Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 16:38, контрольная работа
Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.
1 Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновение ……………………..…………............................
1.1 Определение государства …………………………………………...........
1.2 Сущность государства ……………………………………………………
1.3 Признаки государства …………………………………………………….
1.4 Функции государства ……………………………………………………
1.5 Возникновение государства ……………………………………………
2 Формы государственного правления и государственного устройства. Понятие правового государства ……………………………………………...
2.1 Формы государственного правления …………………………………….
2.2 Формы государственного устройства …………………………………...
2.3 Правовое государство: характеристика, признаки и принципы ……….
3 Средства недопущения несправедливости, творимой самим государством и их характеристика …………………………………………..
Список использованных источников ………………………………………...
Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Конституционная монархия существует в 2 формах:
- дуалистическая монархия – власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Его полномочия ограничены в законодательной сфере, но широки в сфере исполнительной власти. Парламент не имеет влияния на формирование правительства, его состав и деятельность. Примерами дуалистической монархии являются Иордания и Марокко;
- парламентарная монархия – конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции только номинально. Здесь правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Например, в Великобритании законы, принятые парламентом, и решения Кабинета министров должны иметь королевскую подпись, но монархи не имеют права вето. Правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, имеющих большинство голосов на выборах. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства.
Монархическая форма правления в настоящее время характерна для 50 стран, 12 из которых европейские. В Саудовской Аравии, Омане, Катаре – абсолютная монархия, в Великобритании, Испании, Норвегии и Японии – конституционная парламентская монархия, в Иордании, Марокко и др. – дуалистическая монархия. В современных демократических государствах до настоящего времени сохранился институт монархии, так как это определенный общенациональный символ, в котором актуализируется историческая память народа.
Республика (от лат. res publica - общественное дело) – представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.
Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Отличительной чертой такой формы правления является: внепарламентский метод избрания президента, внепарламентский метод формирования правительства (формирует президент). Президент является и формально, и юридически, главой правительства – пост премьер-министра отсутствует, правительство несет ответственность только перед президентом, а не перед парламентом. Типичный пример президентской республики – США, в основе Конституции которой лежит принцип разделения властей. Законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная – президенту, судебная – Верховному Суду. Также президентскими республиками являются Мексика, Бразилия и Индонезия.
Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Выборы проводятся по партийным спискам, т.е. избиратели голосуют не за кандидата, а за партию. Функции парламента: законодательная, контроль за правительством, разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, решает вопросы внутренней, внешней и оборонной политики. Глава государства избирается парламентом. Президент не является главой исполнительной власти. Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Австрия.
Смешанная республика или ещё ее называют президентско-парламентская отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом. Президент является главой государства и разделяет исполнительную власть с главой правительства. Парламент может выразить вотум недоверия правительства. В таком случае весь кабинет распускается. Президент обладает правом вето на законы, принятые парламентом. Типичным примером полупрезидентской республики являются Португалия и Польша.
2.2 Формы государственного устройства
Форма государственного
устройства – национальное и административно-
Выделяют три формы государственного устройства:
1. унитарная;
2. федеративная;
3. конфедеративная.
Унитарное государство – форма государственного
устройства, при котором территория государства,
в отличие от федерации не имеет в своем
составе федеративных единиц, а подразделяется
на административно-
Федеративное государство (федерация) – форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Современными федеративными государствами являются: Австрия, Бельгия, Российская Федерация, Федеративная республика Германия.
Конфедерация – форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).
2.3 Правовое государство: характеристика, признаки и принципы
Правовое государство-это демок
К основным признакам
правового государства
Основные принципы правового государства:
3 Средства недопущения несправедливости, творимой самим государством и их характеристика
Один из средневековых философов заметил, что государство – орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислить эти средства и кратко их охарактеризовать.
Выделяют 3 основных пункта сдерживания несправедливости власти:
1) разделения властей – теория, по которой государственная власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л.Монтескьё. Разделение властей основывается на естественном разделении функций законотворчества, государственного управления, правосудия и государственного контроля. Это разделение необходимо, чтобы сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, исключить сосредоточение всех полномочий в ведении единого органа, чтобы избежать произвола;
2) большое количество общественных и правозащитных организаций. Общественные организации – неправительственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. В Федеральном законе указано, что общественные организации создаются для защиты общих интересов и достижение целей объединившихся граждан. Деятельность правозащитных организаций заключается в защите прав человека мирными средствами от произвола государственных структур;
3) международное право – особая правовая система, регулирующая отношения между государствами и другими субъектами международного права (государствами, международными межправительственными организациями). Различают императивные и диспозитивные нормы международного права. Императивные нормы – это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Диспозитивные – это нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.
Список использованных источников
1 Антагонизм - 1) Непримиримое противоречие, вызванное несогласием во мнениях, противоположностью интересов.
2) Соперничество, борьба интересов( Т.Ф.Ефремова "Новый словарь русского языка").
Информация о работе Государство в политической системе общества