Государственный финансовый контроль в РФ: сущность, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ деятельности государственного контроля, исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение научно-обоснованных рекомендаций по организации его системы в Российской Федерации, выявление возможных путей по осуществлению государственного контроля страны в будущем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1.Сущность государственного финансового контроля………………5-10
§1. Понятие государственного финансового контроля, принципы его осуществление…………………………………………………………………..5-7
§2. Формы государственного финансового контроля, методы его осуществления…………………………………………………………………7-10
Глава 2. Система государственного контроля РФ…………………………11-17
§1. Органы государственного финансового контроля России…………….11-15
§2. Эффективность государственного финансового контроля……………16-17
Глава 3. Проблемы и перспективы развития государственного финансового контроля в Российской федерации………………………………………….18-28
§1. Сложности осуществления финансового контроля на государственном уровне…………………………………………………………………………18-23
§2. Перспективы развития государственного финансового контроля в РФ……………………………………………………………………………..24-28
Заключение…………………………………………………………………...29-30
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный финансовый контроль в РФ.docx

— 60.52 Кб (Скачать файл)

1. Органы государственного финансового контроля общей компетенции. Они осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга объектов и вопросов согласно сферам своей деятельности. Такими органами являются: Счетная палата РФ, счетные (контрольно-счетные) палаты субъектов РФ, Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России, территориальные КРУ3 Минфина России, Главное контрольное управление Президента РФ (а также региональные отделения указанных органов), созданные при администрациях (правительствах) субъектов РФ, органы государственного финансового контроля, осуществляющие отдельные функции финансового контроля, подразделения парламента РФ и законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ (например, бюджетно-финансовые комиссии, комитеты, рабочие группы, созданные для проработки тех или иных вопросов, связанных с государственными финансами) и др.

2.Органы  государственного финансового контроля отраслевой компетенции. Они осуществляют контроль в определённых отраслях. В основном — это органы государственного финансового контроля в составе федеральных и республиканских министерств, ведомств и иных органов государственной власти и управления, осуществляющие финансовый контроль в определенных отраслях или видах деятельности (например, это может быть: Департамент страхового надзора Минфина России, Департамент инспектирования кредитных организаций Банка России и др.).

3. Органы государственного финансового контроля межотраслевой компетенции. Они контролируют определенные сферы финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля вне зависимости от их отраслевой принадлежности (например, таки органы как: МНС России, ФСНП России4, органы Федерального казначейства России, ГТК России5, иные государственные комитеты и комиссии и др.).

4. Органы государственного финансового контроля специальной компетенции. В принципе они также осуществляют контроль вне зависимости от отраслевой принадлежности объектов контроля, но их контроль ограничен достаточно узкими полномочиями, т.е. их контроль носит достаточно узконаправленный характер (например, ФКЦБ6 России, ВЭК России, МАП России, ФСФО7 России, ФЦПФ России и др.).  
Остановимся на главных органах, осуществляющих финансовый контроль в России. Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию, осуществляющий свою деятельность для усиления контроля со стороны Федерального собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

    Основным  нормативным документом является федеральный  закон «О Счетной палате РФ» № 4-ФЗ от 11 января 1995 г. В своей деятельности Счетная палата руководствуется  Конституцией Российской Федерации, настоящим  федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. 
Задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

    Департамент государственного финансового контроля и аудита создан на основании постановления Правительства РФ от 6 марта 1998г., на базе нескольких упраздненных структурных подразделений Минфина России, в том числе Контрольно-ревизионного управления (КРУ) и Департамента организации аудиторской деятельности. Была произведена также реорганизация контрольных органов на местах: на основе постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 886 организованы контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъекте РФ (территориальные КРУ). В задачи Департамента федерального контроля и аудита входят:  контроль за исполнением государственного бюджета России и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением налоговых льгот и преимуществ. Департамент государственного финансового контроля и аудита организует и проводит самостоятельно ревизии и проверки; контролирует использование федеральных средств, в том числе в иностранной валюте; организует контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок (кроме аудита в банковской системе, поскольку это относится к полномочиям Центрального банка РФ). Если устанавливается нарушения по использованию федеральных средств, израсходованные незаконно или не по целевому назначению средства, а также доходы от их использования, по предписанию Департамента, подлежат возмещению в течение                 одного месяца после выявления нарушений. 
Главное контрольное управление Президента РФ – это самостоятельное подразделение Администрации Президента РФ. Основными функциями Главного управления являются: контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ; контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ; подготовка на основе проведенных проверок и полученных данных информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии со своими основными функциями Главное управление решает следующие задачи: организует контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей; взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов; осуществляет контроль и проверку деятельности подразделений Администрации Президента РФ; координирует при осуществлении проверки деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах РФ; вносит по результатам проверок предложения Президенту РФ о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти; направляет в необходимых случаях в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях.
 
 
 
 
 
 

§2. Эффективность государственного финансового контроля.

    Государственный финансовый контроль является эффективным  в том случае, если он в полной мере справляется со своими обязанностями  и не допускает неправомерного использования  государственных финансовых средств. Эффективность финансового контроля зависит от степени выполняемости  целей, стоящих перед ним. В широком  смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики страны, обеспечение  стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета  и экономия государственных денежных потоков в его расходной части.  
Критерий действенности государственного финансового контроля показывает то положительное влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество. Показатели, отражающие степень воздействия финансового контроля на деятельность субъекта, который находится под контролем или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные. 
Структура эффективности финансового контроля состоит из двух частей: это показатели эффективности государственного финансового контроля на макроуровне и промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля.

    Эффективность деятельности органов государственного контроля на макроуровне определяется за счёт суммы эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно               классифицировать следующим образом: социальный эффект,                                организационный эффект и экономический эффект. 
Социальный эффект финансового контроля проявляется в том, что по его результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение финансового законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной ответственности. Кроме того, финансовый контроль за исполнением бюджета не позволяет изымать средства, предусмотренные на выполнение социальных программ, на другие цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение и др.

    Организационный эффект заключается в том, что  по итогам контрольных проверок, проводимых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и реализуются меры по улучшению  структуры федеральной исполнительной власти, в результате повышается управляемость  в государстве, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые  для экономики, повышается оперативность  управления.

Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности органов  федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных и  внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения себестоимости  продукции, увеличение средств в государственном бюджете и т.д.

    Промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля - это соотношение экономических  результатов исполнения предписаний (возврат бюджетных средств в федеральный бюджет, включая штрафные санкции; возврат средств на бюджетные счета предприятий и т.д.) и затрат на содержание                                              органов, выполняющих государственный контроль.  
Оценка деятельности органов финансового контроля очень важна, так как она показывает, эффективно ли выполняются функции контроля за средствами госбюджета, стоит ли менять орган, не справляющийся со    своими обязанностями и позволяет определить степень                            защищённости государственных денежных средств. 
 
 

Глава 3. Проблемы и перспективы развития государственного финансового контроля в Российской Федерации. 
    §1. Сложности осуществления финансового контроля на государственном уровне.

    Возможность проведения финансового контроля вытекает из наличия особой контрольной функции  финансов, социальное назначение которой  состоит, в частности, в обеспечении  экономических условий для осуществления  государством контроля за рациональным формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов.

    Главным объектом финансового контроля являются процессы формирования денежных фондов и их использования, выражающие распределение  стоимости общественного продукта или его распределение в натурально-вещественной форме и по стоимости.

    Распространяется  финансовый контроль на отношения производства, обмена и потребления через отношения  распределения.

    Государственный финансовый контроль — это установленная  и закреплённая законодательством  деятельность органов государственной  власти и управления всех уровней  по выявлению, предупреждению и пресечению:

1) ошибок  и злоупотреблений в управлении  государственными хозяйственной  деятельности и отчуждаемыми  нематериальными объектами государственной  собственности, а также государственными  имущественными правами, влекущих  прямой или косвенный финансовый  и/ или материальный ущерб стране;

2) денежными  и материальными средствами, используемыми  в несоблюдении финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

3) недостатков  в организации систем управления8 финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государственных органов;

4) угроз  финансовой безопасности государств, её экономического благосостояния. 
        Россия является одним из самых коррумпированных государств планеты, находясь, в 2011 году, на 143 месте из 182, в списке Transparency International9. Согласно оценкам экспертов, рынок коррупции в стране составляет 240 млрд. долл. Сегодня коррупции подвержены все области государственного аппарата: от дачи взяток для поступления ребёнка в детский сад, откупа от службы в вооружённых силах, до уровня высших государственных чиновников коррупция является привычной      составляющей для всех социальных слоёв.  
       Характерным признаком коррупции является противоречие между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами социума. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, которое способно поставить под угрозу любые преобразования происходящие в стране. В связи с этим органы финансового контроля должны особо пристально следить за финансовыми потоками в государственном аппарате страны. Для России данная проблема стоит особенно актуальна поэтому не затронуть её было бы неправильно.

    Одним из важнейших сдерживающих факторов для коррупционного элемента является уголовное законодательство. На практике законы в большинстве стран устанавливают достаточно узкие рамки в отношении интерпретации видов коррупции, которые считаются уголовными преступлениями, чтобы исключить риск выборочного применения законодательства с целью подавления гражданских свобод и оппозиции. Поэтому, например, подарок может считаться взяткой только при наличии попытки оказать влияние на должностное лицо. Если должностному лицу по закону не запрещается принимать подарки в принципе, то доказать факт взятки, как правило, очень трудно. Напротив, растрата часто считается доказанной при наличии ущерба, независимо от того, было ли намерение у служащего. Рост коррупции в органах государственной власти и управления обусловлен, прежде всего, отсутствием четкого законодательного регулирования многих вопросов государственной службы, действенного контроля над источниками доходов государственных служащих. Значительное распространение получило совмещение исполнения обязанностей в государственных учреждениях с деятельностью в коммерческих негосударственных организациях, что создает дополнительные возможности для злоупотреблений должностными лицами своим служебным положением. В ряде случаев государственные служащие, связанные с коммерческими структурами, лоббируют интересы этих структур в ущерб государственной политике, нанося урон экономике страны.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в РФ: сущность, проблемы и перспективы развития