Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:48, доклад
Актуальность работы заключается в том, что экономика несет значительные потери из-за отсутствия четко функционирующей системы государственного (муниципального) финансового контроля – внутреннего и внешнего. Опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный государственный и муниципальный финансовый контроль является необходимым условием совершенствования бюджетного процесса. Целью дипломной работы является оценка эффективности государственного и муниципального финансового контроля, выявление основных проблем и перспектив развития муниципального финансового контроля в России.
ДОКЛАД
государственнЫЙ финансовЫЙ контролЬ
Актуальность работы заключается в том, что экономика несет значительные потери из-за отсутствия четко функционирующей системы государственного (муниципального) финансового контроля – внутреннего и внешнего. Опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный государственный и муниципальный финансовый контроль является необходимым условием совершенствования бюджетного процесса.
Целью дипломной работы является оценка эффективности государственного и муниципального финансового контроля, выявление основных проблем и перспектив развития муниципального финансового контроля в России.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить сущность государственного и муниципального финансового контроля и его значение в повышении эффективности управления общественными финансами;
- рассмотреть зарубежный опыт организации государственного финансового контроля;
- провести анализ и оценку эффективности муниципального финансового контроля;
- выявить проблемы муниципального финансового контроля и определить основные направления его совершенствования.
Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.
С целью повышения эффективности финансового менеджмента в бюджетной сфере одним из основных принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами является эффективный финансовый контроль и мониторинг, включающие ежегодное проведение независимой внешней проверки (аудита) бюджетной отчетности с рассмотрением ее результатов законодательными органами власти; наличие и соблюдение нормативно установленных процедур внешней и внутренней проверки соблюдения и ответственности за нарушения бюджетного законодательства; наличие и соблюдение формализованных, прозрачных и устойчивых к коррупции процедур принятия решений по использованию бюджетных средств, в том числе – при осуществлении бюджетных закупок; регулярное проведение анализа и оценки качества управления общественными финансами (для публично-правовых образований) и финансового менеджмента (для органов исполнительной власти и бюджетных учреждений) с поддержкой мер по его повышению; развитие внутреннего финансового контроля в общественном секторе и переориентация внешнего финансового контроля на оценку его эффективности.
Деятельность Счетно-контрольной палаты осуществляется на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. Приоритетным направлением деятельности Счетно-контрольной палаты является контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и эффективным управлением муниципальной собственностью.
Качество и
методология внешнего и
Внутренний контроль обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. Эти стороны внутреннего контроля находятся в неразрывном единстве и динамическом взаимодействии в циклах управленческих процессов. От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов (экономических единиц), а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности – одно из условий эффективности всего общественного производства.
По отчетам муниципального контрольного органа выявлена тенденция роста нарушений при исполнении местного бюджета с 219,3 млн. руб. в 2003г. до 285,1 млн. руб. в 2007г. Так, в 2003г. незаконное направление и использование бюджетных средств составило 185,9 млн. руб., в 2004г. – 527,8 млн.руб., в 2005г. - 803,5 млн.руб., в 2006г. - 65,2 млн.руб., в 2007г. – 88,0 млн.рублей. Доля незаконного использования бюджетных средств в общей сумме нарушений понизилась с 85% в 2003г. до 61% в 2007г. Всего незаконное использование бюджетных средств за 2003-2007гг. допущено в сумме 1670,4 млн. руб. и превышает нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств в совокупности (см. табл.2.2.1.)
Структура нарушений, выявленных МКСО при управлении средствами местного бюджета, позволяет определить тенденцию незаконного, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств. За 2003-2007 гг. в среднем незаконное использование бюджетных средств составляет 61%, нецелевое – 6%, неэффективное – 32% суммы выявленных нарушений. В 2003г. на долю незаконного и неэффективного расходования средств местного бюджета приходится соответственно 85% и 12% суммы нарушений и 3% - на нецелевое направление бюджетных средств. В 2004г. доля незаконного и неэффективного использования бюджетных средств сокращается до 84% и 7% соответственно, а доля нецелевого использования средств возрастает в три раза до 9%. В 2005г. сокращается доля незаконного и нецелевого использования бюджетных средств до 53% и 7% соответственно, а неэффективное использование бюджетных средств возрастает более чем в 5 раз до 39%. В 2006г. тенденция роста незаконного расходования бюджетных средств сохраняется и составляет 73%, а нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств сокращается до 1% и 18% соответственно. В 2007г. снизилась доля незаконного и нецелевого использования бюджетных средств до 30% и 1% соответственно, а доля неэффективного использования бюджетных средств возросла более чем в два раза до 68%. Наблюдается, таким образом, тенденция снижения доли нецелевого использования бюджетных средств в сумме выявленных нарушений с 3% в 2003г. до 1% в 2007г. и понижение роста незаконного расходования средств с 85% в 2003г. до 30% в 2007г.
За
нарушения бюджетного
Критерии эффективности финансового контроля имеют количественные оценки и отличаются системным характером. Основными критериями являются результативность, действенность и экономичность, и характеризующие их показатели.
Расчет критериев эффективности муниципального финансового контроля (результативности, действенности, экономичности) за 2003-2007гг. проведем по формулам 1-9 [53, с.15] (Приложение 1) Табл. 2.3.1.
Эффективность государственного финансового контроля может рассматриваться, с одной стороны, как его влияние на эффективность использования государственных и муниципальных ресурсов, с другой - как эффективность осуществления контрольной деятельности. Эффективность государственного финансового контроля является одним из важных факторов финансово-экономического и социально-политического благополучия нации.
Основными проблемами государственного (в т.ч. муниципального) финансового контроля являются:
Основным
вопросом совершенствования
определены основные направления аудита эффективности. Они могут быть следующими:
• аудит эффективности исполнения функций (критерий эффективности - полнота исполнения функций и состояние сферы ответственности);
• эффективность исполнения муниципальных заказов, работ, услуг (критерий - своевременность, полнота и экономичность исполнения муниципального заказа);
• аудит исполнения государственных, муниципальных (целевых) программ (показатели целесообразности, обоснованности, экономичности и результативности);
• аудит эффективности использования средств муниципального бюджета и муниципальной собственности (соотношение бюджетных затрат и результатов от их использования);
• результативность принимаемых решений по управлению финансами муниципального образования (достижение цели и выполнение задач, поставленных при утверждении бюджета; уровень выявленных нарушений при исполнении бюджетного процесса – в абсолютных и относительных показателях).
Формирование единой методологической и методической основы обеспечения муниципального финансового контроля, утверждение стандартов осуществления контрольной деятельности и единых критериев обобщения результатов контрольных мероприятий требует решения следующих основных задач - это: разработка стандартов и методик проведения контрольных мероприятий; разработка и правовое закрепление
классификаторов финансовых нарушений, определение и правовое закрепление санкций, соответствующих каждому виду финансовых нарушений; разработка и введение унифицированных форм отчетности органов, осуществляющих государственный (муниципальный) финансовый контроль, мониторинг результатов контрольных мероприятий на основе единой информационной базы; а также критериев и показателей эффективности финансового контроля и деятельности контрольно-счетных органов.
Эффективность контроля
Для оценки эффективности муниципального финансового контроля определены критерии и характеризующие их показатели. Основными критериями эффективности муниципального финансового контроля определены: результативность, действенность, экономичность, интенсивность, динамичность, каждый из которых характеризует группа показателей. Совокупность показателей эффективности муниципального финансового контроля является основой для определения рейтинга эффективности муниципального финансового контроля и деятельности органов финансового контроля. Заключительным этапом Методических рекомендаций является модель расчета прогноза нарушений законодательства при исполнении бюджетного процесса муниципального образования в будущем (на несколько лет), основанная на факторном методе регрессионного анализа.
Таким образом,
1. Определена сущность
Государственный
(муниципальный) финансовый контроль
представляет собой
Обоснована классификация государственного финансового контроля (ГФК) по видам: парламентский, административный и независимый. Каждый из видов представляет совокупность сегментов финансового контроля, отражающие его направления, специализацию. Определено место муниципального финансового контроля в данной классификации. Муниципальный финансовый контроль следует рассматривать как третий уровень государственного финансового контроля, т.к. осуществляется контроль муниципальных финансов, являющихся частью единых государственных финансов, и исполнения местного бюджета, представляющего третий уровень единой бюджетной системы. Кроме того, местный бюджет включен в консолидированный бюджет субъекта РФ и консолидированный бюджет РФ.
3. Проведен анализ результатов муниципального финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетными органами по материалам Счетной палаты. Рассмотрены результаты деятельности органа муниципального финансового контроля за 2003-2007гг. Выявлены нарушения бюджетного законодательства при исполнении бюджетного процесса.
4. Выявлены проблемы и недостатки муниципального внешнего финансового контроля, и возможные пути их устранения. Существующие проблемы регулирования муниципального контроля в России заключаются в несовершенстве действующего законодательства, неадекватной ответственности должностных лиц за нарушения действующего законодательства, отсутствии Концепции государственного финансового контроля.
5. Разработаны предложения по совершенствованию действующего законодательства по вопросам муниципального финансового контроля (нормативно-правовая база, унифицированная отчетность, система органов внешнего финансового контроля), позволяющие повысить эффективность государственного (муниципального) финансового контроля.