Государство в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопроса государство в рыночной экономике.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
-охарактеризовать роль государства в рыночной экономике;
-изучить функции государственного регулирования;
-оценить методы государственного регулирования рыночной экономики;
-изучить становление государственного сектора;
-оценить эффективность государственного регулирования в современной России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………….……………………………………..…………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВА В
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………….………5
1.1.Роль государства в рыночной экономике………………………………………6
1.2. Функции государственного регулирования…………………………………...8
1.3. Методы государственного регулирования рыночной экономики………….11
ГЛАВА 2.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ………….……...14
2.1.Становление государственного сектора………………………………………14
2.2.Эффективность государственного регулирования в современной России…18
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВА В
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………....20
3.1.Анализ экономического развития России ……………….…………………...20
3.2.Оценка основных экономических показателей России ………..……………23
3.3. Проблемы государственного регулирования экономики и пути их решения……………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………………..……

Вложенные файлы: 1 файл

государство в рыноч эконом.docx

— 455.49 Кб (Скачать файл)

Налаживание эффективного управления государственными предприятиями, грамотное управление в рыночном режиме — это один из путей экономического роста в условиях переходной экономики.

Поддержка отечественного предпринимателя и  обеспечение конкуренции — важные функции государства.

Вся прежняя картина проведения курса  реформ в России показала несостоятельность государственного регулирования экономикой, потому что регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с какой-либо промышленной политикой.

Выход из кризиса и будущее экономического развития во многом зависят от взаимодействия государства и частной собственности, финансовой стабилизации, укрепления национальной валюты, роста внутренних накоплений населения, благоприятной реструктуризации нашего внешнего долга и устойчивого положительного сальдо внешней торговли и т.д., но эти благоприятные факторы не смогут заработать автоматически.

Государственная политика в финансовом секторе идет в разрез с интересами промышленности. Чтобы переломить эту тенденцию, ведущую к деградации промышленных мощностей, следует дополнительно использовать два пути:

1) активизацию долгосрочных инвестиций в основной капитал для создания новых производств;

2) увеличение вложений в оборотные  фонды для более полного использования производственного и трудового потенциала.

Источники привлечения долгосрочных инвестиций ограничены. В нынешних условиях средств  нет ни у государства, ни у коммерческих банков, которые находятся на грани дефинансирования. На иностранных инвестициях при высокой рискованности вложений в российскую экономику и неразвитости института страхования и гарантий невозможно обеспечить рост.

Остаются  два источника: средства населения  и амортизационные отчисления. Средства населения можно вовлечь в инвестиционный процесс как минимум при условии предоставления абсолютной государственной гарантии от возможных рисков. Амортизационные же отчисления, исчисляемые сотнями миллиардов рублей, идут на заработную плату, оплату сырья/топлива и энергии, что абсолютно недопустимо. Попытка законсервировать амортизацию на инвестиционных счетах неизбежно приведет к дальнейшему сокращению действующих производственных фондов.

Необходимо  решить вопрос эмиссионной политики, дополняя ее действенными средствами контроля за прохождением и использованием денежных средств на производственные цели.

Видимо, потребуется принять законодательные  акты, устанавливающие ответственность за целевое использование средств.

Государство должно выступать инициатором дальнейших институциональных преобразований. Корректировки макроэкономической политики будут блокироваться, если не внести изменения в действующую систему кредитно-банковских учреждений. В ее нынешнем упрощенном виде она не отвечает условиям перехода к экономическому росту в стране.

Государству предстоит поддержать новое направление  в банковской деятельности — реструктуризация банковской системы. Здесь предстоит серьезная законотворческая работа.

В конечном итоге необходимы новая  мотивация и новая дисциплина труда, социальное партнерство при строгом соблюдении взаимных обязательств всеми сторонами — правительством, предпринимателем и работником. Эффективное  и ответственное государство, свобода выбора и предпринимательства, личный интерес, труд, соединенный с законом и гарантированными гражданскими правами, - должны стать движущими силами нового этапа экономического развития России.

Переход к рыночным отношениям в России сопровождался  либерализацией экономики, отказом  государства от монополии на некоторые  виды хозяйственной деятельности. Произошел  переход от преимущественно административных методов государственного регулирования  к экономическим (через денежно-кредитную  политику и бюджетно-налоговую систему).

При переходе к рыночной экономике в  России возникла необходимость в  макроэкономической стабилизации. Здесь  решающую роль играет государство.

В настоящее время государству  необходимо:

-сократить свои расходы или существенно повысить их эффективность;

-снизить свое бремя на бизнес и направить на подъем экономики на основе частной инициативы;

-сократить текущие расходы в секторе экономики, сопоставимом с нынешним государственным сектором, включая естественные монополии, на сравнимый объем производимой продукции и услуг. При этом объем услуг и инвестиций в этом секторе существенно возрастет, в частности, за счет реинвестирования полученной экономии в науку, образование, здравоохранение;

-повысить пенсии и заработную плату в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Рыночная  экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. В этом свете термин «регулируемая рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишено смысла, если мы подчеркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.

При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в  действие неизбежно вступают стихийные  регуляторы. Они также «наводят порядок» в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, рэкет.

В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся  наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем  организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование.

Государственное регулирование в заметной степени  ассоциируется с централизацией управления экономикой, поэтому к  нему относятся положения, высказанные  выше по отношению к централизации.

Как правило, государственное регулирование  рыночной экономики проявляется  двояко. С одной стороны, это необходимо для самого рынка, представляющее неотъемлемое  условие его надежной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно  проявляется в государственном  формировании свода правил и ограничений  рыночной деятельности, его поддержки  и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию  в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут  политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Отличие государственного управления в централизованной и рыночной экономике состоит  в том, что в первом случае органы государственной власти приспособляют  экономику к своим политическим и экономическим интересам, к  идеологическим доктринам, а во втором – управление строится в соответствии с сутью рыночных отношений, с  законами рынка, хотя и здесь правительство  не забывает о себе, и о тех, от кого оно зависит.

Найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования  очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической науки практически  не найдено. Можно лишь попытаться определить некоторые тенденции в поиске оптимума. Организация, упорядочение, регламентация рынка не должен нарушать огромный потенциал самонастройки  рыночного механизма.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. – 2008. - № 11-12. – C. 117 -129.
  2. Бирюков В.А. Факторы экономического роста // Экономист. 2010. №1. С. 3 – 14.
  3. Бродянская, Т.Г., Видяпин, В.И., Добрынин, А.И. Экономическая теория/ Т.Г. Бродянская, В. И. Видяпин, А.И. Добрынин - М.: РИОР, 2008.- 208с.
  4. Винслав Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур. // Российский экономический журнал. – 2007. – №1.
  5. Гайдар Е. - Государственная нагрузка на экономику. Вопросы экономики. 2006г, №9.
  6. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. – М.: Логос, 2005.
  7. Замулин  О. Концепция реальных экономических циклов и ее роль в макроэкономической теории // «Вопросы экономики». 2005. №1. с. 144-152.
  8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2007.
  9. Кувалдин В.Б. Глобальный мир: экономика, политика, международные отношения: учеб. пособие /Кувалдин В.Б.- М.: Магистр, 2009. - 207с.
  10. Надель С.Ю. Социальные факторы экономического роста // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №5. С.26 – 33.
  11. Национальная экономика России: Учебник - 3-е изд.,испр. и доп. /Кудров В.М. - М.: Дело АНХ, 2008. - 544с.
  12. Региональная экономика России: Учебник (ГРИФ) /Кистанов В.В., Копылов Н.В. - М.: ФиС, 2009. - 584с.
  13. Россия на мировом рынке // Экономика России: ХХI век, 2009. – 7. – 24 с.
  14. Столяров А.И. - Российский рынок: современное состояние и перспективы развития // Финансы, 2010 №2 с. 29.
  15. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика: К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. Кн. I: Институциональная теория. Методологический эскиз /РАН, Ин-т экон. - М.: Экономика, 2007. - С. 45.
  16. Тенденции российской экономики: Итоги 2010 года. Аналитический бюллетень. М.: РиаНовости, 2011.
  17. Шевченко И.В. Система факторов экономического роста РФ // Вопросы экономики. 2010. №12. С.8 – 17.
  18. Экономика: Учебник/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2005. – 792 с.
  19. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 2007. – 786 с.
  20. Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/ Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 640 с.
  21. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Минск: БГЭУ, 2006. – 507 с.
  22. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Финстатинформ, 2007. – 399 с.
  23. Экономическая теория. Под ред. акад. Видяпина В.И. и др. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  24. Эльянов, Э. Развивающиеся страны в мировой экономике: тенденции и проблемы/ МЭ и МО, 2007. - №2. – С. 3 – 15
  25. http://www.economy.gov.ru/wps/portal Министерство экономического развития и торговли
  26. http://www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики.

Информация о работе Государство в рыночной экономике