Денежная система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы заключаются в рассмотрении следующих вопросов:
Деньги: концепции возникновения, виды, функции
Рассмотрим концепции возникновения денег
Рассмотрим виды денег
Рассмотрим функции денег и их роль в рыночной экономике
Денежная система Республики Казахстан
Рассмотрим развитие денежной системы РК
Рассмотрим денежно-кредитную политику РК

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Денежная система Республики Казахстан организована в соответствии с Указом Президента Республики, имеющим  силу закона "О Национальном банке  Республики Казахстан" от 30 марта 1995 г. Указ устанавливает правовые основы и формы организации денежного обращения, включающие в себя

официальную   денежную   единицу,   порядок   чеканки   монет   и   эмиссии денежных знаков, организацию и регулирование  денежного обращения.

Важным количественным показателем денег является денежная масса.

Для анализа количественных изменений денежного обращения  на определённую дату и за определённый период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объёма денежной массы используются различные показатели, так называемые денежные агрегаты или параметры, группирующие различные платежные и расчетные средства по степени их ликвидности, причем каждый их последующий агрегат включает в себя предыдущий. То есть деньги образованы несколькими составляющими -денежными агрегатами, сумма которых составляет совокупную денежную массу.

В настоящее время  Национальный банк Казахстана выделяет четыре агрегата   денежной массы - МО, Ml, М2, МЗ:

Агрегат МО - это наличные деньги (банкноты и монеты в обращении и в кассах предприятий и организаций, казначейские билеты в отдельных странах), обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах (счетах "до востребования") в банках, другие чековые вклады, дорожные чеки, иногда -кредитные карточки.

Агрегат Ml - это деньги в более широком смысле слова, которые включают в себя все компоненты МО + срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках (как правило небольших размеров и до 4-х лет), а также краткосрочные государственные ценные бумаги. Последние не функционируют как средство обращения, однако, могут превратиться в наличные деньги. Сберегательные депозиты в коммерческих банках изымаются в любое время и превращаются в наличность.

Агрегат М2 включает в себя Ml + крупные срочные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в т.ч. коммерческие векселя, выписываемыми предприятиями.     Эта часть средств,  вложенная в ценные бумаги, создаётся не банковской системой, но находится под её контролем, поскольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т.е. гарантии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.

Агрегат МЗ включает в себя М2 + различные формы депозитов в крупных кредитных учреждениях.

Рассмотрим изменение  состава денежной массы в Республике Казахстан с 2003 г. по октябрь 2006 г. суммарная  денежная масса увеличилась по сравнению  с 2003 г. в 2,7 раза, причем в ее составе  не произошло значительных изменений. Рост денежной массы в целом и отдельных денежных агрегатов говорит о стабильном экономическом росте национальной экономики. Начиная с 2004 г. неуклонно снижается доля наличных денег, что говорит о возрастающем доверии населения к банковской сфере, так как часть средств переводится на депозиты в тенге и ин. Валюте (Ml и М2). Также это является следствием увеличения накоплений населения и стремления к сбережениям. Но в этом присутствует и отрицательный момент — снизилась доля депозитов в тенге (с 39% в 2005г. до 37% в 2006 г.) и увеличилась доля депозитов в ин. Валюте (с 71 % в 2005 г. до 74% в 2006 г.). Частично это объясняет колебание курса тенге по отношению к доллару и евро (как основной иностранной валюте на территории РК) в конце 2005-го - 2006 году.

Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит нарушение денежного обращения. Практика подсказывает, что равновесие наступает при М2 > Ml, оно укрепляется при М2 + МЗ > Ml. В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный.

При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.

В денежной системе Казахстана (на октябрь 2006 г.) наблюдается следующее  соотношение агрегатов: 478931 млн.тг (М2) > 749574 млн.тг (Ml) 1478931 млн.тг (М2)+1999223 млн.тг (МЗ) > 749574 млн.тг (Ml)

Показатели реального  ВВП и платежного баланса на 2008-2011 годы представлены в Таблице 1.

 

 

 

 

Таблица 1. Реальный ВВП и платежный баланс в 2008-2011 годах

 

2008

2009

2010

2011(за  первые 9 месяцев)

Инфляция, %

8,3

8,3-8,0

7,0-8,0

6,0-8,0

Официальная ставка рефинансирования, %

7,0

7,0

7,0

7,0

Денежная база, млрд. тенге

1995

2685

3069

3498

изменение в %

14,5

9,7

9,8

9,5

Денежная масса, млрд. тенге

7654

8373

9710

11766

изменение в %

16,9

10,5

10,7

9,9

Депозиты резидентов, млрд. тенге изменение в %

7666

8477

9396

10331

16,6

10,6

10,8

10,0

Кредиты экономике, млрд. тенге

7489

7489

8238

9062

изменение в %

-2,0

0,0

10,0

10,0

Уровень монетизации  экономики, %

45,3

45,6

46,0

46,2


 

Т.е. на данный момент проводимая Национальным банком РК денежно-кредитная  политика поддерживает стабильное положение  денежной системы. Далее    приведены    основные    направления    денежно-кредитной политики Национального банка проводимой в рассматриваемый период. 

2.2 Денежно-кредитная политика РК

В 2011 году Национальный Банк Республики Казахстан определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение стабильности цен и поддержание низкого уровня годовой инфляции, адекватного складывающимся макроэкономическим предпосылкам. Несмотря на то, что основной целью денежно-кредитной политики Национальный Банк Республики Казахстан определил стабильность цен, переход к принципам инфляционного таргетирования переносится на более длительные перспективы по мере повышения эффективности процентных ставок, как инструментов денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан. Будет продолжена работа по совершенствованию и повышению эффективности инструментов денежно-кредитной политики и дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка. По окончании действия установленного коридора колебаний обменного курса тенге Национальный Банк Республики Казахстан перейдет к режиму управляемого плавающего валютного курса. Это обусловлено стабильностью национальной валюты, чему способствует благоприятная ценовая конъюнктура на основные позиции казахстанского экспорта на мировых рынках и состояние платежного баланса. Фундаментальные предпосылки для девальвации тенге в среднесрочном периоде отсутствуют. Кроме того, при реализации 2 и 3 сценариев развития экономики ввиду положительного сальдо платежного баланса высока вероятность укрепления национальной валюты. При этом переход к режиму управляемого плавающего валютного курса не снимает обязательств Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению стабильности национальной валюты. Меры Национального Банка Республики Казахстан будут направлены на недопущение значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры. Национальный Банк Республики Казахстан будет стремиться к дальнейшему снижению своего участия на валютном рынке в целях повышения гибкости курса тенге. Процентная политика Национального Банка Республики Казахстан будет направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. При этом дальнейшая реализация процентной политики будет направлена на сужение коридора ставок. Основные усилия Национального Банка Республики Казахстан будут сосредоточены на более гибком регулировании нижней границы коридора ставок (ставки по депозитам банков, размещаемым в Национальном Банке Республики Казахстан), по которой осуществляется изъятие ликвидности банков. Кроме того, изменение нижней границы коридора ставок будет определяться динамикой прогнозируемой инфляции на среднесрочный период. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из текущей ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. В 2011 году Национальным Банком Республики Казахстан будет рассмотрен вопрос о дифференциации ставок по операциям Национального Банка Республики Казахстан в зависимости от сроков и условий. Основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся краткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке Республики Казахстан. Эмиссия краткосрочных нот будет также направлена на поддержание вторичного рынка государственных ценных бумаг, формирование кривой доходности по финансовым инструментам сроком до 1 года. В 2011 году ситуация с ликвидностью на денежном рынке кардинально не изменится. В связи с этим, сроки обращения краткосрочных нот предполагается сохранить на существующем уровне – 3 и 6 месяцев. При необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания краткосрочной ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими. При этом Национальный Банк Республики Казахстан не ожидает роста спроса на данные ресурсы. Также будет рассмотрена возможность предоставления ликвидности посредством проведения операций с международными финансовыми организациями. В целях повышения эффективности инструментов по регулированию ликвидности банков будет рассмотрена возможность возобновления проведения операций прямого и обратного РЕПО с банками в секторе автоматического РЕПО на Казахстанской фондовой бирже. В 2011 году Национальный Банк Республики Казахстан начнет работу по совершенствованию механизма минимальных резервных требований, повышению эффективности его применения, главным образом, в части изменения состава резервных активов. Будет рассмотрен вопрос исключения из базы резервных активов банка активов в иностранной валюте. В среднесрочной перспективе (в 2012-2013 годах) планируется также рассмотреть вопрос исключения из состава резервных активов наличных денег в кассах банков. Для недопущения значительного ухудшения ситуации с ликвидностью банков Национальный Банк Республики Казахстан может рассмотреть вопрос снижения нормативов минимальных резервных требований. Показатели реального ВВП и платежного баланса представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Реальный ВВП и платежный баланс на 2011 год

 

2011

 

35

65

80

Реальный рост ВВП, %

-0,5

3,1

4,7

Текущий счет, в % к ВВП

-7,2

0,9

1,6

Платежный баланс, в % к ВВП

-1,9

2,8

2,6


 

 Достижение цели  по инфляции в пределах 6-8% по  всем сценарным вариантам будет  обеспечиваться соответствующими мерами денежно-кредитной политики. Увеличение избыточного денежного предложения, которое может повлечь усиление инфляционного давления, будет сопровождаться ростом стерилизационных операций Национального Банка Республики Казахстан. Денежно-кредитная политика Республики Казахстан будет адекватна складывающимся макроэкономическим условиям. Денежное предложение в экономике будет сохраняться на уровне, соответствующем росту экономики. Денежно-кредитная политика Республики Казахстан будет создавать условия для решения проблемы восстановления кредитной активности путем гибкого регулирования ликвидности в банковском секторе. Вместе с тем, эффективность данных мер будет зависеть от структурных преобразований в банковском секторе. Денежно-кредитная политика Республики Казахстан, в том числе валютная политика, будет учитывать, как возможные экономические выгоды, так негативные последствия и риски для экономики Республики Казахстан, вытекающие из реализации договоренностей, достигнутых в рамках соглашений Единого экономического пространства. Денежно-кредитная политика Республики Казахстан будет способствовать выполнению прогнозов социально-экономического развития Республики Казахстан. В случае реализации более благоприятных сценариев развития экономики (2 и 3 сценарии) в 2011 году, денежно-кредитная политика в последующие годы будет осуществляться в рамках основных направлений, определенных настоящим документом. Основные параметры денежно-кредитной политики и платежного баланса, в том числе меры денежно-кредитной политики, на последующие годы будут уточнены по результатам 2011 года.

 

2.3 Основные направления развития денежно-кредитной политики РК до 2013 года

Сценарные варианты развития экономики Республики Казахстан  на 2011-2013 годы. Учитывая степень воздействия на экономику Республики Казахстан, ключевым критерием разделения на сценарные варианты при разработке денежно-кредитной политики на 2011-2013 годы был определен среднегодовой уровень мировых цен на нефть. Были рассмотрены три сценария развития макроэкономической ситуации, которые предполагают уровень цен на нефть в 35, 65 и 80 долларов США за баррель.  При реализации всех сценариев развития экономики Республики Казахстан в 2011-2013 году основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен, что предполагает удержание инфляции в коридоре 6,0-8,0%.

Прогноз реального ВВП  и показателей платежного баланса  в 2011-2013 годах по 3 сценариям представлены в Таблице 3.

 

Таблица 3. Прогноз реального ВВП и показателей платежного баланса в 2011-2013 годах по 3 сценариям

 

2011

2012

2013

 

35

65

80

35

65

80

35

65

80

Реальный рост ВВП, %

-0,5

3,1

4,7

0,9

3,3

4,9

1,9

3,5

5

Текущий счет, в % к ВВП

-7,2

0,9

1,6

-5,8

1,5

1,5

-4,7

1,9

1,4

Платежный баланс, в % к ВВП

-1,9

2,8

2,6

-0,4

1,9

1,8

-1,8

2,2

0,6


 При реализации первого сценария ожидается незначительное сокращение экономики Казахстана в 2011 году с последующим восстановлением реального роста экономики до 2% в 2013 году. В рамках данного сценария ожидается снижение деловой активности, сокращение совокупного спроса, ухудшение показателей платежного баланса и снижение денежного предложения.       Снижение спроса экономики на деньги будет сопровождаться сокращением денежного предложения в 2011 году. В 2012-2013 годах денежное предложение несколько увеличится, однако темпы его роста будут ограниченными. Развитие экономики по 1 сценарию представлено в Таблице 4.

Таблица 4. 1 сценарий

 

2010

2011

2012

2013

Инфляция, %

7,3

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Официальная ставка рефинансирования, %

7,0

6,0

6,0

6,0

Денежная база, млрд. тенге

2805

2563

2673

2821

изменение в %

14,5

-8,7

4,3

5,5

Денежная масса, млрд. тенге

8754

7910

8220

8652

изменение в %

16,9

-9,6

3,9

5,2

Депозиты резидентов, млрд. тенгеизменение в %

7666

6917

7198

7572

16,6

-9,8

4,1

5,2

Кредиты экономике, млрд. тенге

7489

7489

7564

7715

изменение в %

-2,0

0,0

1,0

2,0

Уровень монетизации  экономики, %

45,3

44,8

44,5

44,0

Информация о работе Денежная система Республики Казахстан