Денежное обращение и типы денежных систем. Денежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, опосредствляющее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка. В этой работе я расскажу о денежном обращении, типах денежных систем и денежной политики.
Денежная политика занимает важное место в жизни общества. Денежная политика является частью монетарной политики, куда помимо нее входят валютная и кредитная политика. Денежная политика нацелена на обеспечение экономического оборота достаточной и необходимой денежной массой.

Содержание

1. Деньги и денежное обращение
1.1. Деньги, их роль и функции -----------------------------------------------------6
1.2. Денежное обращение и виды денежного обращения ---------------10
1.3. Денежная масса: спрос и предложение ----------------------------------17
1.4. Количественная теория денег, уравнение обмена -------------------24
1.5. Предложение о постоянной скорости обращения денег -----------26
2. Денежные системы и типы денежных систем
2.1. Понятие денежной системы и ее элементы ----------------------------27
2.2. Типы денежных систем --------------------------------------------------------31
3. Денежная политика
3.1. Понятие денежной политики и ее инструменты -----------------------37
3.2. Денежная политика в Республике Беларусь ---------------------------44
Список использованной литературы --------------------------------------------50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

В середине 1999 г. Национальным банком была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты заинтересованных министерств, ученые по разработке Концепции валютной и денежно-кредитной политики на 1999-2000 гг. Данная концепция неоднократно обсуждалась в правительстве, с руководителями предприятий реального сектора и банков, затем дорабатывалась и в сентябре 1999 г. одобрена Президиумом Совета Министров и Правлением Национального банка Республики Беларусь.

При разработке Концепции авторы ставили на 2000 г. следующие задачи:

• обеспечить внутреннюю конвертируемость белорусского рубля и доступность валютных ресурсов, что подразумевает свободный обмен национальной и иностранной валюты по единому курсу;

• создать предпосылки для стабилизации инфляционной ситуации и, на этой основе, повышения реальных доходов населения;

• обеспечить поддержку экспортеров и наращивание экспорта продукции, что является важнейшей предпосылкой для увеличения валютных поступлений в республику, достижения устойчивого экономического роста.

Особое внимание разработчики Концепции уделили варианту политики «валютного управления», который применяется во многих странах с переходной экономикой, в частности в Прибалтийских государствах. Данный вариант предполагает:

• жесткую фиксацию курса национальной валюты к одной из твердых валют;

• осуществление денежной эмиссии исключительно путем покупки иностранной валюты. При этом операции Национального банка по покупке и продаже валюты должны осуществляться строго на рыночной основе. В частности, при превышении спроса на валюту над предложением Национальный банк будет вынужден продавать валюту, тем самым сжимая рублевую денежную массу;

• полный отказ от финансирования бюджетного дефицита как через предоставление прямых кредитов Национального банка, так и путем покупки ценных бумаг Правительства по «фиксированной» процентной ставке (заложенный в проекте бюджета на 2002 год дефицит в размере 344, 7 млрд. рублей продолжит провоцирование инфляции) ;

• резкое сокращение возможностей Национального банка но поддержанию ликвидности банковской системы, а также практически полный отказ от активной процентной политики (норма процента формируется под влиянием рыночных сил).

Кроме того, данный вариант привлекателен для многих стран с переходной экономикой еще и тем, что он обеспечивает максимальную транспарентность, простоту и стабильность механизмов денежно-кредитного и валютного регулирования, а также существенно повышает вероятность достижения соглашения с МВФ и получения его кредитов.

В 2000 году Национальным банком были разработаны Основные направления денежно-кредитной политики на 2000 г. Они согласованы с другими программными документами, определяющими социально-экономическую политику на текущий год, и содержат конкретные параметры и мероприятия денежно-кредитною и валютного регулирования, к которым относятся:

• проведение жесткой денежно-кредитной политики, предусматривающей осуществление ограниченной кредитной эмиссии, которая в полном объеме будет направляться на финансирование дефицита государственного бюджета;

• достижение положительного уровня процентных ставок по рублевым операциям в реальном выражении;

• ликвидация «множественности» обменных курсов белорусского рубля путем сближения его рыночных котировок и последующего перехода к «единому» валютному курсу (ориентировочно в III квартале 2000 г.), достижение «прозрачности» валютного рынка;

• наращивание золотовалютных резервов государства;

• совершенствование системы регулирования ликвидности банков, а также развитие платежной системы, освоение передовых банковских технологий и повышение надежности банков. 
Заключение.

В настоящее время денежно-кредитная сфера Республики Беларусь переживает не лучшие времена. Какие проблемы тормозят экономическое  развитие Беларуси?

Главная из них, из которой проистекают все другие, - крайне низкая эффективность экономики, вызванная отказом от кардинальных рыночных преобразований. Подтверждением этого является факт увеличения доли убыточных предприятий до 40% от общего числа функционирующих. А с учетом наличия около трери низкорентабельных предприятий  (в условиях среднемесячной инфляции в 3%) доля реально убыточных хозяйств превысила критическую величину, приближается к 70%. Средний уровень рентабельности прибыльного сектора снизился до 10%. Очевидно, экономика не распологает источниками для инвестиций.

За 2000 год прирост ВВП на 5,8% был обеспечен ростом задолженности экономики перед коммерческими банками страны в 3,3 раза. За восемь месяцев нынешнего года при росте ВВП на 3% долги экономики белорусским банкам приросли еще на 46% и составили на 1 сентября 2001 года 2,2 трлн. руб.

На начало 2001 года внешние  долги  белорусских предприятий превышали      1 трлн. руб. или около 1 млрд. долларов. Нашим предприятиям должны были около 350 млрд. руб. На долю России приходилось около 65% и 40% долгов соответственно. Белорусские предприятия имеют также проблемы с погашением внешних кредитов.

Прирост потребительских цен в 2000 году составил 108%, в текущем превысит 50%, в то время как в странах Балтии – менее 3%, Польши 10% , России – 20%.  Рост цен в 3-5% в год считается оптимальным. Рост цен свыше 25% в год делает экономику неустойчивой, влечет за собой утрату оборотного капитала, отток инвестиционного капитала из страны обесценивает денежные сбережения и накопления.

Выход из сложившейся ситуации – это смена методов регулирования денежной политики, решение экономических проблем без инфляционного «печатного станка», осуществление денежной эмиссии только путем покупки иностранной валюты.

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Макконелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л.,  “Экономикс” – М, “Республика”, 1992 год.
  2. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., “Курс экономической теории” – Киров, “АСА”, 1997 год.
  3. Сенчагов В., “Денежная масса и факторы ее формирования” // Вопросы Экономики – 1997 г. – №10 – с. 29-31, 40.
  4. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. - С.- Пб.: АОЗТ "Санкт-Петербург оркестр", 1994.
  5. Богданкевич С.А. На путях выхода республики Беларусь из экономического кризиса //Фiнансы.Улiк.Аудыт.-1994.- N5.- С. 20-24.
  6. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. -С.-Пб.: АОЗТ "Санкт-Петербург оркестр", 1994.

 


Информация о работе Денежное обращение и типы денежных систем. Денежная политика