Демонополизация экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и рассмотрение демонополизации экономики как условие создания эффективной экономики.
Задачи работы: изучить причины возникновения монополий, рассмотреть общие понятия монополий, сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России, изучить антимонопольную политику и рассмотреть наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕХАНИЗМ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 5
1.1 Возникновение и сущность несовершенной конкуренции 5
1.2 Виды монополий и формы монополистических объединений 8
1.3 Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы 12
2. МОНОПОЛИИ В РОССИИ. РОССИЙСКАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 16
2.1 История возникновения и развития монополии в России 16
2.2 Монополии в современной России 19
2.3 Демонополизация экономики России 22
3. СОВРЕМЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 28
3.1 Особенности антимонопольной политики развитых стран 28
3.2 Структура и деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России 31
3.3 Современная антимонопольная политика России 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

демонополизация экономики.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предпринимательская деятельность на товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли. Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели вступают в конкуренцию за рынок сбыта, заказы потребителей и поэтому стремятся улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки. Это становится движущей силой совершенствования производства, технического прогресса.

Вторая тенденция  заключается в стремлении предпринимателей, поставщиков договориться между собой о взаимовыгодном разделе рынка, условиях продажи, уровне цен, подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их и таким способом получить преимущество.

Первую тенденцию  государство должно поддерживать, второй – противодействовать, проводя антимонопольную политику в интересах расширения масштабов конкурентной среды.

Эта тема актуальна, так как в России существуют экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику.

Целью курсовой работы является изучение и рассмотрение демонополизации экономики как условие создания эффективной экономики.

Задачи работы: изучить причины возникновения  монополий, рассмотреть общие понятия монополий, сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России, изучить антимонопольную политику и рассмотреть наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.

Объектом исследования в работе, в целем, являются процесс демонополизации. А предметом более подробного рассмотрения – фирмы монополисты и методы государственного регулирования их деятельности.

Отношение общественности и государства к различным  формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно технического прогресса, так как нет конкуренции.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в  пользу монополий. Продукция монополистических  компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличения безработицы во время кризиса.

Но, учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются все-таки противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

 

1. МЕХАНИЗМ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ  КОНКУРЕНЦИИ

 

1.1 Возникновение  и сущность несовершенной конкуренции

 

 

Конкуренция, которая  в той или иной степени связана  с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.1

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Монополистическая конкуренция – тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой – схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т.е. возможность появления новых фирм. Олигополия – это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего.

Выдающийся  вклад в анализ рынка несовершенной  конкуренции внесли такие экономисты, как Антуан Курно, Эдвард Чемберлин, Джоан Робинсон, Джон Хикс и другие знаменитые ученые. Остановимся поподробнее  на содержании книг «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлина и «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон.

Одно из основных теоретических положений книги Э. Чемберлина состоит в том, что главным условием овладения рынка, сутью монополии, является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциацией продукта». Э. Чемберлин по этому поводу пишет: «Вместе с дифференциацией появляется монополия, и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более менее несовершенных заменителей». Исходя из этого, он полагает, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции». Рынки, на взгляд Э. Чемберлина, взаимосвязаны, поскольку на каждом из них независящие друг от друга продавцы вынуждены взаимодействовать для реализации близкой по своему назначению продукции. При этом ученый убежден, что «рынки в реальной действительности более менее несовершенны», а «наивное умозаключение, гласящее, что фактическим результатам свойственно «стремиться» к равновесию, не имеет под собой оснований». В результате каждый продавец рассматривается им в качестве монополиста, формирующего собственный круг покупателей, т.е. свой субрынок, за счет обладания своим «уникальным» товаром, и уровень «дифференциации продукта» которого отражает, в какой мере продавец регулирует цену и выступает на рынке монополистом. Это означает также, что реальный объем предложения товаров и услуг окажется меньше, а цены на них будут выше, чем в условиях «чистой» конкуренции. Монополия продавца на свой продукт и монополисты, конкурирующие между собой в условиях монополистической конкуренции, невозможны, по мысли Э. Чемберлина, без главного условия – дифференциации продукта.2

Главная идея книги Дж. Робинсон заключается в выявлении рыночных аспектов функционирования монополий, конкуренция в условиях существования которых, и между которыми, в связи с нарушением равновесия в экономике является, на ее взгляд, несовершенной (а по терминологии Э. Чемберлина – монополистической). Как и Э. Чемберлин, Дж. Робинсон ставит перед собой исходную задачу – выяснить механизм установления цен в ситуации, когда производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т.е. почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается купить товар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную прибыль. Но дальнейшие рассуждения автора во многом расходятся с логическими построениями Э. Чемберлина. В частности, если последний монополистическую конкуренцию увязывал с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии, то Дж. Робинсон, говоря о несовершенной конкуренции, видела в ней прежде всего нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и даже «эксплуатацию» наемного труда. В работе Дж. Робинсон можно выделить следующие основные положения. Во-первых, по убеждению Дж. Робинсон, в условиях совершенной конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации производства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и «поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли». Во-вторых, на взгляд Дж. Робинсон, кроме того, что монополия требует заметной обособленности продукции от «товаров-субститутов», говоря по-другому, дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в соответствии с которым «фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающими оптимальные». В-третьих, на монополизированном рынке с его несовершенной конкуренцией, как показала Дж. Робинсон, возможна ситуация, требующая выяснения, «каким будет количество покупаемой продукции, если рассматривать рынок, состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей». Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный покупатель, она назвала монопсонией, т.е. монополией покупателей. В-четвертых, завершая собственное теоретическое исследование, Дж. Робинсон приходит «…к заключению, что преобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства, и усиливается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие прежде конкурировавшие между собой фирмы», что увеличение размеров единицы управления обязательно способствует еще большей несправедливости в распределении богатства».

В итоге исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура3, должны быть положены следующие критерии:

  • количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
  • характер производимой продукции;
  • наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
  • степень контроля фирм над ценой.

В данной работе более подробно хотелось бы остановится  на таком типе несовершенной конкуренции, как монополия.

 

1.2 Виды монополий  и формы монополистических объединений

 

Что представляют собой монополия? Если обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.4

В переводе с  греческого языка слово «монополия»  означает «один продаю». В этом термине отражена самая существенная черта взаимодействия между участниками рынка.

Монополии различаются  по степени охвата рыночной экономики. Наибольшей степени охвата достигает абсолютная (полная) монополия, которая может распространяться на рыночные сделки в масштабе как отдельных частей рыночного пространства (местных и отраслевых рынков), так и всей страны.

B зависимости от характера  и причин возникновения монополии  делятся на легальные, административные, случайные, естественные и искусственные  (экономические).

1. Легальные (законные) монополии образуются на основании  принятых

государством законов. О принадлежности к легальным монополиям свидетельствуют торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать товар, услугу или фирму (другим лицам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки). К ним можно отнести ряд монополистических объединений:

  • к легальным относятся монополии, основанные на патентном праве. Патентом является свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Срок действия патента устанавливается национальным законодательством (как правило, 15–20 лет). Обладатель патента имеет право выдавать другим лицам разрешение на использование запатентованного изобретения. B этом случае он получает определенную долю дохода от использования его изобретения;
  • к легальным относятся также монополии, возникающие на основе авторского права, согласно которому интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или тиражировать свои произведения в течение всей своей жизни или какого-то периода.

2. Административные монополии  – это компании, которые создаются  по решению органов государственного  управления и, как правило,  подчиняются отраслевым министерствам.  Здесь, обычно, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйствующий субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управления экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

3. Случайные монополии возникают в результате временного превосходства спроса над предложением. Могут возникнуть когда на каком либо рынке временно оказывается один продавец какого либо товара.

4. Естественная монополия возникает в случае, если присутствие в отрасли одной компании экономически более выгодно для общества, чем наличие нескольких фирм. Естественные монополии в основном создают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). К ним также могут относиться отрасли хозяйства, имеющие особо важное стратегическое значение (железнодорожный транспорт, оборонно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве конкурирующих между собой фирм. Естественная монополия защищена от конкуренции государством.

5. Искусственные (экономические)  монополии возникают либо в  результате эффективной деятельности, либо в результате поглощения более мелких фирм в условиях конкуренции. Под этим условным названием имеется в виду объединение предприятий, которое не имеет юридической защиты от конкурентов. В целях получения собственных выгод такая монополия преднамеренно меняет структуру рынка:

  • создает барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
  • ограничивает аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  • создает очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
  • достигает большей эффективности производства за счет увеличения его масштабов;
  • «забивает» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Информация о работе Демонополизация экономики