Денежная система РФ: особенности и проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику.

Содержание

Введение 3
1.Денежная система и ее элементы.
1.1. Понятие и виды денежных систем. 4
1.2. Элементы денежной системы. 8
2. Денежная система РФ и ее регулирование.
2.1 Характеристика денежной системы. Принципы организации. 10
2.2 Государственное регулирование денежной системы. Правовые 12
основы денежной системы.
3. Денежная система РФ: особенности и проблемы развития.
3.1. Становление денежной системы России. 17
3.2. Особенности денежной системы России на современном этапе. 20
Заключение 25
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

денежные системмы.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. При этом описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам направляется в Правительство РФ в порядке предварительного информирования. Коммерческие банки также участвуют в эмиссионном процессе. Они выпускают безналичные деньги в процессе кредитования, а при погашении ссуды происходит изъятие денег из оборота.

 

 

2. Денежная система РФ и ее регулирование.

2.1 Характеристика  денежной системы. Принципы организации.

 

Любая денежная система основывается на нескольких основных принципах. Под  принципами организации денежной системы  понимаются основные правила, в соответствии с которыми осуществляется функционирование и регулирование денежной системы. Рассмотрим основополагающие принципы современной денежной системы, базирующейся на рыночных отношениях.

1) Одним из основных принципов организации денежной системы является наличие централизованного регулирования. Регулирование со стороны государства характерно как для рыночной, так и для административно-командной системы. Но при рыночной экономике помимо административных рычагов система подвергается воздействиям экономических реалий, что заставляет все финансовые механизмы оптимизировать свою работу.

2) Для денежных систем характерно прогнозирование и планирование денежного оборота. Она должна быть гибкой и соответствовать потребностям экономике: при росте объемов товаров и услуг денежная масса должна увеличиваться и наоборот.

3) Денежная эмиссия в современных условиях носит кредитный характер, то есть наличные и безналичные деньги появляются в обороте только в результате проведения банками кредитных операций. Кредитный характер денежной эмиссии обеспечивается следующими механизмами: центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, коммерческие банки, в свою очередь, под определенный процент, обеспечивающий прибыль, предоставляют кредиты предприятиям. Выдача кредитов происходит на условиях платности, срочности и возвратности предоставляемых ссуд. Гарантом возврата предоставленного кредита служат активы коммерческих организаций и предприятий. Денежная эмиссия подкреплена золотом, валютой, ценными бумагами и товарами. Таким образом, эмитированные денежные знаки обеспечены материальными активами.

4) Центральный банк подотчетен парламенту страны и не подчиняется правительству. Борьба с инфляцией является одной из основных задач центрального банка. Правительство, в силу возложенных на него задач, для финансирования различных программ может обращаться к центральному банку за дополнительными денежными средствами, которые не будут иметь материального подкрепления. Поэтому для сохранения стабильности денежной системы роль арбитра в возможных противоречиях центрального банка и правительства выполняет парламент государства.

5) Денежные средства предоставляются правительству только на условиях кредитования. Этот принцип предотвращает попытки правительства финансировать дефицит федерального и местных бюджетов за счет увеличения денежной массы. Центральный банк должен кредитовать правительство под обеспечение денежных знаков государственными товарно-материальными ценностями, недвижимостью, государственными ценными бумагами и т.д.

6) Государство обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и его элементами: пропорциями между объемами наличного и безналичного оборота.

7) На территории государства допускается функционирование только национальной валюты. Население может свободно обменивать национальную валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом.

8) Государством осуществляется регламентация обеспеченности денежных знаков, в частности устанавливается, какие виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной валюты, ценных бумаг и т.п. могут служить обеспечением денежной эмиссии.

9) Государством устанавливается структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается через установление пропорций между наличным и безналичным оборотом, с другой – через определение пропорций между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

10) Важным принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы все большее место в ней занимают различные формы безналичных расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные и материальные затраты.

11) Государством определяется и порядок установления курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам

2.2 Государственное  регулирование денежной системы.  Правовые    основы денежной  системы.

 

Правовые  основы функционирования денежной системы  в России определены Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»  от 10 июля 2002 г. №86-Ф3:

- официальной денежной единицей  в нашей стране является рубль; 

- соотношение  между рублем и золотом Законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ;

- исключительным  правом эмиссии наличных денег,  организации их обращения и  изъятия на территории РФ обладает  Банк России, он отвечает за  состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране;

- видами  денег, имеющими законную платежную  силу, являются банкноты и металлическая  монета, которые обеспечиваются  всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагам, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ;

- образцы  банкнот и монет утверждаются  Банком России;

- на территории  России функционируют наличные  деньги и безналичные деньги.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства:

- прогнозирование и организация  производства, перевозка и хранение  банкнот и монет, а также  создание их резервных фондов;

- установление  правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

- установление  признаков платежеспособности денежных  знаков и порядка замены поврежденных  банкнот и монет, а также  их уничтожения; 

- определение  порядка ведения кассовых операций.

С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое  на Банк России, осуществляется путем  использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.

Для осуществления  эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций и предприятий в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

Резервные фонды денежных билетов  и монет – это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, т.к. у них имеются операционные кассы. С июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан.

Центробанк РФ «пересчитал» рублевые банкноты, находившиеся в обращении  на 1 июля 2007 г. При этом доля 5000-рублевых купюр равна 22%, 1000-рублевых – 54%, достоинством 500 рублей - 18,5%, 100 рублей – 4,5%, 50 и 10 рублей -1% .

ЦБ РФ проинформировал об увеличении на 9,3% денежной массы в России за первые шесть месяцев текущего года до 1,75 трлн. руб. При этом прирост безналичных средств составил 8,5% (до 1,11 трлн. руб.), наличных 10,5% (до 0,64 трлн. руб.).

Денежная система любого государства  является объектом правового регулирования.

Конституция Российской Федерации  относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации. Следовательно, денежная система имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права.

Нормы финансового права детально фиксируют организацию денежной системы Российской Федерации. Кроме  того, с помощью норм финансового  права – о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка  обращения наличных денег, основ  организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нормальное функционирование.

Нормы гражданского права регулируют вопросы права собственности  на деньги (денежные знаки), порядок  расчетов при сделках гражданско-правового  характера.

Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.

Наконец, нормы уголовного права  предусматривают уголовную ответственность  за совершение преступлений, направленных против денежной системы (ранее это, в основном, фальшивомонетничество – изготовление или сбыт поддельных денег – ст. 186 УК РФ). В УК РФ, вступившем в действие с 1 января 1997 г., впервые введена ответственность за «Злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии)» – ст. 185.

Таким образом, к денежной системе  имеют непосредственное отношение  нормы многих отраслей права.

Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.

Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и  инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков  и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и другие), регулируются нормативными актами Банка России, издаваемыми на основе законодательства.

Переход Российской Федерации к  собственной денежной единице, неофициально именуемой российским рублем, занял около трех лет. Юридическое закрепление официальной денежной единицы РСФСР – рубля – произведено в декабре 1990 г. в законе «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» .

Денежные знаки российского  рубля были введены в обращение  позднее и поэтапно.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает  и проводит единую государственную  кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Право выбирать форму расчетов –  наличную или безналичную – принадлежит  заинтересованным предприятиям, учреждениям, другим организациям, гражданам. Только в специально предусмотренных законодательством  случаях форма расчетов должна быть четко определенной. Это, к примеру, выплата заработной платы, стипендий и пенсий, производимая в наличной форме.

Подчеркивая теснейшую связь обращения  наличных и безналичных денег, законодательство оперирует категорией «денежная масса». Денежная масса – это денежные знаки, находящиеся в обращении; денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан; другие безусловные денежные обязательства банков.

Банк России может устанавливать  ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ст. 43 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Денежная система  РФ: особенности и проблемы развития.

3.1. Становление  денежной системы России

 

XX век для России – это эпоха бумажных денег. В буквальном смысле Россия в начале ХХ произвела переход от золотых денег (XV-XIX века) к бумажным. Произошла трансформация денежной системы.

Одним из важнейших этапов развития денежной системы России были 20-е годы ХХ столетия. В этот период денежное обращение в нашей стране, так же как и в других странах - участницах первой мировой войны (кроме США), было дезорганизовано. В целях его нормализации правительства этих стран провели денежные реформы. Формы и методы проведения денежных реформ в нашей стране определялись предшествовавшими им изменениями в экономическом и политическом положении страны.

Нормализация денежного обращения  в СССР была достигнута благодаря осуществлению трех денежных реформ, две из которых были проведены в форме деноминации. В результате реформ 1922-1924 гг. изменились не только параметры денежного обращения, но и тип денежной системы. По сути, в СССР была введена золотодевизная форма золотого стандарта.

Информация о работе Денежная система РФ: особенности и проблемы развития