Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:51, курсовая работа
Актуальность темы моей курсовой работы “Кредитно-денежная политика в долгосрочном и краткосрочном периоде в развивающихся странах” исходит из того что;
во-первых: проведение денежно-кредитной политики в развивающихся странах во многом зависит от накопленного мирового опыта как развивающихся стран так и развитых. От того к каким конечным результатам и последствиям приводили применяемые ЦБ инструменты денежно-кредитного регулирования.
во-вторых: на мой взгляд, денежно-кредитная политика играет ключевую роль в достижении макроэкономической стабильности в развивающихся странах и странах переходящим к рыночным отношениям, где, как известно, существует нестабильность основных макроэкономических показателей, а особенно инфляции.
ВВЕДЕНИЕ 2
Денежно-кредитная политика ЦБ Узбекистана 5
Цели и результаты кредитно- денежной политики Узбекистана в 2004 г 7
Денежно-кредитная политика в Казахстане и задачи на 2005 г. 10
Узбекистан предложения 15
Казахстан предложение 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Использованная литература и Интернет ресурсы 20
ВВЕДЕНИЕ 2
Денежно-кредитная политика ЦБ Узбекистана 5
Цели и результаты кредитно- денежной политики Узбекистана в 2004 г 7
Денежно-кредитная политика в Казахстане и задачи на 2005 г. 10
Узбекистан предложения 15
Казахстан предложение 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Использованная литература и Интернет ресурсы 20
Актуальность темы моей курсовой работы “Кредитно-денежная политика в долгосрочном и краткосрочном периоде в развивающихся странах” исходит из того что;
во-первых: проведение денежно-кредитной политики в развивающихся странах во многом зависит от накопленного мирового опыта как развивающихся стран так и развитых. От того к каким конечным результатам и последствиям приводили применяемые ЦБ инструменты денежно-кредитного регулирования.
во-вторых: на мой взгляд, денежно-кредитная политика играет ключевую роль в достижении макроэкономической стабильности в развивающихся странах и странах переходящим к рыночным отношениям, где, как известно, существует нестабильность основных макроэкономических показателей, а особенно инфляции.
Как известно, важное достоинство использования денежно-кредитной политики - быстрота и гибкость воздействия на состояние экономики страны. Если применение фискальной политики обсуждается в высших органах государственной власти, то применение монетарной политики может быть оперативно решено в самом Центральном Банке. Результаты применения этой политики очень скоро отразятся на финансовом состоянии страны. Это особенно важно при применении оперативных мер по борьбе с инфляцией.
Я постарался, как можно больше уделить внимание именно применению ЦБ инструментов денежно-кредитного регулирования и их результативность и относительная эффективность в краткосрочном и долгосрочном периодах. Целью моей курсовой работы является исследование основных инструментов применяемых ЦБ и эффективность монетарной политики в развивающихся странах. С этой целью в моей курсовой работе определены следующие задачи:
В качестве развивающихся стран я выбрал Узбекистан и Казахстан. Выбор мой пал на эти страны не случайно. После развала СССР и падения административно-командной системы каждая из стран начала проводить свою независимую кредитно-денежную политику которая была в многих чертах идентична. Тем не менее результаты монетарной политики в каждой из ниже рассматриваемых стран очень сильно отличаются.
Вся приведенная статистика соответствует ежегодным докладам ЦБ Узбекистана и Казахстана и были изъяты из официальных сайтов ЦБ.
Хотелось бы сразу отметить, что в начальной стадии переходного периода выше перечисленные страны столкнулись с такими макроэкономическими проблемами как: спад производства, рост уровня безработицы и инфляции, нехватка финансовых ресурсов, дефицит госбюджета, нарушение платежного баланса. Забегая вперёд, я хотел бы напомнить что монетарная политика играет основную роль в достижении макроэкономической стабильности обеспечивая экономический рост. Обеспечивая стабильность цен денежно-кредитная политика создаёт условия способствующие экономическому росту, укреплению макроэкономической и финансовой стабильности в стране. Для предотвращения роста макроэкономических проблем и достижению стабильности выше указанным странам пришлось разрабатывать специальную программу стабилизации, ввести собственную национальную валюту и выбрать инструменты денежно-кредитного регулирования.
Прежде чем приступить к непосредственному изучению проводимой монетарной политики выше перечисленных стран, я хотел бы указать условия для проведения эффективной кредитно-денежной политики, ниже перечисленные условия особенно важны для развивающихся стран где ещё не полностью сформулирована банковская система.
Условия проведения денежно-кредитной политики
Введение собственной национальной валюты в 1993-1994 гг. ознаменовало в экономическом развитии республики начало независимого осуществления внутренней денежно-кредитной политики. Исходя из условий начального этапа преобразований, четко выделялись тактические и стратегические цели монетарной политики.
Стратегической целью ЦБУ был выход на стандартное использование общепринятых инструментов денежно-кредитного регулирования, характерных для стран со сформированной рыночной экономикой. Однако во многих развивающихся странах в начале переходного этапа преобладание государственного сектора препятствовало использование инструментов характерных для рыночных экономик.
Учитывая эти реалии, деятельность ЦБУ была направлена на обеспечение радикальных перемен в области денежно-кредитной политики, а именно: перестраивалась кредитная и процентная политика в направлении последовательного снижения монетарных каналов инфляции.
Для достижения поставленной цели, ЦБУ применял инструменты рефинансирования. В 1994-1995гг. размер ставки рефинансирования ЦБУ повышался следующим образом. С октября 1994- 150%, с 1 января 1995г.- 225%, с 1 марта того же года - 300%. В краткосрочном периоде проводимая ЦБУ политика “дорогих денег” снизила выдаваемые банками кредитов, и привела к заметному снижению инвестиционной активности что в свою очередь охарактеризовалось спадом в производстве. Другая сторона проводимой рестрикционной денежно-кредитной политики соответствовало к тому времени долгосрочным целям ЦБУ - снижению инфляции и укреплению национальной валюты. (плюсы и минусы проводимой политики рассмотрены мною в предложении)
Со второй половины 1994г. характер политики рефинансирования изменился. В большей мере она была ориентирована на две взаимозависимые цели: подержание уровня денежно-кредитных показателей на заданных темпах и ликвидности банковской системы; во-вторых на достижение и поддержание макроэкономической стабильности.
Установление норматива резервных требований к коммерческим банкам явилось в условиях переходного периода к рыночным отношениям одним из основных экономических инструментов реализации денежно-кредитной политики. Нома обязательных резервов как и учетная ставка повысились в 1994г.
Целью вводимых изменений явилось приспособление инструментов резервных требований к задачам денежно кредитного развития в условиях подготовки к введению собственной национальной валюты. Для этого были увеличены ставки обязательных резервных требований в целях снижения денежной массы. На средства привлекаемые на срок до 3-х лет ставка установилась в размерах 30%, а на срок выше 3-х лет -10%. Без сомнения по мере совершенствования рыночных отношений и использование Государственных Ценных Бумаг, ставка рефинансирования и резервные требования в последующих годах были заметно снижены.
Как показывает история проводимой кредитно-денежной политики ЦБУ по сдерживанию темпов роста денежной базы, наличных денег в обращении, совокупной денежной массы обеспечил в итоге четко выраженную тенденцию сокращения темпов инфляции. Если годовой темп роста денежной массы в 1995г составил 2,6 раза то в последующих годах 1996, 1998, 2000, 2002 - 2,1, 1,9 1,7 1,6 соответственно. Уровень годовой инфляции по ИПЦ достигший в 1992-1996г более 12 раз сокращался до 64% в 2002г. Это в свою очередь положительно отразилось и на динамике процентных ставок на денежном рынке, и обменном курсе на внутреннем валютном рынке.
Таким образом выходит что политика рефинансирования ЦБУ была ориентированна не только на количественное снижение кредитов для сдерживания инфляционных процессов, но и на удовлетворение спроса коммерческих банков на предоставление кредитов небанковской сфере для финансирования объектов являющихся жизненно важными для экономики обеспечивающих экономическую независимость страны.
Выводы
Перед ЦБ в 1994-1997г стояли задачи оптимального насыщения возросных потребностей экономики в платежных средствах в сочетании с одновременном контролем за темпами роста денежной массы с целью ограничения влияния монетарных факторов инфляции. В связи с этим денежно-кредитная политика в этот период строилась на сочетании жесткого ограничительного курса правительства и ЦБ направленную на стабилизацию финансовой системы, так и на предоставление кредитов коммерческим банкам ЦБУ для финансирования неотложных и приоритетных потребностей экономики республики.
С 1997г к инструментам денежно-кредитного регулирования добавилась операции на открытом рынке ЦБ. Постепенный переход к рыночным инструментам становился все более необходимым по мере усиления инфляционных тенденций. Главное преимущество косвенного регулирования заключается в эффективности осуществляемой с их помощью контроля за расширением кредитов и за процентными ставками.
В 2004г ЦБУ проводил жесткую денежно- кредитную политику. В целях поддержания относительно низкого уровня инфляции по ИПЦ и обеспечения устойчивого обменного курса сума были задействованы следующие инструменты:
-- Операции на открытом рынке
-- Ставка рефинансирования
-- Резервные требования
-- Валютные интервенции
В целях регулирования краткосрочной ликвидности на денежном рынке ЦБУ проводил операции на открытом рырке. За 2004г общий объем операций по привлечению свободных денежных средств коммерческих банков в депозиты и выпуску ценных бумаг в обращении составил более 100 млрд д. США.
В прошлом году ЦБУ проводил гибкую процентную политику. На протяжении года ставка рефинансирования снижалась два раза. Первое снижение было в июне с 20% до 18% и второе снижение произошло в декабре с 18% до 16%. Снижение ставки ЦБУ было обусловлено прежде всего потребностью банковской системы в дополнительных ресурсах, низким темпом инфляции. Вслед за снижением ставки рефинансирования ЦБУ происходило также и снижение ставок коммерческих банков (см таблицу 1.1)
Период |
Годовая ставка рефинансирования |
Средневзвешенная ставка по краткосрочным кредитам в сумах |
Средневзвешенная ставка по срочным депозитам |
Ставка по срочным депозитам юридических лиц |
2000 |
32,3 |
25,7 |
32,2 |
12,9 |
2001 |
26,8 |
28,0 |
38,1 |
16,0 |
2002 |
34,5 |
32,2 |
40,2 |
19,2 |
2003 |
27,1 |
28,1 |
36,2 |
17,1 |
2004 |
18,8 |
21,2 |
34,5 |
11,3 |
Источник: “Экономика Узбекистана 1/05”
Обязательные резервные требования формировались путем ежемесячного депонирования коммерческими банками своих обязательств на счетах обязательных резервов ЦБУ. На протяжении 2004г норма резервирования оставалась на отметке 20%.
Дальнейшие действия ЦБУ были связаны с куплей и продажей иностранной валюты. В 2004г результате валютной либерализации, введения конвертируемости национальной валюты объемы осуществляемых операций на внутреннем валютном рынке существенно возросли. Рост экспорта позволил добиться положительного сальдо внешнеторгового баланса 1,037 млрд. США.
Результаты проводимой монетарной политики: Выше указанные действия ЦБУ были увязаны с общеэкономической политикой направленной на укрепление макроэкономической стабильности и стимулирования экономического роста. Осуществление комплекса мероприятий в сфере денежно-кредитной политики позволили ЦБУ в долгосрочном периоде обеспечить стабильность национальной валюты и положительного платежного баланса. По итогам 2004г ИПЦ составил 3,7 % а снижение обменного курса по отношению к доллару 8%.
Низкий уровень инфляции, снижение ставки рефинансирования ЦБУ и процентных ставок коммерческих банков способствовало росту объема кредитования реального сектора экономики что соответствовало долгосрочным целям ЦБУ.
Макроэкономическая ситуация:
Сохранение благоприятных условий в мировой экономике и на внешних финансовых и торговых рынках способствовали достижению Казахстаном устойчивого экономического роста и улучшению макроэкономической ситуации в стране. В 2001 году в Казахстане экономический рост превысил показатель 2000 года. И составил 10%. В этих условиях основные мероприятия Национального Банка по денежно-кредитной политике были направлены на обеспечение низких темпов инфляции и поддержание стабильного номинального обменного курса тенге. Инфляция за 2001 год составила 6,4 %. За 2001 год снижение курса тенге к доллару США составило 1,7 %. Денежная база с начала года расширилась на 14,7 % до 154,2 млрд.. За 10 месяцев денежная масса увеличилась на 31,1 % до 523,7 млрд.. Замедление темпов инфляции и снижение доходности на финансовом рынке позволили НБК поэтапно снизить ставку рефинансирования с 14 % ( начало года) до 9.
Ориентиры кредитно- денежной политики 2002 года
С 2002 года ориентиры кредитно- денежной политики были направлены на достижение в стране относительной макроэкономической стабильности. Основным направлением денежно-кредитной политики НБК в этот период была подготовка и переход к принципам инфляционного таргетирования, что предполагало постепенный отход от целевых показателей по денежной базе золотовалютным резервом к главным показателям по инфляции. Такая денежно кредитная политика отвечает основной цели НБ по снижению инфляции и кроме того обеспечивает ей более большее доверие участников рынка и проводимой денежно- кредитной политики. Опыт стран показывает, что основой для успешного введения системы целевых показателей инфляции являются следующие факторы:
Информация о работе Денежно кредитная политика в Казахстане и Узбекистане