Группы Всемирного банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:08, реферат

Краткое описание

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

Содержание

Введение
1 История
2 Цели и задачи
3 Виды и направления деятельности
3.1 Мобилизация денежных средств
3.2 Кредиты
3.3 Гранты
3.4 Другие услуги
3.5 Направления (сферы) деятельности
4 Управление деятельностью банка
4.1 Президенты Всемирного банка[13]
5 Членство
7 Критика
8 Примечания
9 См. также
10 Ссылки

Вложенные файлы: 1 файл

Группы Всемирного банка.docx

— 143.36 Кб (Скачать файл)

Создание стимулов для  сокращения выбросов парниковых газов

Другие услуги

Всемирный банк осуществляет не только финансовую поддержку странам-членам. Его деятельность направлена также  на оказание аналитических и консультационных услуг, в которых нуждаются развивающиеся  страны.[8] Анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально-экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения — часть деятельности Всемирного банка. Банк занимается исследовательской работой по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическими и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах. Банк анализирует перспективы экономического развития стран, в том числе, например, банковского и/или финансового сектора, торговли, проблемы бедности и системы социальной защиты.

Значительную часть усилий также направлена на образовательную деятельность и распространения знаний, помогающих решать проблемы развития страны.

Институт Всемирного банка  ИВБ (англ. World Bank Institute)- один из инструментов реализации политики по распространению знаний, способствующих решению задач Всемирного банка. ИВБ работает с политиками, бизнесменами, техническими специалистами, другими категориями граждан, а также с университетами, учебными центрами из разных стран.[9]

Служба Интернет-трансляций B-SPAN — это Интернет-портал, при помощи которого Всемирный банк проводит семинары и конференции на такие темы, как устойчивое развитие и сокращение масштабов бедности.

Направления (сферы) деятельности

Деятельность Всемирного банка охватывает широкую область  деятельности:

  • Проблемы бедности
  • Проблемы снабжения продовольствием
  • Сельское хозяйство, лесное хозяйство и развитие других секторов 
    экономики, связанных с использованием земель
  • Проблема борьбы со СПИДом в развивающихся странах
  • Борьба с коррупцией
  • Борьба с распространением вирусных заболеваний
  • Борьба с малярией
  • Проблемы детства и юношества
  • Проблема эксплуатации детей
  • Проблемы развития энергетики, доступа к источникам и поиска 
    новых источников энергии
  • Экономическая политика и проблемы задолженности развивающихся стран
  • Выработка стратегий развития
  • Проблемы инвестиций в развивающиеся страны
  • Проблемы образования
  • Проблемы окружающей среды
  • Проблемы изменения климата и его влияния на жизнь людей
  • Стратегические задачи развития человечества и отдельных регионов
  • Проблемы экономического роста, налогообложения, задолженности
  • Финансовый кризис
  • Развитие банковской системы, финансовых рынков, платежных систем
  • Глобализация
  • Рост цен, проблемы стран-доноров
  • Урбанизация
  • Муниципальные финансы
  • Проблемы сохранения наследия
  • Транспорт
  • Торговля
  • Проблемы водоснабжения и канализации сточных вод
  • Публикации, семинары
  • Гендерные проблемы
  • Проблемы миграции
  • Газ, нефть
  • Горнодобывающая промышленность
  • Интернет и коммуникации
  • Право и развитие
  • Развитие частного сектора экономики

В настоящее время Банк участвует в финансировании более 1 800 проектов практически во всех секторах экономики развивающихся стран. Финансируются проекты в самых  разных областях деятельности. Примерами  являются развитие микрокредитования  в Боснии и Герцеговине, повышение эффективности профилактики СПИДа в Гвинее, поддержка образования девочек в Бангладеш, повышение эффективности здравоохранения в Мексике, содействие восстановлению провозгласившего независимость Восточного Тимора и оказание Индии помощи в ликвидации последствий разрушительного землетрясения в штате Гуджарат.[10]

Управление деятельностью  банка

Президент Всемирного банка Роберт Б. Зеллик (Robert B. Zoellick)

Всемирный банк представляет собой акционерное общество, акционерами которого являются 184 стран-членов этой организации.[11] Количество голосов, которыми обладают страны-участницы зависит от их доли в капитале Банка, которая в свою очередь определяется их долей в мировой экономике. Эти акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Банка. Как правило, управляющими являются министры финансов стран-участниц. Совет управляющих проводит свои совещания один раз в год во время Ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Конкретные полномочия по управлению Банком в период между  заседаниями Совета управляющих  переданы 25 исполнительным директорам, которые работают непосредственно  в штаб-квартире Банка в Вашингтоне.[11] Исполнительные директора образуют Совет директоров, который возглавляет Президент Банка. В Совет директоров входят пять исполнительных директоров, представляющих интересы государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций: США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. Остальные 20 исполнительных директоров представляют группы стран.

Совет директоров обычно проводит свои совещания два раза в неделю и осуществляет общее руководство  работой банка, в том числе  отвечает за утверждение всех займов и принятие других решений, затрагивающих  деятельность Банка:

утверждение займов и гарантий,

определение общих принципов  деятельности банка 

утверждение бюджета Банка 

выработка стратегий содействия странам 

принятие решений, касающихся заимствований и других вопросов финансовой деятельности.

Президент Всемирного банка (в настоящее время Роберт Б. Зеллик) председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство  деятельностью Банка. По традиции Президентом  Всемирного банка становится гражданин США — страны, являющейся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Пять вице-президентов, в том числе три старших вице-президента (англ. Senior Vice-Presidents) и два исполнительных вице-президента (англ. Executive Vice-Presidents) отвечают за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняют другие конкретные функции.

Всемирный банк имеет представительства  более чем в ста странах  мира, в которых работает около 10000 человек.[12]

Президенты Всемирного банка[13]

Президент

Сроки работы в  должности

Юджин Мейер (Eugene Meyer)

июнь 1946 — декабрь 1946

Джон  Макклой (John Jay McCloy)

март 1947 — июнь 1949

Юджин Р. Блэк (Eugene Robert Black)

июль 1949 — декабрь 1962

Джордж Д. Вудс (George D. Woods)

январь 1963 — март 1968

Роберт  С. Макнамара (Robert S. McNamara)

апрель 1968 — июнь 1981

Элден В. Клозен (Alden W. Clausen)

июль 1981 — июнь 1986

Барбер В. Конэбл (Barber B. Conable)

июль 1986 — август 1991

Льюис Т. Престон (Lewis T. Preston)

сентябрь 1991 — май 1995

Джеймс Д. Вулфенсон (James David Wolfensohn)

июнь 1995 — май 2005

Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz)

июнь 2005 — июнь 2007

Роберт  Зеллик (Robert Zoellick)

июнь 2007 — настоящее время


 

 

Членство

Условием членства во Всемирном  банке является членство в Международном валютном фонде, то есть каждая страна-член МБРР должна прежде стать членом Международного валютного фонда. Только те страны, которые являются членами МБРР, могут быть членами других организаций, входящих в Группу Всемирного банка.

Международный банк реконструкции  и развития состоит из 184 стран-членов[14] [15]. Последней (18 января 2007 года) принятой страной была Черногория. В соответствии с Уставом Международного банка реконструкции и развития каждая страна имеет определенную квоту в уставном капитале, пропорционально квоте распределяются голоса при принятии решений. По состоянию на 2006 г. голоса распределялись следующим образом:

Страна-участница

Доля, %

США

16,39

Япония

7,86

Германия

4,49

Франция

4,30

Великобритания

4,30

Китай

2,78

Индия

2,78

Италия

2,78


   

Страна-участница

Доля, %

Канада

2,78

Россия

2,78

Саудовская Аравия

2,78

Нидерланды

2,21

Бразилия

2,07

Бельгия

1,81

Испания

1,75

Швейцария

1,66


   

Страна-участница

Доля,%

Австралия

1,53

Иран

1,48

Венесуэла

1,27

Мексика

1,18

Аргентина

1,12

Остальные 164 страны

29,90

Всего

100,00



Международная ассоциация развития насчитывает 164 стран-членов[16]

Критика

Деятельность Всемирного банка в течение длительного  времени критикуется различными неправительственными организациями, учёными, среди которых видное место занимает нобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц.[22].

В частности Дж. Стиглиц  назвал политику по отношению к развивающимся  странам, разработанную МВФ, Всемирным банком и экономистами в американском правительстве, ошибочной. По его мнению, если бы этой политике следовали США, значительного экономического роста не произошло бы[23]. Он также указал на то, что Россия последовала рекомендациям и испытала падение реальных доходов населения, а Китай не последовал и переживает экономический подъем.

В частности Джозеф Стиглиц  резко отрицательно выразился по поводу политики Всемирного банка в  отношении России, критикуя шоковую терапию переходного периода.[23]

Демонстрация протеста против деятельности Всемирного банка, Джакарта, 2004

Анализ развития мировой  экономики показывает, что программы  Всемирного банка в том виде, как  он их формулировал, не обеспечивали устойчивого  и справедливого развития экономики. В связи с этим стало нарастать  давление на Банк. Неправительственные  организации на национальном и международном  уровне стали добиваться открытого  и демократичного рассмотрения решений, альтернативных политике Всемирного банка.[24]

В 2001 году Комиссия Конгресса США провела оценку результатов деятельности международных финансовых организаций и пришла к выводу, что 60% проектов Всемирного Банка завершились неудачно. Всемирный банк призван бороться с бедностью, но за последние пять лет лишь 1% кредитов получили «бедные» государства, наиболее нуждающиеся в такого рода помощи. За это время уровень бедности в мире несколько снизился, что нельзя объяснить только деятельностью Всемирного банка. Успехов добились государства, которые практически не получали финансовой помощи Всемирного банка. В тех странах, которые были получателями основных пакетов помощи, не только не было успехов в борьбе с бедностью, но ситуация в них даже ухудшилась.[17]

Исследовательский центр Heritage Foundation проанализировал, какое влияние оказали на наиболее бедные страны кредиты Всемирного Банка. За период с 1980 по 2003 год его кредиты и гранты получили 105 «бедных» государств. В результате, в 39-ти странах валовой внутренний продукт уменьшился, в 17-ти - рост ВВП был минимальным (от нуля до 1%), в 33-х - умеренным (1- 4%). Лишь 12 получателей помощи смогли существенно увеличить темпы экономического развития. Ещё более удручающая ситуация сложилась в Африке. Здесь деньги Всемирного Банка получили 48 государств, лишь три из них смогли успешно развиваться экономически, в 23-х был отмечен экономический спад.[17]

В настоящее время (2010 г.) заметным критиком Всемирного Банка  стал американский академик Радж Патэл. Он опубликовал множество критических статей о политических и псевдонаучных методах Всемирного банка.

 

Группы всемирного банка и Таджикистан

Республика Таджикистан  стала членом Группы Всемирного банка 4 июня 1993 года. В октябре 1996 года в  Душанбе был открыт офис Всемирного Банка для осуществления взаимодействия, а затем, в декабре 1998 года он получил  статус полноценного Офиса Всемирного банка в Таджикистане. Начиная  с 1996 года, МАР одобрила восемнадцать проектов (плюс три дополнительных кредита) на общую сумму около 322,1 миллиона долларов США. В дополнение к этому Республике Таджикистан  на безвозмездной основе (гранты) было выделено более 2.7 миллионов долларов США на институциональные преобразования и пост-конфликтное восстановление. Более того, МФК одобрила восемь проектов на общую сумму в примерно 28 миллионов долларов США (в виде кредитов и акционерного капитала).  
Резюме деятельности Группы Всемирного банка в Таджикистане, а также краткое описание проектов представлено ниже, вслед за кратким описанием программы оказания помощи стране.

Первоначально разработанная  стратегия предоставления помощи Таджикистану Группой Всемирного банка (сентябрь 1996) ставила своей целью оказание поддержки для удовлетворения первоочередных нужд Таджикистана. Программа Всемирного Банка началась с трех проектов, направленных на: а) укрепление институциональных  возможностей для планирования и  осуществления среднесрочной программы  экономических реформ; б) поддержку  усилий Правительства по стабилизации экономики; и в) снижение влияния  спада в экономике на уязвимые слои населения.

Вторая стратегия оказания помощи стране (июль 1998 года), которая  охватывала период, включающий 1999-2001 финансовые годы, была нацелена на сокращение бедности, пост-конфликтное восстановление, экономические  реформы и институциональные  преобразования. Разработка программы  была напрямую связана с ситуацией  по безопасности в стране и прогрессом, достигнутым Правительством в ходе осуществления реформ.

ВАШИНГТОН, 25 мая 2010 года – Совет директоров группы Всемирного банка сегодня обсудил новую стратегию партнерства со страной (СПС) для Таджикистана, которая определяет механизм оказания помощи Таджикистану Всемирным банком на 2010-2013 годы.

Основными задачами новой  СПС, подготовленной в то время, когда  Таджикистан решает проблемы воздействия  мирового экономического кризиса, являются снижение негативного влияния кризиса  на бедное и уязвимое население, а  также подготовка почвы для устойчивого  и всестороннего роста. Новая  стратегия основывается на широком  и непрерывном диалоге с Правительством Таджикистана и партнерами по развитию. СПС была подготовлена совместно  с Международной финансовой корпорацией (МФК) и подкреплена национальными  приоритетами развития Правительства, отраженными в Национальной стратегии развития (НСР) и третьей Стратегии снижения бедности.

Информация о работе Группы Всемирного банка