Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование содержания, инструментов денежной кредитной политики в РФ.
В соответствии сданной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы сущности денежно-кредитной политики;
2) провести анализ денежно-кредитной политики в РФ в 1991 – 2009 г.г.
3) рассмотреть направления денежно-кредитной политики на 2010 – 2012 г.г.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы сущности денежно-кредитной политики 5
1. 1.Понятие денежно-кредитной политики, ее цели и задачи 5
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики 9
1.3. Законодательные аспекты проведения денежно-кредитной политики 10
2. Анализ основных направлений денежно-кредитной политики РФ в 1991 – 2009 г.г. 14
2.1. Проблемы регулирования денежно-кредитной сферы в 90-е годы ХХ века 14
2.2. Денежно-кредитная полтика в РФ на современном этапе 18
3. Основные направления денежно-кредитной политики на 2010- 2012 г.г. 22
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание работы

 

Введение

1. Теоретические основы сущности денежно-кредитной политики

1. 1.Понятие денежно-кредитной политики, ее цели и задачи

1.2. Инструменты денежно-кредитной политики

1.3. Законодательные аспекты проведения денежно-кредитной политики

2. Анализ основных направлений денежно-кредитной политики РФ в 1991 – 2009 г.г.

2.1. Проблемы регулирования денежно-кредитной сферы в 90-е годы ХХ века

2.2. Денежно-кредитная полтика в РФ на современном этапе

3. Основные направления денежно-кредитной политики на 2010- 2012 г.г.

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

 

На сегодняшний день рыночная система хозяйствования большинством экономистов признана лучшим способом организации альтернативного использования ресурсов. Саморегулирующийся рыночный механизм обеспечивает эффективное функционирование экономики. Попытки вмешаться в саму его сущность, как правило, ни к чему хорошему  не приводили и приходилось возвращаться к упущенной стадии развития экономики.

Несомненно, с развитием общества рынок приобретает все новые черты, экономика поднимается на более высокий уровень. Но также, со временем, проявляются все новые негативные стороны рынка, в крайних случаях которые выражены в кризисах. Во время обострения противоречий классической, развитой рыночной экономики (Первая мировая война, Великая депрессия и т. д.) в экономической науке возник тезис о «провалах рынка». Речь идет о тех экономических функциях, которые рынок не может выполнить или выполняет с большими потерями для общества, Человека и природы. При этом действие рыночного механизма не отвергается, но выделяются его слабые стороны.

На сегодняшний день очевидно, что без помощи государства невозможно решить все проблемы, связанные с негативными чертами рынка. Однако, вопрос о степени вмешательство государства в экономику до сих пор является дискуссионным. Вопросы о роли и векторе ответственности государства в экономике продолжает оставаться предметом острых политических дебатов и общественных дискуссий.

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Пи этом, важной формой участия государства в регулировании рыночного процесса является денежно-кредитная политика.

Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой стратегии экономической политики.

При этом, по мере развития рыночных процессов в экономике России, одной из дискуссионных проблем стал выбор инструментов  кредитно-денежной политики. Особенно ее актуальность возрастает во время кризисных проявлений в развитии экономики.

Целью данной работы является исследование содержания, инструментов денежной кредитной политики в РФ.

В соответствии сданной целью необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические основы сущности денежно-кредитной политики;

2) провести анализ денежно-кредитной политики в РФ в 1991 – 2009 г.г.

3) рассмотреть направления денежно-кредитной политики на 2010 – 2012 г.г.

В работе применялись экономико-статистический, абстрактно-логический, монографический методы исследования, метод анализа и синтеза.

Источники информационных материалов для исследования: нормативно-законодательные акты, учебная литература, монографии, статьи, электронные ресурсы.

 

 


1. Теоретические основы сущности денежно-кредитной политики

1. 1.Понятие денежно-кредитной политики, ее цели и задачи

 

Прежде всего отметим, что само понятие денежно-кредитная политика включает в себя две составляющие: «денежная» и «кредитная». Соответственно, на наш взгляд, здесь вполне явным является тот факт, что денежно-кредитная политика подразумевает под собой регулирование и воздействие на денежно-кредитную сферу, на денежный рынок и кредитную систему. Между тем, как отмечает, например, Г.Я. Гейвандова, денежно-кредитная сфера России часто оценивается лишь в контексте функционирования банковской системы. Конечно, банковская система – основа денежно-кредитной сферы России, но отнюдь не единственная ее часть. Государственное регулирование денежной и кредитной сферы России не может отождествляться лишь с регулированием банковской деятельности, в понимании которой также сохраняются ряд дискуссионных и нерешенных проблем. Гейвандов отмечает, что денежная и кредитная сфера включает более широкий спектр институтов и организаций, действующих на денежно-кредитном рынке. Основным отличительным признаком данных институтов является объект их деятельности, а именно: деньги, организация их обращения, инвестиции, кредитование денежных средств и т.п. [15. - С. 38].

Если обратиться к экономической мысли в области экономической теории, то здесь, в первую очередь на первое место ставится денежная политика. Во многом это объясняется и различным толкованием денежного рынка.

Достаточно распространенным подходом является толкование денежного рынка как части финансового рынка. Однако, достаточно дискуссионным остается вопрос о структуре финансового рынка. Одни авторы подразделяют его на рынок капитала и денежный рынок, другие кроме денежного рынка выделяют рынок ценных бумаг, третьи признают все три данные элемента. Другие экономисты выделяют следующие структурные элементы денежного рынка:

1. Рынок краткосрочных ценных бумаг

2. Рынок межбанковских кредитов

3. Рынок евровалют

На наш взгляд, в данном случае денежный рынок отождествляется с финансовым, понятие которого является более широким.

Также можно встретить и следующее определение денежного рынка: «Денежный рынок - часть рынка ссудных капиталов, где осуществляются преимущественно краткосрочные (от одного дня до одного года) депозитные-ссудные операции, обслуживающие главным образом движение оборотного капитала фирм, краткосрочных ресурсов банков, учреждений, государства и частных лиц» [9. – С. 124]. Соответственно, инструментами денежного рынка есть векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепта. Его основные институты - банки, учетные учреждения, брокерские и дилерские фирмы. По источники ресурсов правят средства, привлеченные банковской системой. Основными заемщиками являются фирмы, кредитно-финансовые институты, государство, население.

В наиболее общем виде под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.

Традиционно, как отмечается, например, у В.И.Видяпина, А.И. Добрынина, основной целью денежно-кредитной политики считается организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции [13. – С. 531]. Безусловно, на наш взгляд, данная цель достаточно абстрактна и практически недостижима в определенных ее проявлениях. Так, например, всегда будет присутствовать определенный уровень безработицы.

Более применимо к реалиям рыночной экономики цель кредитно-бюджетной политики представлена у В.Д. Камаева. Он отмечает, что главной целью денежно-кредитной политики является достижение поставленных экономической политикой государства макроэкономических целей: обеспечение устойчивого роста объема производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения [12. – С. 352]

Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и реальные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, которые находятся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

Государство и его монетарные органы каждодневно ведут работу, воздействуя на формирование объема и структуры денежной массы. Такая работа ведется по-разному в зависимости от того, насколько значительными представляются средства денежно-кредитной политики. Многое объясняется тем, какова концептуальная исходная позиция экономической политики.

В современных условиях противостоят друг другу два теоретических подхода в теории денег: кейнсианский и монетаристский.

И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основе денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — само предложение денег.

На наш взгляд, на основе отечественно учебной литературы и других источников, наиболее часто авторы придерживаются именно монетаристской концепции, уделяя больше внимания на воздействие на предложение денег. Соответственно, денежно-кредитная политика полностью отождествляется с монетарной, где в самом понятии в основу заложено регулирование денежного обращения.

Что касается субъекта денежно-кредитной политики, то здесь одни авторы, например В.И. Видяпин выделяет только Центральный банк, другие же в качестве субъектов указывают и коммерческие банки [13. – С.532].

На наш взгляд, в качестве субъектов денежно-кредитной политики целесообразно выделить Правительство РФ и Центральный Банк.

Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора.

В современных банковских системах ЦБ занимает особое место. Он является органом государственного регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В ЦБ хранятся золото-валютные резервы страны. ЦБ осуществляет руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правительственных органов, обязательные резервы коммерческих банков.

Таким образом, денежно-кредитная политика представляет собой регулирование денежно-кредитной сферы страны с использованием различных инструментов. Целью денежно-кредитной политики является достижение и поддержание на необходимом уровне макроэкономических показателей.

Безусловно, в зависимости от текущего экономического состояния денежно-кредитной сферы и всей экономики в целом будут применяться различные инструменты.

 

 

 

 

1.2. Инструменты денежно-кредитной политики

 

В мировой экономической практике используются следующие инструменты денежно-кредитной политики [11. – С. 124 - 125]:

1. Операции на открытом рынке, являющиеся самым основным инструментом в мировой практике, и влияющие на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов (купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Если ЦБ продает ценные бумаги на открытом рынке, а комбанки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк представляет им дополнительные ресурсы.

2. Девизные операции, то есть покупка и продажа Центральным банком иностранной валюты для поддержания курса национальной валюты и предотвращения его резких колебаний, противодействия спекулятивным настроениям участников рынка.

3. Депозитные операции, которые также используются для изъятия излишней ликвидности комбанка.

4. Политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка. Предоставление кредитов происходит по ставке рефинансирования. Повышение ставку по учетно-ссудным операциям призвано ограничить темпы роста инфляции путем «сжатия» денежной массы, находящейся в обращении. Регулирование с помощью политики учетной ставки имеет определенные границы. Действенность этой операции может снижаться, если активность банков-заказчиков невелика. Это может происходить в тех случаях, когда деловые банки сами обладают солидными резервами и относительно редко обращаются за дополнительными кредитными ресурсами в ЦБ.

5. Изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена «на счетах Центрального банка и не может быть использована коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращается денежная масса в обращении.

В условиях современного кризиса Банк России активно использует инструменты по сдерживанию прироста денежной массы.

Проведение экономической политики с помощью финансового или кредитного механизма выдвигает перед экономистами важный вопрос: в какой ситуации является более оптимальным тот или иной вариант? Актуален и другой аспект: какое соотношение финансовых и кредитных мер разумно практиковать в экономике?

Итак, объективная реальность такова, что экономическая политика должна решать одновременно несколько задач, являющихся не только взаимно соответствующими, но и состоящих в противоречии друг с другом. Именно поэтому государство вынуждено использовать инструменты (финансовые, денежно-кредитные), которые также не всегда легко сочетаемы, а порой противоречивы. В этом и проявляется закономерность усложняющегося характера государственного регулирования.

 

1.3. Законодательные аспекты проведения денежно-кредитной политики

 

Конституция России и федеральное законодательство упоминают о «финансовом, валютном, кредитном регулировании», «финансовой и кредитной политике», «кредитной и денежной политике», «денежно-кредитной системе», «денежно-кредитной политике», «денежно-кредитном регулировании», однако, не раскрывают содержание этих понятий (ст. 71, 114 Конституции РФ, Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)»). Отсутствует в законодательстве и единый подход к определению сущности государственного регулирования денежной и кредитной сферы.

При этом, например, значительные объемы денежных и кредитных операций совершаются на фондовых биржах. Они не только непосредственным образом влияют на состояние денежно-кредитной сферы, но и являются ее составной частью. Свидетельством тому законодательное определение фондовой биржи как организатора торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающего деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств - клирингу (ст. 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»). Регулирование деятельности фондовых бирж и иных профессиональных участников рынка ценных бумаг, включая кредитные организации, в соответствии со ст. 39 вышеназванного федерального закона осуществляется уже не Банком России и не Правительством РФ, а Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) либо уполномоченными ею органами. [7].

Не менее важным направлением государственной регулирующей деятельности в денежно-кредитной сфере является денежная эмиссия. По Конституции России исключительным правом на денежную эмиссию в России наделен Банк России. Причем Конституция России не ограничивает исключительных прав Банка России эмиссией только банкнот или монеты. Однако, вопреки Конституции России, Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» такое ограничение устанавливает, сводя эмиссионные полномочия Банка России лишь к выпуску в обращение банкнот и монеты. В результате созданы предпосылки для утверждения, будто Банк России вовсе не является единственным банком, выпускающим деньги в обращение. Более того, делается вывод, что любой коммерческий банк может выпускать и выпускает свои деньги. В качестве одного из способов безналичной денежной эмиссии кредитными организациями в экономической литературе обычно упоминается использование так называемого мультипликатора [8].

Представление о содержании денежно-кредитной сферы России было бы не полным без упоминания о платежно-расчетной системе. Банковское законодательство предполагает, что безналичные расчеты в России осуществляются в рамках банковской системы. Однако, начиная с 1999 года, с принятием Федерального закона от 17 июля 1999 г. «О почтовой связи» безналичные расчеты в России могут осуществляться и вне банковской системы, например, через федеральную систему почтовой связи [8].

Таким образом, наиболее общие полномочия и ответственность за состояние денежно-кредитной сферы возложены на федеральные органы государственной власти (Президент России, Федеральное Собрание России, Правительство России, Банк России). Что же касается непосредственного регулирования деятельности субъектов денежно-кредитных отношений, то часть таких полномочий возлагается либо на Правительство РФ, либо на Банк России, а другая часть полномочий должна иметь совместный для Правительства России и Банка России характер.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Законодательной базой, регламентирующей основные принципы осуществления безналичных и наличных расчетов в России, можно считать:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 27 июня 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

- Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета Директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40;

- Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14- П;

- Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 2-П.

В настоящее время, в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса государственное регулирование денежно-кредитной сферы имеет особое значения для «сглаживания» его негативного влияния.

Таким образом, не существует единого подхода к определению содержания денежно-кредитной ни в экономической литературе, ни в законодательстве РФ. Во многом это объясняется тем, что не выработана единая позиция к выделению элементов денежно-кредитной сферы. Также достаточно дискуссионным вопросом остается вопрос, касающийся инструментов денежно-кредитной политики. Политики и экономисты отдают приоритет различным путям воздействия на денежно-кредитную сферу с целью влияния на макроэкономические показатели.


2. Анализ основных направлений денежно-кредитной политики РФ в 1991 – 2009 г.г.

2.1. Проблемы регулирования денежно-кредитной сферы в 90-е годы ХХ века

 

Одной из важнейших проблем с момента начала перехода к рыночной экономки стала проблема влияние государства на различные сферы общественной и экономической жизни страны. Безусловно, в условиях роста инфляции, формировании новых кредитных институтов важным вопросом явилось определение направлений денежно-кредитной политики.

В середине 1992 г. Центральный банк России совместно с  правительством объявил главной целью  денежно-кредитной  политики  подавление инфляции и начал проводить жесткую  политику  сжатия  денежной  массы. Однако уже к середине 1995 г. стало очевидно, в том  числе и для самого Центрального банка, что она малоэффективна. Несмотря  на то что удалось обеспечить последовательное замедление интенсивности инфляционных  процессов (так, в 1992 г. среднемесячные темпы инфляции составили 31 %, в 1993  г.  —  21,  в 1994 г. — 10 %), в 1995 г. обозначилось  отставание  снижения  инфляции от намеченных ориентиров[7. – С. 244].

Центральный банк России вынужден был признать ограниченные возможности подавления инфляции с помощью денежно-кредитной  политики. Сжатие общей денежной массы протекало главным образом в производственной сфере и  влияло скорее на структуру совокупного спроса, а не на его величину. Сокращение спроса домашних хозяйств на конечную продукцию отечественного производства компенсировалось его быстрым увеличением и в спекулятивной сфере, и в связанной с ней сфере импортных операций. Продолжающийся переток денег из производственной сферы в спекулятивную вызывал ускорение оборота денег (в 1995 г. среднегодовая скорость обращения денег составляла 10,4 оборота, в то время как в развитых  странах она не превышала 2 оборотов) и соответственно обесценивал антиинфляционный эффект сжатия  денежной  массы [7. – С. 244].

Параллельно нарастала инфляция издержек в производственном секторе как вследствие опережающего роста цен на продукцию естественных монополий, так и вследствие неудержимого стремления предприятий перенести издержки кризиса ликвидности, удорожание оборотного  капитала, пользование вынужденным коммерческим кредитом на покупателя. Спросовые ограничения, обусловленные сжатием денежной массы, снизили первую очередь темпы роста цен производителей потребительских товаров.

Подавление инфляции путем сжатия денежной массы и перемещение ее в спекулятивную сферу из-за ее сверхдоходности привели к обезденежью реального сектора экономики, следствием которого стали кризис неплатежей  и бюджетный кризис.

Таким образом, проводимая в условиях дезинтеграции экономики  политика сжатия денежной массы не привела к достижению главной цели  —  подавлению инфляции. Ограничения совокупного спроса на фоне спада в  реальном секторе экономики продолжали воспроизводить уже сложившиеся макроэкономические пропорции, однако каждый раз на более низком по сравнению с предшествующим периодом уровне.

Тем не менее в 1995—1996  гг. Центральный банк России продолжал осуществлять умеренно-жесткую денежно-кредитную политику, осуществляя стабилизацию на денежной основе.

В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики Центральный банк России выбрал достаточно широкий агрегат М2, включающий наличные деньги в обращении вне банковской системы, а также безналичные средства (депозиты до востребования, срочные и сберегательные).

Для контроля за ростом денежной массы в  1995 г. были установлены предельные размеры чистых внутренних активов денежно-кредитных органов, предельные размеры чистых требований денежно-кредитной  системы к правительству, а также определены целевые показатели по объему чистых международных резервов. С 1996 г. операционная процедура  денежно-кредитной политики  Центрального банка России основывалась на контроле целевых показателей денежной базы в широком определении (наличные деньги  в обращении, в кассах коммерческих банков, средства в фонде обязательных резервов и остатки на корреспондентских счетах банков). Считая стабильными значение денежного мультипликатора и долю наличных денег в обращении, Центральный банк фактически свел  процедуру к регулированию банковской ликвидности. Действия в отношении процентных ставок сводились к  поддержанию их стабильности.

В 1996 г. впервые с начала экономических реформ инфляция снизилась при росте реальной денежной массы: при увеличении потребительских цен на 21,8% за год денежная масса М2 выросла на 33,7%, или на 11,9% в реальном выражении. Второй особенностью в 1996 г. стало первое за время реформ снижение скорости обращения денег. Так, если в 1993, 1994 и 1995 гг. среднегодовая скорость обращения  М2 составляла соответственно 8; 9,6 и

10,4, то в 1996  г. она  понизилась до 8,7%. Среднесрочное снижение скорости обращения денег Центральный  банк расценил как увеличение насыщенности экономики деньгами и считал наиболее существенным изменением состояния денежной сферы 1996 г.

В 1997 г. сохранялись целом тенденции предыдущего года: реальное увеличение денежной массы, снижение скорости ее обращения. Центральный  банк России считал, что вероятность того, что ускоренный темп роста денежной массы приведет к увеличению темпов инфляции, очень мала. Однако в 1997 г.произошли неблагоприятные изменения в структуре  денежной  массы:  повысился удельный вес наличных денег, который к концу 1997 г. колебался в диапазоне 35—37%. Это свидетельствовало о примитивизации экономических отношений и об ограниченных  возможностях денежно-кредитной системы, направленной насоздание условий экономического роста .

Активная денежная политика, проводимая Центральным банком России, позволила существенно снизить размеры инфляции, однако финансовая стабилизация носила поверхностный характер. Расширение  денежной массы, базирующееся на широком притоке средств нерезидентов, создавало принципиально неустойчивое равновесие на финансовом рынке, поскольку приток иностранных капиталов в условиях депрессивной экономики имеет спекулятивную основу, требует доходности,подвержен  малейшим  конъюнктурным  колебаниям, которые могут привести к массовому оттоку средств. Осенний кризис 1997 г. обнаружил все негативные последствия усиления зависимости национальной денежно-кредитной системы от средств нерезидентов.

таким образом, внутренне противоречивая денежно-кредитная политика, проводимая в 1997 г., базировалась на широком притоке средств нерезидентов при снижении процентных ставок и доходности  государственных ценных бумаг. Бюджетный кризис в совокупности с мировым финансовым кризисом взорвали к августу 1998 г. всю финансовую систему России.

Кризис 1998 г., как и любой  экономический  кризис, обнажил  все накопившиеся в экономике диспропорции, насильственно заставил всерьез заняться качественной реструктуризацией банковской системы. Вместе с тем он в очередной раз подтвердил значение денег в экономике и тот факт, что регулирование денежного сектора должно осуществляться с учетом  реальных экономических условий, основываться на глубоком понимании взаимосвязей,  на поиске и разработке адекватных  методов  и  инструментов  денежно-кредитной политики.

Таким образом, проводимая в 90-е годы денежно-кредитной политика базировалась на монетаристской концепции. При этом, общепризнанным является тот факт, что данная политика была сравнительно провальной. Однако, в настоящее время многие экономисты признают, что некоторые меры были вынужденными и необходимыми. Особенно данная позиция укрепилась после смерти Е.Гайдара.

 

2.2. Денежно-кредитная полтика в РФ на современном этапе

 

Как уже указывалось, в настоящее время регулирование денежного обращения в РФ возложено на Банк России. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Примером могут служить депозитные операции этого банка, которые осуществляются с 1997 г. Свободные средства коммерческих банков принимались в депозит в январе-сентябре 1999 г. по фиксированной ставке - от 0,6 до 28 % годовых (средневзвешенная ставка составила 18,02% годовых). В 1999 г. депозитные операции осуществлялись на стандартных условиях на один день, на одну неделю, на дне недели. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки [19].

Финансовый кризис 1998 г. сопровождался сбросом государственных ценных бумаг нерезидентами, их уходом с российского рынка ценных бумаг. Чтобы удержать нерезидентов, Банк России увеличивал доходность государственных ценных бумаг, повышая ставки рефинансирования, что в свою очередь привело к росту расходов по обслуживанию государственного долга и в конечном счете к краху пирамиды государственных ценных бумаг. Выпуск ГКО и ОФЗ был приостановлен в июле 1998 г. и возобновлен в декабре 1999 г.[19]

Привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок Банку России позволяют депозитные операции. В 1999 г. Банк России начал привлекать денежные средства банков РФ на более длительные сроки - на 1 - 3 месяца.

Банк России устанавливал минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок. Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели - предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.

Для наглядности представим на графике прирост денежной массы, начиная с 1997 г. по 2009 г. (рис. 2.1) [19].

Рис. 2.1 – Динамика размера денежной массы (М2) в России за 1997 – 2009 г.г.

Таким образом, на рис. 2.1. видно, что начиная с 2000 г. происходит резкий прирост денежной массы, имеющий наибольшее значение с2006 по 2008 г.г. Однако, в 2009 г. впервые, начиная с 1997 г.происходит снижение денежной массы. Безусловно, причиной этого явился современный финансовый кризис.

На протяжении 2009 г. в обращении находилось намного меньше наличных денег по сравнению с 2008 г. в связи с определенным спадом объемов производствам в экономике. Хотя, в конце 2009 г. наметились уже позитивные тенденции (Рис. 2.2, 2.3 Приложение 1) [19].

Одной из основных целей денежно-кредитной политики после кризиса 1998 г. является снижение инфляции и удержание ее на низком уровне. Воздействие на инфляцию осуществлялось Банком России посредством комбинирования политики управляемого плавающего валютного курса, процентной политики и операций на открытом рынке денежного предложения.

В целом, можно выделить следующие макроэкономические задачи, которые стоят в настоящее время перед правительством РФ и Центральным банком:

                    преодоление экономического спада;

                    удержание инфляции в допустимых рамках (менее 15%);

                    стабилизация курса рубля и платежного баланса;

                    поддержка уровня жизни населения;

                    ограничение безработицы;

                    стабилизация состояния банковской системы;

                    поддержка минимального уровня кредитования реального сектора.

Кризисные явления оказали негативное влияние на всю экономику России в целом. Если раньше основной задачей денежной политики в целом было снижение инфляции, то в условиях кризиса – преодоление нестабильности.

В данном случае Центральный Банк и Правительство РФ принимают меры по сдерживанию прироста денежной массы. При этом, первоочередной на самых ранних этапах преодоления кризиса была признана процентная политика Центрального Банка. Важной задачей процентной политики является постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка.

С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России активно использует операции по рефинансированию банков.

В условиях кризиса Банк России активно использует инструменты по сдерживанию прироста денежной массы. Среди этих мер – повышение ставки рефинансирования и повышение резервных требований.

Повышение процентных ставок и банковских нормативов по обязательному резервированию приведет к сокращению спроса на деньги и, в конечном счете, снижению инфляции в РФ.

Банк России фактически определяет стоимость денег в экономике своими ставками рефинансирования. Политика «дешевых» денег сменилась на политику «дорогих денег». Реализация политики «дорогих» денег включает в себя повышение (или неснижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия реализации данной политики будут различными. 

Таким образом, ключевой составляющей политики по управлению денежной массой в экономике в условиях кризиса выступает политика процентных ставок. Однако, политика высоких процентных ставок со стороны некоторых специалистов подвергается критике. Так, например, существует мнение, что либеральная версия политики высоких процентных ставок в ближайшее время столкнется с очевидными последствиями — расширением применения «денежных суррогатов» в расчетах между предприятиями (распространением вексельного обращения, бартера, а также ростом неплатежей). Реальный сектор пока масштабно не откликнулся на данную политику увеличением «плохих» долгов, поскольку все еще действуют ожидания финансовой помощи со стороны государства. Если такой помощи не последует, а процентные ставки останутся на текущем высоком уровне, то рост просроченной задолженности, а также недостаток оборотных средств усилят спад производства.

 

 


3. Основные направления денежно-кредитной политики на 2010- 2012 г.г.

 

В соответствии со  сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый 2011 и  2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до  9-10%, в 2011 году – до  7-8%, в 2012 году – до 5-7% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на  потребительском рынке соответствует базовая инфляция на  уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году и 4,5-6,5% в 2012 году [17].

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на  национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от  вариантов развития экономики может составить 8-18%. Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах [17].

В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.

Денежная программа на  2010-2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы. Расчеты по программе на 2010-2012 годы осуществлены исходя из  показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса [17].

В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в  2010 году может составить 8-17%, в 2011 году – 11-19%, в 2012 году – 13-19% [17]

Для первого варианта денежной программы на  протяжении всего прогнозного периода увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы. Второй–четвертый варианты программы разработаны в  предположении о  росте чистых международных резервов (ЧМР) в 2010-2012 годах, который по этим вариантам станет основным источником увеличения денежной базы. В рамках первого варианта денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов на 0,3 трлн. рублей и  увеличение ЧВА на 0,7  трлн. рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом варианте программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредита банкам – снизиться на 1,1 трлн. рублей [17].

Исходя из прогноза платежного баланса в условиях этого варианта ЧМР увеличиваются в 2011 году незначительно (на 0,03 трлн. рублей), в 2012 году – на 0,2 трлн. рублей. При этом чистые внутренние активы увеличиваются на 0,5 и 0,6 трлн. рублей соответственно. В 2011-2012 годах для обеспечения такой динамики предусматривается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей и чистого кредита банкам – на 0,2 трлн. рублей в год [17].

По  второму варианту программы, параметры которого соответствуют проекту федерального бюджета на соответствующий период, в  2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,4 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,3 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству возрастет на  1,8  трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн. рублей [17].

В 2011 году по  данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,3 трлн. рублей. Исходя из  оценки прироста чистого кредита расширенному правительству на 0,6 трлн. рублей, чистый кредит банкам может сократиться на 0,1 трлн. рублей. В  2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,8 трлн. рублей и ЧВА – на 0,2 трлн. рублей. При этом в  структуре прироста чистых внутренних активов изменение чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита банкам ожидается примерно таким же, как в 2011 году [17].

По третьему и четвертому вариантам денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010-2012 годах превышает объем, требуемый для обеспечения прироста денежной базы, что предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов.

Согласно  третьему варианту в  2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на  1,1  трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,3 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на  1,5  трлн. рублей, а  чистый кредит банкам снизится на 1,6 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,4 и 1,9 трлн. рублей при снижении ЧВА на  0,4 и  0,8  трлн. рублей соответственно [17].

При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в  2011-2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,2  трлн. рублей как в 2011, так и в 2012 годах.

Четвертый вариант программы предполагает в  2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,1 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9  трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на  1,8  трлн. рублей. В  2011 и  2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1  трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,4 и 1,7 трлн. рублей соответственно.

Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов по сравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году – на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,3 трлн. рублей в 2011 году и 0,2 трлн. рублей в 2012 году [17].

Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В  целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

Также отметим, что в настоящее время в России прогнозируется переход к свободному курсу рубля. Однако, безусловно, «кризис на время спутал карты». Однако сейчас власти вновь возвращаются к этой идее. Переход к режиму «свободного плавания» рубля подразумевает в том числе отказ от проведения валютных интервенций в рамках воздействия на курс национальной валюты. Но в пиковый период кризиса в конце прошлого и начале текущего года валютные интервенции совершались в многомиллиардных объемах, что затруднило следование политике перехода к свободному курсу.

Однако стабилизация ситуации в последнее время способствовала снижению объемов валютных интервенций, которые в будущем в отсутствие новых экономических потрясений могут и вовсе сойти на нет.

Так, например, С. Игнатьев заявил, что ЦБ РФ намерен в ближайшие два года постепенно сокращать валютные интервенции в рамках перехода к свободному курсу рубля. «Мы покупаем валюту не только тогда, когда стоимость бивалютной корзины подходит к верхней границе в 41 руб. Есть специальные алгоритмы, определяющие, когда и в каком масштабе мы должны выходить на внутренний рынок. Мы планируем ослабить некоторые параметры этих алгоритмов, чтобы курс рубля становился более гибким и вместе с тем наши вмешательства в него были менее масштабными», - сообщил глава ЦБ РФ [19].

Переход к режиму свободного курса рубля и инфляционному таргетированию сейчас является одной из основных задач монетарных властей и ознаменует начало новой эры денежно-кредитной политики России. Стоит отметить, что власти РФ уже существенно приблизились к этой цели. Ранее в качестве ориентира по введению свободного курса рубля назывался 2011г., однако в последнее время стали высказываться предположения о более раннем переходе к этому - уже в 2010г. [19].

Однако, если оправдается пессимистичный и маловероятный прогноз аналитиков Banc of America Securities - Merrill Lynch, согласно которому резервы могут закончиться уже в 2010г., плавающим курс может стать довольно скоро и без лишних усилий. Но подобный сценарий перехода к режиму свободного рубля скорее из области фантастики.

Вместе с тем, помимо снижения потребности в валютных интервенциях, для перехода к плавающему курсу российской валюты необходимо соблюсти еще ряд условий. Так, например, нужно стабилизировать и снизить уровень инфляции. Кроме того, должно быть достигнуто нормальное состояние платежного баланса (для обеспечения стабильного функционирования внутреннего валютного рынка РФ), разработан ряд необходимых нормативных документов, а также восстановлено доверие к рублю и обеспечена его стабильность. Последнее возможно лишь при достижении устойчивости фундаментальных экономических показателей. Но даже если все эти условия будут соблюдены, пока не совсем понятно, станет ли готова финансовая система РФ к повороту валютной политики в «свободное русло» и в чем будет реальная польза плавающего курса в сложившихся условиях.

В целях снижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.

В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

Таким образом, в качестве инструмента прямого регулирования ликвидности будут использоваться обязательные резервные требования. Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в целях расширения возможностей банковского сектора по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций к новым резервным требованиям.

Итак, в настоящее время больший приоритет при осуществлении денежно-кредитной политики отдается не монетарным, а финансовым инструментам.


Заключение

 

Таким образом, денежно-кредитная политика представляет собой форму воздействия государства на денежно-кредитную сферу экономики с целью достижения необходимых макроэкономических показателей.

Субъектами денежно-кредитной политики является Правительство и Центральный банк.

Оперируя в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом. Операции на открытом рынке представляют собой наиболее рыночный вариант воздействия ЦБ на экономику. Цель, которая при этом преследуется, - регулирование количества денег, находящихся в обороте в данной стране. В ходе продажи ценных бумаг коммерческим банкам у них изымаются избыточные балансовые резервы. В итоге денежная масса в обращении сокращается. В случае покупки ценных бумаг у деловых банков ЦБ оплачивает их стоимость и тем самым вводит в народнохозяйственный оборот дополнительную массу денег.

Проведение экономической политики с помощью монетарного или кредитного механизма выдвигает перед экономистами важный вопрос: в какой ситуации является более оптимальным тот или иной вариант? В настоящее время не выработано единого мнения о применении тех или инструментов денежно-кредитной политики в различных ситуациях.

В качестве целевых ориентиров могут использоваться различные параметры, характеризующие состояние денежной сферы: общий уровень денежной массы или ее процентное  изменение, установление пределов роста денежной массы, общий объем кредитования или уровень процентных ставок. Однако выбор целевых ориентиров представляет проблемы и для развитых стран, определяя во многом эффективность денежно-кредитной политики. Для стран с переходной экономикой он осложняется  несформированностью передаточного механизма денежно-кредитного регулирования, неразвитостью инструментов финансового рынка, отсталой  структурой денежной массы, наибольший удельный вес в которой составляют наличные деньги в обращении. Безусловно, в настоящее время денежно-кредитная сфера России находится уже на том уровне, на каком былав90-е годы ХХ века. Однако, многие проблемы еще существуют. Но в отличие от начала переходного периода к рыночной системе, Банком России применяется достаточно обширный спектр инструментов для воздействия на экономику через денежно-кредитную систему.

Следует отметить, что в настоящее время, в связи с преодолением последствий мирового финансового кризиса, развитие кредитных отношений значительно замедлилось. Однако, в силу оптимистических начал, можно утверждать, что благодаря кризису денежно-кредитная сфера вступит на качественно новый уровень развития.

 

 

 


Список литературы

 

1.      Федеральный закон от 27 июня 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России

 

2.      Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 2-П

3.      Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14- П;

4.      Положение ЦБ РФ от 05.01.1998 № 14-П «Порядок ведения кассовых операций в РФ» утвержденное решением совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40

 

5.      Балабанов А.И., Янковский К.П. Финансы, денежное обращение и кредит / СПб.: СПбГИЭУ, 2001 – 463 с.

6.      Белотелов Н.П., Белотелова Ж.С. Деньги. Кредит. Банки.: Учебник. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 484 с.

7.      Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 620 с.

8.      Деньги, кредит, банки: учебник / Под ред. О.И. Лаврущина. – М.: КНОРУС, 2005. – 560 с.

9.      Деньги. Кредит. Банки.: учебник для вузов / Под ред. А.Ю. Казака, М.С. Марамыгина. – М.: Экономистъ, 2007. – 656 с.

10. История России с древности до наших дней / Под ред. М. Н. Зуева. -  Москва, 1997

11. Семенов С.К. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 448 с.

12. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 592 с.

13. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Я. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2003. – 714 с.

14. Финансы и кредит: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазова – М.: Юрайт-Издат, 2003 – 573 с.

 

15. Гейвандов Я.А. Государственное регулирование денежной и кредитной сферы в России (Некоторые проблемы и перспективы) // Государство и право». 2001.- №11 - С.38-48

16. Ионов В.М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития // Деньги и кредит. – 2007. - № 4. – С. 40 – 45

 

17. Данные официального сайта Министерства финансов РФ // www/minfin/ru

18. Юров А.В. Пути развития наличного денежного обращения в Российской Федерации // http://www.cbr.ru/

19. Харлампиев Дмитрий Денежный рынок РФ-2008/2009 –  «балансовый» подход // http://www.cbr.ru/

 

 

29

 

Информация о работе Денежно-кредитная политика