Графическая интерпретация равновесия потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 04:01, реферат

Краткое описание

Появляясь на рынке, потребитель имеет представление о последовательности потребительских наборов, он же при этом в состоянии изменить количество входящих в набор благ, их соотношения. без какого-либо ущерба для своего благополучия. Следующее, что должен сделать потребитель, это совместить воедино три компонента возможной реализации своего желания: личную потребность (с учетом предпочтения), рыночную цену на интересуемое благо и величину дохода, которым он располагает. При условии, когда величина дохода определена, а цены на рынке фиксированы, потребитель будет стремиться достичь максимальной для себя полезности. Когда и эта сторона вопроса решена, тогда потребитель оказывается в состоянии полного удовлетворения или, как утверждают экономисты, наступает состояние равновесия потребителя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Основная часть……………………………………………………………………….4-7
Заключение……………………………………………………………………………..8

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 1 микроэкономика.docx

— 39.38 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ  В АПК

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Микроэкономика»

НА ТЕМУ «Графическая интерпретация равновесия потребителя»

 

 

ВЫПОЛНИЛ

Студент 1 курса

Экономического факультета

Качаровский Павел Геннадьевич

ПРОВЕРИЛ

Сидорук В. В.

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТ ПРОВЕРКИ

РЕЗУЛЬТАТ ЗАЩИТЫ

 

 

ГРОДНО 2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

Основная часть……………………………………………………………………….4-7

Заключение……………………………………………………………………………..8

 

Введение

Равновесие потребителя (consumer equilibrium) — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Появляясь на рынке, потребитель  имеет представление о последовательности потребительских наборов, он же при  этом в состоянии изменить количество входящих в набор благ, их соотношения. без какого-либо ущерба для своего благополучия. Следующее, что должен сделать потребитель, это совместить воедино три компонента возможной реализации своего желания: личную потребность (с учетом предпочтения), рыночную цену на интересуемое благо и величину дохода, которым он располагает. При условии, когда величина дохода определена, а цены на рынке фиксированы, потребитель будет стремиться достичь максимальной для себя полезности. Когда и эта сторона вопроса решена, тогда потребитель оказывается в состоянии полного удовлетворения или, как утверждают экономисты, наступает состояние равновесия потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для графического выражения  равновесия необходимо совместить карту  кривых безразличия и бюджетную  линию. Можно с уверенностью утверждать, что бюджетная линия коснется (в точке Е) одной из кривых безразличия, ибо их бесконечное множество. Условием равновесия в потреблении является равенство наклона бюджетной  линии, характеризуемое соотношением цен товаров (PX и PY) и наклона кривой безразличия, характеризуемого предельной нормой замещения товаров A и B. В точке касания кривой безразличия и бюджетной линии угол их наклона одинаков, поэтому выполняется равенство MRSab= MUa/MUb= Pa/Pb.  Значит, MUA/PA=MUB/PB.

Бюджетная линия несет  объективную информацию о величине дохода потребителя и ценах на товары. Она показывает все доступные потребителю комбинации благ A и B Кривые безразличия несут субъективную информацию о предпочтениях потребителя и строятся на основе наборов безразличия. Совмещая бюджетную линию и карту безразличия, можно найти оптимум потребителя.

Точка оптимума потребителя  не может лежать ниже бюджетной линии, так как это означало бы, что  часть дохода потребителя осталась неизрасходованной. Это противоречит допущениям ординалистской теории потребительского поведения, в частности первому постулату о ненасыщаемости, который утверждает, что люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему. Следовательно, точка Е, лежащая на кривой безразличия U1 не может быть точкой оптимума потребителя.

Рассмотрим варианты, указанные  точками X, Z и Y, лежащими на бюджетной линии. Приобретая наборы, соответствующие этим точкам, потребитель расходует весь свой бюджет. Однако точки X и Y, лежащие на кривой безразличия U2, не являются точками оптимального потребительского выбора, так как, перемещаясь по бюджетной линии вниз от точки X и вверх от точки Y, можно перейти на кривую безразличия U3, которая обеспечивает более высокий уровень полезности. Точки X и Y показывают доступные данному потребителю комбинации благ A и B, соответствующие меньшим совокупным полезностям, о чем свидетельствует факт их расположения на более низких кривых безразличия. Комбинация благ, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия. Точкой потребительского оптимума является точка E, так как она расположена на наиболее высоко лежащей из доступных потребителю кривых безразличия — U3. Иными словам и, набор благ, соответствующий этой точке, приносит потребителю наиболее высокую полезность,


 

 

 

 

 

 

Равновесное положение потребителя  достигается в точке E, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия. В точке потребительского оптимума совпадают углы наклона бюджетной линии (Pa/Pb) и кривой безразличия (MRS). Предельная норма замещения MRS показывает, в каком соотношении потребитель желает обменивать блага A и B. Соотношение Pa/Pb демонстрирует, в какой пропорции потребитель действительно может обменивать эти блага, т. е. от приобретения какого-то количества товара A следует ему воздержаться, чтобы получить средства, необходимые для покупки единицы товара - B. Интерпретация предельной нормы замещения как соотношения предельных полезностей позволяет выразить условие равновесия потребителя в следующей форме:

Из уравнения видно, что  потребитель максимизирует свою полезность, если покупает товары A и B таким образом, что их предельные полезности в расчете на денежную единицу равны. Таким образом, в точке E достигается наилучшая, или оптимальная, из доступных потребителю комбинация продуктов A и B.

Точка Z, расположенная на наиболее высокой кривой безразличия U4 и соответствующая большей сумме полезности, чем точка E, не будет являться точкой оптимума, так как находится выше бюджетной линии и недоступна для данного потребителя..

Для графического выражения  равновесия необходимо совместить карту  кривых безразличия и бюджетную  линию. Можно с уверенностью утверждать, что бюджетная линия коснется (в точке Е) одной из кривых безразличия, ибо их бесконечное множество. Условием равновесия в потреблении является равенство наклона бюджетной  линии, характеризуемое соотношением цен товаров (PX и PY) и наклона кривой безразличия, характеризуемого предельной нормой замещения товаров A и B. В точке касания кривой безразличия и бюджетной линии угол их наклона одинаков, поэтому выполняется равенство MRSab= MUa/MUb= Pa/Pb.  Значит, MUA/PA=MUB/PB.

Если кривая безразличия  показывает, что потребитель хотел  бы купить, а бюджетная линия —  что потребитель может купить, то в своем единстве они могут  ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки  при ограниченном бюджете. Кривые безразличия  и бюджетная линия используются для графической интерпретации  ситуации, когда потребитель максимизирует  полезность, получаемую им от покупки  двух разных благ при имеющемся бюджете.

Оптимальный набор потребительских  благ должен отвечать двум требованиям:

находиться на бюджетной  линии;

предоставить потребителю  наиболее предпочтительное сочетание.

Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный  выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную  линию на карту кривых безразличия, как это показано на графике.

Равновесие потребителя

В данном случае прямая I/Pa I/Pb — это бюджетная линия, а кривые U1, U2, U3, U4 — это кривые безразличия. При имеющемся доходе потребитель, свободно перемещаясь по прямой I/Pa I/Pb, будет стремиться к точке E (бюджетная линия I/Pa I/Pb касается кривой безразличия U2), где он получит наибольшую полезность. U2 является наивысшей кривой которую может достичь потребитель при имеющемся доходе.

Равновесие потребителя , называется внутренним, поскольку точка оптимума E лежит «внутри» графического двумерного пространства товаров. Hо бывают случаи, когда бюджетная линия и кривая безразличия имеют разный наклон на всем их протяжении и точка касания их вообще отсутствует. Тогда оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию, и называется угловым. Оно определяется пересечением бюджетной прямой одной из осей координат и кривой безразличия.

Условия равновесия потребителя 

 Принцип убывания предельной  и общей полезности можно наглядно  проиллюстрировать  на простом  примере, который поможет  нам  понять, что такое “потребительское  равновесие”. Пусть потребителю   предстоит сделать выбор всего   из двух продуктов при ограниченной  сумме денег, выделенных на  покупку. Предположим, что бутерброд  стоит 1 долл., а стакан кока-колы - 2 долл., а  всего потребитель может истратить 10 долл. В каком соотношении он закажет бутерброды и кока-колу? Конечно, он может съесть 10 бутербродов, не выпив ни одного стакана кока-колы. Но рациональный потребитель так, скорее всего, не поступит. Он не станет давиться всухомятку последними бутербродами, а предпочтёт съесть 8 бутербродов, запив их стаканом кока-колы, который принесёт ему в этом наборе куда больше удовольствия, а, следовательно, и полезности, чем 9-й и 10-й бутерброды. Возможно, анализируя свои субъективные ощущения, потребитель придёт к выводу, что следует ограничиться 6-ю бутербродами и выпить 2 стакана кока-колы. Обратим внимание на то, что при таком поведении потребителя предельная полезность бутербродов будет возрастать, а кока-колы уменьшаться. Рано или поздно наступит момент, когда общая полезность от товаров, входящих в этот набор, станет максимальной, а дальнейшее изменение соотношения между ними приведёт лишь к уменьшению этой общей полёзности. Другими словами, наш потребитель достигнет точки “потребительского равновесия”.  Потребительское равновесие  – ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше - на покупку другого.

Потребитель находится в  равновесии при потреблении такого набора товаров, который приносит ему  максимальную общую полезность при  заданном бюджетном ограничении. Очевидно, что точка равновесия должна лежать на бюджетной линии, что показывает полное использование бюджета потребителем. В то же время, точка равновесия должна находиться на самой высокой из всех достижимых для потребителя кривых безразличия. Следовательно, равновесие потребителя отражает точка касания  бюджетной линией самой высокой  из доступных кривой безразличия.

Точка Е на рис. 2 показывает оптимальную для потребителя комбинацию благ (QA, QB), приносящую максимальную полезность. Точки Х и Y, лежащие на той же бюджетной линии, что и точка Е, находятся на более низкой кривой безразличия U2. Это означает, что наборы благ Х и Y стoят столько же, сколько и набор Е, но при этом приносят потребителю меньшую полезность. Набор Z лежит на более высокой кривой безразличия, чем набор Е, т.е. имеет бoльшую полезность, однако он недоступен потребителю: бюджетная линия проходит ниже и не касается кривой безразличия U4.

Ранее было показано, что  наклон бюджетной линии характеризуется  соотношением цен товаров, а наклон кривой безразличия — предельной нормой замещения товаров. В точке  касания кривой безразличия и  бюджетной линии угол их наклона  одинаков, поэтому выполняется равенство:

                           MRSВА = PВ / PА.                                           (2.8)

Условие равновесия (2.8) означает, что потребитель будет увеличивать  потребление товара В до тех пор, пока его относительные предпочтения, характеризуемые MRSВА, не станут равны сложившимся на рынке ценовым соотношениям товаров А и В.

Предположим, что MRSВА > РВ/РА. Это значит, что потребитель готов отказаться, например, от 2 ед. товара А ради дополнительной единицы товара В (MRSВА = — 2), но обменивает эти товары на рынке, допустим, в соотношении 1:1. Отказываясь от товара А ради получения дополнительного количества блага В, потребитель добьется увеличения общей полезности. Если MRSВА < РВ/РА, для потребителя выгоднее обратное замещение В бoльшим количеством блага А. И только при MRSВА = РВ / РА потребитель не сможет увеличить общую полезность путем замещения одного товара другим.

Так как предельная норма  замещения равна соотношению  предельных полезностей, формулу (2.8) можно  представить в виде уравнения:

               MUВ / MUА = PВ / PА,                                               (2.9)

Или

               MUА / PА = MUВ / PВ.                                      (2.10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наивысшей кривой безразличия. В этой точке норма замещения потребителя точно равна наклону бюджетной линии.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель  измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости  поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ.

 


Информация о работе Графическая интерпретация равновесия потребителя