Денежное обращение и его законы. Деньги и цена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Существуют две концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционно-историческая. Первая объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, которые поняли, что для улучшения условий обмена необходимы специальные инструменты. Согласно второй, деньги появились в результате длительного исторического процесса развития экономического сотрудничества, как результат развития процесса обмена.
Целью работы является составление единого, общего представления о деньгах, роли в экономике и жизни каждого человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ…………………………………………………….4
1.1 Понятие денежного обращения………………………………………….5
1.2 История возникновения………………………………………………………7
РАЗДЕЛ 2. ЗАКОНЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.ДЕНЬГИ…………………….8
2.1 История денег ……………………………………………………………………..15
2.2 Основные функции денег……………………………………………………16
2.3 Виды денег…………………………………………………………………………..25
РАЗДЕЛ 3. ЦЕНА…………………………………………………………………………………..31
3.1 Понятие цены………………………………………………………………………32
3.2 Виды цен……………………………………………………………………………..34
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ, ПОЛИТ (2).docx

— 67.61 Кб (Скачать файл)

2.      одномесячные карточки - "Америкен экспресс", "Дайнерс клаб" - применяются для расчетов с туристическими фирмами. Эти карточки называются карточками "путешествий и увеселений". По ним лимит не устанавливается, но задолженность должна быть погашена в конце месяца;

3.      фирменные карточки выпускаются отдельными компаниями ("Америкен экспресс", "Барклейз кард", "Траст-кард"). С помощью этих карточек оплачиваются различные служебные расходы. Действуют по типу одномесячных;

4.      премиальные, или "золотые", кредитные карточки - "Амекс гоулд кард", "Гоулд Мастеркард", "Премьер кард Виза". Эти карточки выдаются только клиентам с высоким годовым доходом, аккуратно погашающим задолженность. Их преимущества состоят в следующем:

а) либо не имеют лимита, либо он очень высок;

б) дают право на кредит по льготной ставке;

в) клиент автоматически  приобретает солидную страховку от несчастных случаев (иногда на всю семью), может бронировать места в отелях.

Первые кредитные карточки как одиночное явление появились  еще до Первой мировой войне и были выпущены отелями, универмагами, нефтепромысловыми фирмами. В  50-60-х годах они использовались исключительно для удобства богатых покупателей, платежеспособность которых не вызывала сомнения. В 80-х годах кредитные карточки становятся в развитых странах массовым явлением. Например, в этот период в США приходилось в среднем по две кредитные карточки на одного гражданина. К карточкам, выпущенным отелями, универмагами, банками, добавились карточки кредитных компаний, которыми можно рассчитываться во время странствий и в местах отдыха. Это - "Америкен экспресс", "Дайнерс клаб", "Карт бланш", "Виза", "Еврокард".

Банковские счета (или  депозитные деньги) - это своеобразное средство отображения и контроля за  состоянием и движением средств (депозитов) владельца  денег, который передал их в банк. Счета делят на бессрочные и срочные. Средства с бессрочного счета (счет до востребования, текущего) их владелец может получить в любое время. Срочные счета становятся доступными вкладчикам, то есть они могут получить с них деньги, лишь через определенное время.

Иногда в экономической литературе и в текущих изданиях можно выделяют отдельно электронные деньги - это те самые депозитные деньги, использование которых основывается на электронной технике (ЭВМ). Она дает возможность переводить деньги и регистрировать информацию об их движении безбумажным способом. Они, собственно, не является самостоятельной формой денег.

Существует несколько  технологий, которые обеспечивают функционирование электронных денег. Технология "автоматизированной расчетной платы" представляет собой  сеть банков, связанных одним вычислительным центром. Технология "автоматизированный кассир" помогает без участия человека делать такие операции: получение денежной наличности, осуществление вкладов, перевод денег с одного счета на другой.[14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. Цена

3.1 Понятие цены

Категория цены представляет собой важнейший элемент рыночной системы хозяйствования. Понятие цены исторически формировалось параллельно развитию отношений обмена. Единого мнения в отношении определения цены не существует. Представители разных школ дают разные определения цены товара или услуги. В теории ценообразования известны два базовых направления: теория трудовой стоимости и теория предельной полезности. Представители каждого направления понимают категорию цены совершенно по-разному.

Цена - это денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Иногда дается такое определение цены: «Цена - это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель -продать». На бытовом уровне цена является очень широким понятием. Оно происходит от славянского корня «наказание», «возмездие». Цены, как правило, постоянно изменяются, однако их изменение не всегда указывает на изменение каких-либо характеристик продаваемого товара. Это может происходить потому, что условия хозяйствования продавца изменились. В цене как экономической категории происходит столкновение интересов продавцов и покупателей [11]

Давно известно, что продавец стремится подороже продать, а покупатель старается его подешевле купить. Процесс ценообразования является атрибутом именно сферы сбыта фирм. В условиях рыночной экономики механизм сбытовой деятельности существенно изменился по сравнению с плановой экономикой. Цена стала тем инструментом, использование которого может помочь фирмам достичь своих целей. Не всегда затраты предприятия, связанные с производством конкретного товара, могут быть реально оценены с помощью цены. Поэтому в данной ситуации фирмы часто компенсируют такое несоответствие другими механизмами (экономией на масштабах производства, премировании и т.д.)[11].

Цена как экономическая  категория является неотъемлемой частью экономического механизма как в рамках макроэкономики, так и на микроуровне. Цены в рамках народного хозяйства определяют уровень жизни населения, динамику развития отдельных отраслей, оказывают влияние на инвестиционный климат, способствуют перераспределению товарной массы и дохода. У каждой фирмы свои подходы к ценообразованию. В небольших по размеру фирмах вопросы ценообразования решаются в основном на высших уровнях управления. Крупные масштабы хозяйственной деятельности приводят к тому, что вопросами ценообразования гораздо эффективней становится заниматься в рамках специализированной службы. В то же время цели ценообразования устанавливаются органами высшего руководства.

В цене реализуются интересы всех участников рынка, поскольку цена служит средством для установления определенных отношений между продавцом и покупателем. Цена помогает созданию определенных представлений о товаре. Цены на товары влияют на все показатели деятельности предприятия: рентабельность, величину прибыли, производительность труда в стоимостном выражении, фондоотдачу, материалоотдачу.

Цена в рыночных условиях хозяйствования представляет собой  важнейшую характеристику товара на рынке наряду с качеством и  другими его свойствами. В рамках маркетинговой деятельности такой его элемент, как цена, способствует сосредоточению в фирме финансовых ресурсов. Через инструмент цен фирма регулирует их величину. Все остальные инструменты маркетинга связаны с расходованием финансовых ресурсов (как то реклама, маркетинговые исследования).Совершение покупки означает, что продавец и покупатель пришли к согласию.

 

4.2 Виды цен

В зависимости от признака, положенного в основу классификации, можно рассматривать различные  классификации цен.  
По характеру обслуживаемого оборота:  
- оптовые цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям или сбытовым организациям, обычно крупными партиями (оптом);  
- закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий или у фермеров; по характеру сделок их также можно отнести к оптовым ценам;  
- розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению;  
- сметная стоимость — цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);  
- цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (грузовые транспортные тарифы) и розничной (пассажирские тарифы). [13] 
По степени регулирования:  
- свободные цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения в соответствии с конъюнктурой рынка;  
- фиксированные цены или тарифы, устанавливаемые на определенном уровне;  
- регулируемые цены — цены, в отношении которых соответствующие государственные органы управления устанавливают какиелибо ограничения. Как правило, регулируемые цены устанавливаются государством на продукты, товары и тарифы социального назначения, допускаются изменения цен в некоторых пределах. Регулирование цен может также осуществляться с помощью установления предельного уровня рентабельности или предельных коэффициентов изменения цен;  
- гарантированные цены. Их поддержание обеспечивается государственным финансированием. В России с 1995 г. введены в дей-.ствие гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (в федеральный и региональный фонды), в тех случаях, когда свободные рыночные цены оказываются ниже уровня гарантированных;  
- рекомендуемые цены устанавливаются на важнейшие виды продукции; такая практика имеет место в некоторых западных странах. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендуемые;  
- залоговые цены выполняют функции минимальных гарантированных цен. Например, они защищают фермеров в США в условиях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке.  
По времени действия:  
- твердые {постоянные) цены, которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту, обычно в договоре делается оговорка: «цена твердая, изменению не подлежит»;  
- текущие цены, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка;  
- скользящие цены устанавливаются на изделия, требующие длительного срока изготовления. В договоре устанавливаются исходная цена И порядок внесения поправок в случае изменения ценообразующнх факторов (издержек производства) за период, необходимый для их изготовления. Эти виды цен широко используются в международной торговле. Возможен вариант, когда установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится; этот предел называется лимитом скольжения. Например, цена может быть пересмотрена не более чем на 20% от общей суммы затрат. Скольжение также может распространяться не на всю сумму затрат, а на определенные виды затрат, указанные в договоре;  
- сезонные цены действуют в течение определен ного периода времени;  
 
- ступенчатые цены представляют собой ряд последовательно снижающихся (повышающихся) цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале. [13] 
По формам продаж:  
- контрактные {договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон;  
- биржевые котировки — уровни цен товаров, реализуемых через биржу; биржа способствует формированию оптовых рыночных цен на массовые качественно однородные стандартизированные товары;  
- цены ярмарок и выставок (часто льготные);  
- аукционные цены отражают ход продаж на аукционе; могут быть открытые аукционные торги и тендерные;  
- трансфертные цены применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, входящих в одну ассоциацию.  
 
По степени обоснованности:  
- базисные цены применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия; они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными параметрами;  
- справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию пли при анализе уровней и соотношений цен;  
- прейскурантные цены представляют собой вид справочной цены и публикуются в прейскурантах фирм-продавцов;  
- расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам;  
- фактическая цена сделки учитывает применение различных надбавок и скидок к базисной цене.  
 
По условиям поставки и продажи, в том числе по способу отражения транспортных расходов:  
- цена-нетто — цена на месте купли-продажи;  
- цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условий страховки).  
Цены зависят от вида «франко» определяющего, кто несет основные транспортные расходы по доставке груза: покупатель или продавец. Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы. Например, «франко-вагон отправления» означает, что продавец берет на себе все транспортные расходы по доставке товара к железнодорожной станции и погрузке в вагон, а покупатель оплачивает перевозку по железной дороге и дальнейшие транспортные расходы; , • единая цена формируется для всех покупателей независимо от места их расположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок.[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и Предложения 

Деньги не были придуманные человечеством и не является продуктом создания государства, а появились стихийно как результат эволюционного развития товарного производства и обмена. Поэтому деньги нельзя волевым способом отменить там, где для их существования есть объективные предпосылки, как и нельзя ввести там, где таких предпосылок нет. Вместе с тем государства активно влияют на форму денег, с тем чтобы предоставить им тех признаков, которые делают деньги наиболее адекватными нуждам рынка.. Обмен с помощью денег имеет важные преимущества перед бартером (натуральным обменом): удешевляет, ускоряет, лучше гарантирует осуществление обменных операций, расширяет возможности выбора, снимает временные и территориальные ограничения, создает условия для общественного контроля и влияния на процессы обмена; все это оказывает содействие ускорению общественного воспроизведения. Деньги по своей сущности является особым товаром, который имеет свойству общего эквивалента — способность обмениваться на любой другой товар, общую потребительскую стоимость вместо специфической, присущий обычным товарам, является непосредственным носителем абстрактной ценности и общественного богатства.Стоимость денег как общего эквивалента формируется непосредственно в обращении вследствие обмена определенной массы реальных ценностей на определенную массу денег. В результате такого обмена каждая денежная единица становится для ее владельца носителем той массы стоимости, которую он отчудил в обмен на свои денежные доходы. Изменение такой стоимости денег способствует прежде всего изменением физического объема реальных благ, которые поступают в сферу реализации, и массы денег, которые обслуживает эту сферу. Первый из этих факторов влияет на стоимость денег прямо пропорционально, а второй - обратно пропорционально. Деньги прошли продолжительный и сложный путь развития от обычных товаров широкого потребления к современным электронным денег. Каждое изменение формы денег предопределялось более высоким уровнем развития общественного отношения и важным осложнением требований рынка к денежному эквиваленту. Переломным моментом в развитии форм денег постоянная демонетизация золота, вследствие которой закончилась эпоха полноценных денег и началась эпоха неполноценных денег. На сегодня неполноценные деньги полностью взяли на себя и успешно выполняют большинство денежных функций, прежде всего средства обращения, средства платежа и меры стоимости. Вместе с тем есть основания утверждать, что функцию средства накопления стоимости частично продолжает выполнять золото, о чем свидетельствует накопление больших запасов золота в государственной и частной собственности. Деньги в современной рыночной экономике выполняют пять функций: меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления стоимости, мировых денег. В функции меры стоимости деньги обеспечивают определение стоимости товаров через форму цены. В функции средства обращения деньги обслуживают реализацию товаров с немедленным возвращением владельцу эквивалентной стоимости. В функции средства платежа деньги обслуживают погашение долговых обязательств, которые возникают в процессе распределения и реализации стоимости. В функции мировых денег деньги обслуживают движение стоимости по каналам мирового рынка - ее измерения, распределение, реализацию и накопление. Роль денег является результатом их функционирования и оказывается в стимулирующем или тормозящем влиянии денег на определенные экономические процессы. Такое влияние обеспечивается самым наличием денег, благодаря чему все экономические субъекты функционируют в денежному (а не бартерному) среде, а также изменением количества денег в обороте. В первом случае роль денег заключается в том, что экономические субъекты поставлены в такие условия, которые побуждают их как производителей вырабатывать больше и с меньшими расходами, а как потребителей - тратить деньги экономнее и с наибольшим эффектом. Во втором случае роль денег оказывается в том, что увеличение или уменьшение массы денег увеличивает или уменьшает объем платежеспособного спроса, влияет на конъюнктуру рынка, на объемы производства и занятость.Высокий уровень развития современной рыночной экономики,  
осложненный активным регулятивным вмешательством государства во все ее процессы, обусловил широкую гамму сложных требований к денег, которым не могли отвечать никакие формы полноценных денег. Основными требованиями рынка к современным денег и адекватными им свойствами денег есть:

  • стабильность стоимости денег, которые заключается в постоянности уровня их покупательной способности относительно товаров и иностранной валюты;
  • экономичность денежного оборота, который проявляется в минимизации расходов общества на изготовление денег и обеспечение ими потребностей оборота;
  • продолжительность использование дензнаков, которые обеспечивается изготовлением дензнаков из сверхпрочной, износоустойчивой бумаги или металла;
  • однородность денег, когда все экземпляры имеющихся в обороте денег являются взаимозаменяемыми, имеют одинаковую способность к обмену, а соотношение их реальных ценностей отвечает соотношению их номиналов;
  • делимость, которая состоит в свободном распределении большей денежной купюры на меньшие знаки, которые необходимые для того, чтобы произвести любой платеж;
  • портативность, которая оказывается в высоком удобстве пользования деньгами в повседневной жизни. Обеспечить все эти свойства неполноценным деньгам - одно из самых сложных экономических задач современных государств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Деньги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

    2. Деньги // Российский энциклопедический словарь.

    3. Деньги // Экономический словарь.

   4. Банковское дело./ Под ред. В.И. Колесникова. - М.: Финансы и статистика, 1999.

   5."Денежное обращение  и банки" под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В.Толоконцевой.-изд. «Финансы и статистика». М. 2000 г.

   6. "Деньги и кредит" учебное пособие, А.Г.Мнацаканян, 2000 г.

   7.Деньги. Кредит. Банки,: Учебное пособие/ Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

  8.Общая теория денег  и кредита: Учебное пособие/ Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.

9. "Учебник по основам  экономической теории" В.Д. Камаев.- Изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана. "Владос", Москва, 1999

10.Финансы предприятий.: Учебное  пособие/ Под ред. Н.В. Колчиной, М.: Финансы, ЮНИТИ, 199.

   11.http://2fy.ru/node/5525

  12. http://www.nuru.ru/fin/004.htm

  13.http://www.costinfo.ru/cost-structure/price-kinds.php

  14.http://econom-zadachi.narod.ru/glava4/4.2/7.htm

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Денежное обращение и его законы. Деньги и цена