Денежно-кредитная политика в России и инструменты ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Разработка и проведение денежно-кредитной политики включает в себя:- проведение исследований по проблемам экономики и состоянию
денежно-кредитной сферы, образующих основу денежно-кредитной политики;- определение направлений денежно-кредитной политики; выбор основных инструментов денежно-кредитного регулирования:
рефинансирование банков, нормативы обязательных резервов, депозитные

Содержание

Введение 3
1. Денежно - кредитная политика государства._________________________ 5
1.1. Сущность денежно-кредитной политики России_____________________5
1.2. Некоторые методы регулирования денежно-кредитной сферы________12
2. Инструменты денежно-кредитной политики. 14
2.1. Рефинансирование коммерческих банков_________________________ 17
2.2. Операции на открытом рынке. 19
3. Денежно-кредитная политика в России: итоги и прогноз. 21
3.1.Задачи денежно – кредитной политики____________________________21
3.2.Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России
________________________________________________________________23
Заключение_______________________________________________________26
Глоссарий 28
Список использованных источников_______________________________30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа макроэкономика.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Макроэкономика

Тема

«Денежно-кредитная политика в России и инструменты ее реализации»

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

 

Содержание

 

Введение           3

1. Денежно - кредитная политика государства._________________________ 5

1.1. Сущность денежно-кредитной политики России_____________________5

1.2. Некоторые методы регулирования денежно-кредитной сферы________12

2. Инструменты денежно-кредитной политики.     14

2.1. Рефинансирование коммерческих банков_________________________ 17

2.2. Операции на открытом рынке.       19

3. Денежно-кредитная политика в России: итоги и прогноз.   21

3.1.Задачи денежно –  кредитной политики____________________________21

3.2.Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России

________________________________________________________________23

Заключение_______________________________________________________26

Глоссарий         28

Список использованных источников_______________________________30

Приложения ____________________________________________________31

 

 

Введение

Денежно-кредитная (или  монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Под денежно-кредитной  политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Это невозможно без снижения инфляции до запланированного уровня, что является главной целью денежно-кредитной политики Центрального банка.

Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Он выполняет две основные задачи. Первая задача - центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. Формирование в нашей стране рыночных отношений объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического регулирования. Бытующие порой представления о стихийности экономических процессов в рыночной экономике не имеют под собой почвы. Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики в целом. Среди них своей значимостью выделяются и денежно-кредитные инструменты. Их исследование, а также рассмотрение задач, денежно-кредитной политики России на современном этапе является целью написания данной работы.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине XX века сложился "магический четырехугольник" целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия. Отцом кредитно-денежной политики признан Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, видный экономист современности. Его теориями пользуются многие правительства, в том числе правительство Англии, на его теории была построена Рэйганомика. Многие ставят его в один ряд с Адамом Смитом, Маршаллом, Кейнсом, Леонтьевым.

Разработка и проведение денежно-кредитной политики включает в себя:- проведение исследований по проблемам экономики и состоянию 
денежно-кредитной сферы, образующих основу денежно-кредитной политики;- определение направлений денежно-кредитной политики; выбор основных инструментов денежно-кредитного регулирования: 
рефинансирование банков, нормативы обязательных резервов, депозитные 
операции, процентная политика, операции на открытом рынке; создание и ведение базы статистических данных по объему денежной 
массы, кредитам и сбережениям; - составление денежных программ и контроль за их выполнением.

 

Основная часть

1. Денежно –  кредитная политика государства 

 

1.1. Cущность денежно-кредитной политики России

 

Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное  предложение,  а  в  период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис.  Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования  денежного обращения.  Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.1

Главная задача кредитно-денежной политики центрального  банка  - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика  центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.

Во второй половине XX века  сложился "магический четырехугольник" целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной  национальной валюты,  занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия. Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются отрасли экономики страны. Нужно отметить, что денежно тем фундаментом, на котором зиждется вся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая. Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной). С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные -кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания

Предложение денег на денежном рынке  играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.  А вот что показывает западная статистика:   1. “ Уровень роста предложения денег и средний уровень цен практически линейно зависимы с коэффициентом более 0.9 для всех агрегатов во всех странах со всеми экономиками (по развитости).2. Уровень роста предложения денег и реального производства абсолютно не связаны между собой там, где прирост денежной массы более чем примерно 18% в год. В странах же с меньшими темпами роста денежной массы существует практически линейная зависимость с коэффициентом около 0.13. Уровень инфляции и уровень роста реального продукта абсолютно не взаимосвязаны.” Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). Ниже мы увидим, в чем она заключается и каков механизм ее реализации. Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах. Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и  увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем , чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме , то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление. Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно- кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во- первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно- кредитной политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении. 2Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается ,при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег,  изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом. Среди экономистов ведутся споры,  обусловленные двумя различными подходами: кейнсианской теорией и монетаризмом.  В чем же  суть  этих разногласий?

Кейнсианская  теория денег.   

Джон Мейнард  Кейнс и его последователи  полагали,  что  рыночная структура  экономики  обладает внутренними "пороками",  что она неспособна к саморегулированию.  Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для  предотвращения кризисов  и обеспечения  стабильности,  должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП,  причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (так как изменяя процентную ставку, мы изменяем инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект – номинальный ВНП).Основополагающим кейнсианским уравнением является: ВНП=С+I+G+NX (С  -  потребительские  расходы  населения, I - инвестиции, G  -  государственные расходы на покупку товаров и услуг,  NX – чистый экспорт). Кейнсианцы считали, что фискальная, или бюджетная, политика оказывается более действенной в период экономического кризиса,  чем денежная политика. По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива и непредсказуема. Кейнсианская позиция состоит в том,  что деньги нужны не только для заключения сделок,  но и для владения ими в качестве активов. "Движутся" только деньги "для сделок", деньги - активы не участвуют в обороте. Следовательно, чем больше относительное значение денег, используемых для сделок, тем выше скорость денежного обращения.  Расширение денежного предложения понизит процентную ставку. Коль скоро теперь становится менее накладно иметь деньги в качестве активов,  население будет держать больше денежных активов с нулевой  скоростью обращения. Поэтому общая скорость денежного обращения падает. Итак, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента  и  обратно пропорционально предложению денег.  Если это так,  то стабильная связь между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как скорость денежного обращения изменяется с изменением денег. Выше было отмечено,  что для борьбы с инфляцией необходимо ограничить денежную массу. Кейнсианцы придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного предложения может привести к  уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию. На самом деле все зависит от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении  товаров повысить денежную массу,  то это приведет только к росту цен - инфляции. Если же на рынке предложение эластично (товаров много - денег не хватает), то с повышением объема денежной массы увеличится производство, следовательно, инфляция начнет утихать. Кейнсианцы  считают,  что главной проблемой в государственном регулировании является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в России и инструменты ее реализации