Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:51, контрольная работа
В данной работе была поставлена цель рассмотреть теорию мультипликатора-акселератора и примеры ее практического применения и определить возможность ее использования при экономическом моделировании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, описывающую теоретические основы принципа мультипликатора-акселератора.
2. Исследовать примеры применения данной теории на практике для различных задач.
3. Собрать и проанализировать статистические данные по РФ с использованием теории мультипликатора-акселератора.
4. Сформулировать возможность и условия применения теории мультипликатора-акселератора для практических расчетов.
Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг
MULT =
Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению МРС . В результате мультипликатор государственных расходов будет равен:
Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Следовательно, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.
Можно отметить, что мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций. С экономических позиций такая идентичность закономерна. В самом деле, если государство создает дополнительный спрос на товары путем увеличения государственных расходов, то это вызывает первичное возрастание ВНП, равное росту расходов. Экономические субъекты, которые пользуются государственными ассигнованиями, в свою очередь, отметив повышение дохода, увеличивают свое потребление на собственной предельной склонности к потреблению, способствуя тем самым дальнейшему возрастанию общего спроса и валового национального продукта и т. д.
Таким образом, изменение объема государственных расходов приводит в процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении инвестиций. Из этого следует, что доходная и расходная части бюджета могут находиться под непосредственным воздействием и регулированием ресурсов со стороны государства. К сожалению, механизм этого регулирования не достаточно отлажен, а его осуществление на практике наталкивается на многие преграды, связанные с ростом цен, изменением курса валюты, динамикой ссудного процента. И все же подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции.
Налоговый мультипликатор показывает изменение объема выпуска при увеличении налоговых сборов:
За счет роста налогов потребление уменьшается на величину . За счет мультипликатора инвестиций реальный выпуск сократится на
Тогда налоговый мультипликатор равен
Знак "минус" перед формулой показывает, что за счет увеличения налогов национальный доход уменьшается. Соответственно, при уменьшении налоговых отчислений доход увеличивается.
Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов и соответственно к росту их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.
Следует учитывать, что собранные налоги идут на увеличение государственных расходов, что ведет к мультипликативному росту выпуска:
В итоге за счет одновременного увеличения государственных расходов и налогового бремени национальный доход изменяется следующим образом:
В случае, когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает на ту же величину. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице:
1-MPC)=
Можно сформулировать известную теорему Хаавельмо: увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для сбалансированного бюджета, вызовет рост дохода на ту же самую величину.
Таким образом, мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).
В условиях открытой экономики важной составляющей совокупного спроса становится чистый экспорт. Следовательно, изменения в стоимостных объемах чистого экспорта, аналогично изменениям внутренних расходов, должны оказывать мультиплицирующее действие на макроэкономическое равновесие. Однако, поскольку часть совокупных внутренних расходов переориентируется с отечественной продукции на импортную, степень участия страны в международной торговле товарами и услугами сказывается на величине мультипликатора.
Для определения величины мультипликатора в открытой экономике, необходимо рассмотреть, от каких факторов зависит величина чистого экспорта. С одной стороны, объем экспорта определяется спросом, предъявляемым на продукцию данной страны за рубежом, и поэтому не зависит от величины ее национального дохода. С другой стороны, на импортные товары тратится часть национального дохода, поэтому рост национального дохода страны увеличивает спрос на импорт. Величина национального дохода и объемы импорта связаны между собой показателем предельной склонности к импортированию.
Поэтому функцию истого экспорта можно представить в следующем виде:
Роль предельной склонности к импортированию в мультипликативном воздействии расходов на национальный доход аналогична роли предельной склонности к сбережению, поскольку и сбережения, и импорт являются "утечкой" из внутреннего потока расходов.
Используя основное макроэкономическое тождество можно получить мультипликатор расходов в открытой экономике:
Значение мультипликатора расходов в открытой экономике меньше, чем в закрытой, поскольку расходы на импорт, как и сбережения, "утекают" в качестве компонента совокупного спроса на ВВП. Таким образом, чем более открыта экономика и чем больше доля импортных товаров на внутреннем рынке, тем меньше мультипликативное воздействие изменения внутренних расходов на объемы производства и занятость.
Годы |
ВВП, млрд. руб. |
Прирост ВВП, млрд. руб |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
Акселератор |
Y |
ΔY |
I |
k=I/ΔY | |
1995 |
1 428 522.10 |
266 973.60 |
||
1996 |
2 007 825.10 |
579 303.00 |
375 958.10 |
0.65 |
1997 |
2 342 514.00 |
334 688.90 |
408 797.30 |
1.22 |
1998 |
2 629.62 |
287.11 |
407.09 |
1.42 |
1999 |
4 823.23 |
2 193.61 |
670.44 |
0.31 |
2000 |
7 305.65 |
2 482.42 |
1 165.23 |
0.47 |
2001 |
8 943.58 |
1 637.93 |
1 504.71 |
0.92 |
2002 |
10 819.21 |
1 875.63 |
1 762.41 |
0.94 |
2003 |
13 208.23 |
2 389.02 |
2 186.37 |
0.92 |
2004 |
17 027.19 |
3 818.96 |
2 865.01 |
0.75 |
2005 |
21 609.80 |
4 582.61 |
3 611.11 |
0.79 |
2006 |
26 917.20 |
5 307.40 |
4 730.02 |
0.89 |
2007 |
33 247.50 |
6 330.30 |
6 716.22 |
1.06 |
2008 |
41 276.80 |
8 029.30 |
8 781.62 |
1.09 |
2009 |
38 807.20 |
-2 469.60 |
7 976.01 |
-3.23 |
2010 |
45 172.70 |
6 365.50 |
9 152.10 |
1.44 |
2011 |
54 585.62 |
9 412.92 |
10 776.84 |
1.14 |
2012 |
62599,00 |
8013,38 |
12568,80 |
1,57 |
2013 |
66755,30 |
4156,30 |
13220,50 |
3,18 |
Информация о работе Действие мультипликатора-акселератора в России