сферы  ответственности);

        • эффективность исполнения муниципальных заказов, работ, услуг  (критерий - своевременность, полнота и экономичность исполнения муниципального заказа);

       • аудит исполнения государственных, муниципальных (целевых) программ (показатели целесообразности, обоснованности, экономичности и результативности);

      • аудит эффективности использования средств муниципального бюджета и муниципальной собственности (соотношение бюджетных затрат и результатов от их использования);

      •   результативность принимаемых решений по управлению финансами муниципального образования (достижение цели и выполнение задач, поставленных  при утверждении бюджета; уровень выявленных нарушений при исполнении бюджетного процесса – в абсолютных и относительных показателях).

         Формирование единой методологической и методической основы обеспечения муниципального финансового контроля, утверждение стандартов осуществления контрольной деятельности и единых критериев обобщения результатов контрольных мероприятий требует решения следующих основных задач - это: разработка стандартов и методик проведения контрольных мероприятий; разработка и правовое закрепление

классификаторов финансовых нарушений, определение и правовое закрепление санкций, соответствующих каждому виду финансовых нарушений; разработка и введение унифицированных форм отчетности органов, осуществляющих государственный (муниципальный) финансовый контроль, мониторинг результатов контрольных мероприятий на основе единой информационной базы; а также критериев и показателей эффективности финансового контроля и деятельности контрольно-счетных органов.

 Эффективность контроля следует  рассматривать как результативность  и выполнение задач органом  финансового контроля и аудит  эффективности использования средств  местного бюджета.

 Для оценки эффективности муниципального финансового контроля  определены  критерии и характеризующие их показатели.  Основными критериями эффективности муниципального финансового контроля определены: результативность, действенность, экономичность,  интенсивность, динамичность, каждый из которых характеризует группа показателей. Совокупность показателей эффективности муниципального финансового контроля является основой для определения рейтинга эффективности  муниципального финансового контроля и деятельности органов финансового контроля. Заключительным этапом Методических рекомендаций является модель расчета прогноза нарушений законодательства при исполнении бюджетного процесса муниципального образования  в будущем (на несколько лет),  основанная на факторном методе  регрессионного анализа.

 

 

 

 

Таким образом,

1. Определена сущность государственного  финансового контроля.

         Государственный (муниципальный) финансовый контроль  представляет собой совокупность  экономических  и правовых отношений, обусловленных действием контрольной функции финансов и контрольной функции управления, принципа обратной связи в управлении экономическими процессами, направленных на  обеспечение законности и эффективности образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов на основе единства государственных финансов и единой бюджетной системы государства. 

        Обоснована классификация государственного  финансового контроля (ГФК) по видам: парламентский, административный и независимый. Каждый из видов представляет совокупность сегментов финансового контроля, отражающие его направления, специализацию. Определено место муниципального финансового контроля в данной классификации. Муниципальный финансовый контроль  следует рассматривать как третий уровень государственного финансового контроля, т.к. осуществляется контроль  муниципальных финансов, являющихся частью единых государственных финансов, и исполнения местного бюджета, представляющего третий уровень единой  бюджетной системы. Кроме того, местный бюджет включен в консолидированный бюджет субъекта РФ и консолидированный бюджет РФ.

            3. Проведен анализ результатов муниципального финансового контроля, осуществляемого  контрольно-счетными органами  по материалам Счетной палаты. Рассмотрены результаты деятельности органа муниципального финансового контроля за 2003-2007гг. Выявлены нарушения бюджетного законодательства при исполнении бюджетного процесса.

          4. Выявлены проблемы и недостатки  муниципального внешнего финансового контроля, и возможные пути их устранения. Существующие проблемы регулирования  муниципального контроля в России заключаются  в несовершенстве действующего законодательства, неадекватной ответственности должностных лиц за нарушения действующего законодательства, отсутствии Концепции государственного финансового контроля.

          5. Разработаны предложения по совершенствованию  действующего законодательства по вопросам муниципального финансового контроля (нормативно-правовая база, унифицированная отчетность, система органов внешнего финансового контроля), позволяющие повысить эффективность государственного (муниципального) финансового контроля.

          


Информация о работе Государственный финансовый контроль