Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 22:10, доклад
Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой – повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. В связи с этими основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. Реальная макроэкономическая ситуация может вносить определенные коррективы в формулировку целей макроэкономической политики.
Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из видов стабилизационной или антикризисной политики. Как и другие виды политики, она направлена на сглаживание циклических колебаний экономики.
Продолжается увеличение внешнего долга России (сейчас уже 624 млрд. долл., рост за год 83 млрд.) на фоне снижения роста международных
резервов РФ (сейчас 538 млрд. долл., прирост 39 млрд.). 1
Наблюдается снижение роста денежной массы М2 (за год 12%, в 2 раза ниже 2011года), снижение уровня ликвидности банковской системы (ЦБ было предоставлено краткосрочных кредитов банкам на сумму 2,7 трлн. руб., что соответствует показателям начала 2009 года), существенное снижение темпов роста кредитования корпоративного сектора.
За 2012 год темп роста стоимостного объема финансового рынка, по предварительной оценке, уступил темпу роста номинального валового внутреннего продукта. Результатом стало уменьшение соотношения совокупного объема финансового рынка и ВВП России до 108% на конец 2012г. против 112% на конец 2011г. 2
В январе-феврале и первой половине марта 2012г. когда объемы ликвидных средств российских банков увеличились, ставки денежного рынка были ниже уровня, которые установились в последние месяцы 2011 года. Укрепление рубля, а также достаточно низкий уровень инфляции повысили интерес инвесторов, в том числе нерезидентов, к рублевым ценным бумагам и повышению их котировок.
Однако снижение цен на нефть и нестабильность на мировом финансовом рынке в середине марта ухудшили конъюнктуру основных сегментов российского финансового рынка. Это привело к уменьшению объема рублевых ликвидных средств в российских банках. Банк России не стал предпринимать каких-либо заметных действий - процентные ставки на денежном рынке повысились. Результатом стало сокращение спроса инвесторов на рублевые долевые и долговые ценные бумаги, их котировки упали.
Усиление инфляционных рисков в сентябре 2012 г. вынудило Банк России повысить процентные ставки по своим операциям, что привело к соответствующему росту ставок денежного рынка.
К сожалению, действия Банка России, которые были формально направленны на снижение инфляции путем ужесточения денежно-кредитной политики, не оказали реального влияния на рост потребительских и промышленных цен.
Индекс потребительских цен составил в марте 2012г. 100,6%. Так как Правительство России отменило повышение тарифов естественных монополий с 1 января, то инфляция стала ниже: 1,5% против 3,8% в марте 2011 года. Кроме того, накопленный уровень цен за первый квартал года стал самым низким за всю современную историю России, это стало подтверждением того, что инфляция носит немонетарный характер. В июле 2012 г., когда тарифы естественных монополий выросли, произошел и рост инфляции.
Несмотря на то, что Банк России справедливо отмечает, что причиной инфляции в пределах 40% являются цены на продовольствие, повлиять на это он не может. Цены на продовольствие увеличились на 7,5% за 2012г., а рост цен на продовольствие составил 2,4% из роста инфляции на 6,6%. Рост цен во всех факторах расчета инфляции в августе 2012г. произошел сразу после решения правительства РФ об увеличении тарифов.
Руководство Банка России уже четыре года не принимает мер на огромный объём вывоза капитала, утверждая, что увеличивающийся с каждым годом отток капиталов из страны носит кратковременный и конъюнктурный характер, не имеющий под собой фундаментальных предпосылок.
Только за период с 2008 по сентябрь 2012г. чистый вывоз капитала из России превысил 406,7 млрд. долл., что превышает 23% ВВП и размер федерального бюджета России в 2011г. С учётом чистого изменения валютных резервов (34,9 млрд. долл.) за последние три года из России было вывезено более 441,6 млрд. долл., которые могли бы обеспечить модернизацию отечественной экономики, технологическое перевооружение производственной базы и решение проблем аварийного состояния базовой инфраструктуры – ЖКХ, электроэнергетики, транспортной системы и т.д.
Ставка рефинансирования Банка России (8,25%) сопоставима с рентабельностью несырьевых секторов экономики, а средняя ставка по кредитам для малого и среднего бизнеса (18-23%) в 2,5-3 раза превышает рентабельность сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и наукоёмких производств. В настоящий момент уровень монетизации экономики (М2/ВВП) хоть и выше катастрофических 8,5-10% в конце 1990-х годов, но по-прежнему составляет менее 43% ВВП.
Таким образом, получается, что Банк России борется не с тем, с чем он заявлял, и не теми методами, которые нужно применять. Его действия, вместо стабилизации экономической ситуации после увеличения тарифов привели к прямо обратным результатам. Поднимая ставку рефинансирования и ограничивая кредитное предложение, Банк России способствовал росту стоимости кредита, снижению рентабельности предприятий, которые в ответ на это попытались поднять цены на собственную продукцию, а розничная торговля - также на товары импортного производства.
Более того, по мнению первого зампреда Банка России А.В. Улюкаева, российские компании должны активно занимать на зарубежных долговых
рынках, что приведет к снижению процентных ставок для них. "Из-за ситуации на глобальных рынках, если корпоративные заемщики получат возможность трансграничного кредитования и более широкого выхода на глобальные рынки капитала, естественно, это воздействует на ситуацию со ставками корпоративного кредита в сторону понижения", - сказал Улюкаев.
Банк России не оставляет отечественным компаниям и банкам иного выбора – или занимать за рубежом, закладывая имущество (в том числе и в стратегически значимых секторах экономики) иностранным кредиторам, тем самым создавая прямую угрозу национальной безопасности и ставя под удар финансово-экономический суверенитет России.
Или испытывать недостаток доступных кредитов и продолжать
пребывать в глубоком инвестиционном кризисе, проигрывая в нарастающей конкуренции транснациональным корпорациям, которые обладают доступом к дешёвым кредитам (2-3% годовых), масштабной государственной поддержке (в разы большей, чем в РФ), преимуществам трансфертного ценообразования, современным управленческим и производственным технологиям и т.д.
Следовательно, Банк России, вместо функции поддержки экономического роста:
1. Вынуждает корпоративный и банковский сектор снова попасть в ту же ситуацию кредитной зависимости от внешних источников, в которую экономика попала в 2008-2009гг.
2. Создает риски утраты
национального капитала при
3. Продолжает борьбу с долгосрочной ликвидностью банковской системы.
4. Сдерживает расширение
кредита реальному сектору
Несмотря на выше сказанное, Банк России намерен продолжать снижение инфляции, методом подавления цен на продовольственные и непродовольственные товары и услуги, повышеннием ставок кредита и поддержания структурного дефицита ликвидности банковской системы.
Таким образом, существует вероятность того, что инфляция в 1 полугодии 2013г. сохранится на уровне выше 6%. Учитывая возможное влияние превышения инфляцией цели на ожидания субъектов экономики, Банк России рассматривал данный фактор как источник инфляционных рисков.
В I квартале 2013г. ожидается сохранение дефицита ликвидности, что будет способствовать сохранению высокой потребности кредитных
организаций в операциях рефинансирования Банка России.
Снижение темпа роста внешнего спроса, неустойчивость инвестиционной активности, а также динамики потребительских расходов, ограниченная низкими темпами повышения реальных доходов населения и ожидаемым замедлением кредитной активности, могут стать причиной замедления темпов роста российской экономики.
В связи с этим
оптимизация денежно-кредитной
- необходимо организовать
формирование действительно
- необходимо существенно расширить функции Национального банковского совета по разработке и реализации денежно-кредитной политики, предварительно введя в его совет на пропорциональной основе представителей промышленности, профсоюзов и банковского сектора;
- расширить задачи, функции и полномочия Банка России, обязав его участвовать в обеспечении качественного (не сырьевого) и стабильного (независимого от состояния мировых денежных рынков) экономического роста инструментами денежно-кредитной политики, предоставив ему право выкупа долгосрочных национальных финансовых активов и предоставления банкам долгосрочных кредитов под залог таких активов;
- от стерилизационной
денежной и мягкой кредитной
политики перейти к политике
обеспечения высокой
- отказаться от политики подавления инфляции, имеющей в России, в основном, немонетарные причины, инструментами денежно-кредитной политики, в том числе путем реального укрепления рубля, снижающего конкурентоспособность российских товаропроизводителей. Это сейчас чрезвычайно актуально в условиях вступления в ВТО.
Необходимо ускорить переход к гибкому таргетированию инфляции, так как таргетирование валютного курса утратило свою функцию денежного ограничителя. В частности, монетарным органам и Правительству РФ
необходимо:
– в качестве основной цели денежно-кредитной политики установить идею ценовой стабильности путем уточнения функций Центрального банка Российской Федерации в федеральном законодательстве;
– использовать активные валютные интервенции лишь как вспомогательный инструмент денежно-кредитной политики, применяемый, например, при подходе курса к верхним границам валютного коридора;
– укрепить институциональную основу денежно-кредитной политики путем улучшения информационной базы Банка России;
– начать проведение реформы банковского сектора, ориентированной на развитие финансового рынка.
В области денежно-кредитной политики необходимо реализовать следующие мероприятия:
1. Банку России и Минфину
РФ увеличить доли долгосрочного
кредита в общих объемах
2. В целях повышения
доступности институтов
3. Создать механизмы гарантирования
долгосрочных кредитных рисков
с использованием
4. Повысить качество процедур
урегулирования долговых
5. Обеспечение дальнейшего развития информационной инфраструктуры рынка: упрощение и ускорение процедур регистрации недвижимого имущества в качестве залога, создание реестра залогов движимого имущества, повышение качества информации и доступности информации Бюро кредитных историй.
6. Дальнейшее развитие
национальных рейтинговых
Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком на протяжении многих лет, отражает поверхностно и не конкретно основные тезисы о росте инфляции и валютной политике. При этом целевые показатели не всегда точные и вопрос реализации задуманных целей весьма сомнителен по многим аспектам. Это государственная политика в части выполнения своих обязательств и проведения структурных реформ, государственная фискальная политика, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционное ожидания, цены на сырье естественных монополий, конъюнктура мирового рынка на основные показатели рынка российского сырья, состояние платежного баланса. Таким образом, Центральный банк снимает с себя ответственность за неисполнение целевого уровня инфляции, перекладывая ее на Правительство РФ.
Основные предположения
при разработке денежно-