Денежный рынок: механизм, методы и инструменты регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследование понятия денежного рынка страны и выявление его особенностей в Республике Беларусь. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1)определить понятие денежного рынка;
2) охарактеризовать элементы и функции денежного рынка;
3) рассмотреть инструменты регулирования денежного рынка;
4)рассмотреть проблемы и результаты регулирования денежного рынка Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1.Денежный рынок: сущность, особенности, элементы и функции…………………………………………………………………………........5
2.Инструменты регулирования денежного рынка…………………………………14
3.Денежный рынок Республики Беларусь: проблемы и результаты регулирования………………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………………33
Список использованных источников………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

Регулирование денежного рынка РБ.docx

— 92.58 Кб (Скачать файл)

Спрос на деньги (кривая LD) рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода (при неизменном уровне цен номинальная ставка процента равна реальной). В точке равновесия спрос на деньги и их предложение равны.

Так, изменение уровня дохода, например его увеличение, повышает спрос на деньги и ставку процента (приложение 2.8). Сокращение предложения денег также ведет к росту процентной ставки (приложение 2.9). Графически это отражается сдвигом, соответственно, кривых спроса и предложения.

Подобный механизм установления и поддержания равновесия на денежном рынке может успешно работать в сложившейся рыночной экономике  с развитым рынком ценных бумаг, с  типичной реакцией экономических агентов  на изменение тех или иных переменных.

 

3.Денежный рынок Республики Беларусь: проблемы и результаты регулирования.

Инструменты государственного регулирования экономики играют важную роль в стабилизации экономического развития. Рынок денег, как показывают события на мировых финансовых рынках, оказывают серьезное воздействие  на общие условия функционирования экономики. С этой точки зрения анализ эффективности инструментов денежно-кредитной  политики имеет большое значение. Неотъемлемым компонентом процесса развития экономической системы  Республики Беларусь, совершенствования  форм и методов государственного регулирования экономики является эволюция денежно-кредитной политики. В последние годы ее основными  тенденциями стали последовательное совершенствование системы целей  и ориентиров, увеличение эффективности  используемых инструментов денежно-кредитного регулирования. С 2000 г. этот процесс осуществляется в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь. В 2006 г. принята новая редакция Банковского кодекса, которая в максимальной степени соответствует современному уровню развития банковского сектора и формирует предпосылки дальнейшего повышения эффективности денежно- кредитной политики. Механизм государственного экономического регулирования в Республики Беларусь нацелен на достижение основных параметров социально-экономического развития, которые являются общепринятыми в мировой практике. Это – обеспечение устойчивого долгосрочного экономического роста, стабильность цен, стабильность платежного баланса и максимальная занятость населения. Роль основного инструмента регулирования процессов в денежно-кредитной сфере придается процентной ставке. Ставка рефинансирования, достигавшая в 200 г. 49,2% годовых, уже к 2004 г. составляла 21,3% годовых. За 2005 год она была снижена с 17 до 11% годовых. В 2006 году среднее номинальное значение ставки рефинансирования составило 10,7 процента годовых.

Ставка рефинансирования Нацбанка в 2007 году колебалась в пределах 10% -11% годовых. Это было обусловлено  тем, что с 1 февраля 2007 года в целях  стимулирования сбережений в национальной валюте и для нейтрализации инфляционного  и девальвационного давления, вызванного неблагоприятными внешнеэкономическими условиями, была повышена с 10 до 11 процентов  годовых. По мере нормализации ситуации, а, также учитывая положительные  тенденции в развитии экономики, уровень инфляции, стабильность курса  белорусского рубля, Национальный Банк с 1 июля по 1 декабря понизил ставку рефинансирования до 10% годовых.

К началу 2008 года мы видим  поддержание ставки на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности  кредитов для субъектов экономики. Дальнейшее изменение ставки рефинансирования будет более активно регулировать условия заимствования на краткосрочном  денежном рынке и давать сигнал о  направлении монетарной политики.

Как уже отмечалось, за последние  несколько лет Республика Беларусь добилась значительных успехов в  снижении уровня инфляции. Это стало  возможным благодаря устойчивому  экономическому росту наряду с проводимой жесткой денежно-кредитной политикой. В 2005 г. в Республике Беларусь был принят ряд мер по сдерживанию роста цен, и, прежде всего на основные социально значимые товары и услуги. За 2005 г. уровень инфляции составил 12,95%. В области снижения инфляции выработана и последовательно проводится система сдерживания необоснованного роста цен и их упорядочения в отдельных отраслях. Государство регулирует цены и тарифы как на важнейшие социально значимые товары и услуги, так и на товары, оказывающие влияние на уровень цен в других отраслях. В результате принятых мер инфляция снизилась с 12,95% в 2005 г. до 11,03% в 2006 г. По итогам 2007 года уровень инфляции составил 12,1%, в два раза превысив прогноз. Прогнозируемый уровень инфляции на 2008 г. составляет 10,6-10,8%. Такой уровень инфляции является основой для обеспечения макроэкономической стабильности и повышения уровня жизни населения. Но, как показывают данные статистики, уровень инфляции уже за 8 месяцев превысил прогнозное значение на год. Анализ данных за 2003-2007 годы показал, что ставка рефинансирования и объемы денежной массы не влияют на инфляцию. Таким образом, можно сделать вывод, что в переходной экономике, какой является экономика Беларуси, ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики является неэффективной с точки зрения влияния на инфляционные процессы. Инфляция сдерживается за счет такого инструмента, как операции на открытом рынке и других инструментов, не имеющих отношения к денежно-кредитной политике.

Однако было установлена  взаимосвязь между ставкой рефинансирования и объемом денежной массы. Аналитическим  путем были подобраны коэффициенты уравнения регрессии, описывающие  зависимость ставки рефинансирования и объемом денежной массы для  Республики Беларусь. Уравнение приняло  вид:

М= -1734,4 x R+35090,9, (1.13)

где R – ежемесячное изменение  ставки рефинансирования.

Как мы видим, подобранное  аналитическое уравнение позволяет  прогнозировать изменения объемов  денежной массы в зависимости  от ставки рефинансирования (приложение 3.1, 3.2, 3.3)

В результате можно сделать  вывод, что ставка рефинансирования и объем денежной массы не воздействуют на изменение уровня инфляции, существует четкая взаимосвязь между ставкой  рефинансирования и объемом денежной массы: по мере увеличения ставки объем  денежной массы снижается.

В настоящее время важной задачей центрального банка Республики Беларусь является достижение информационной состоятельности рынка.

Важным документом, определяющим дальнейшее развитие Республики Беларусь является Программа социально-экономического развития Республики Беларуси на 2006–2010 годы. В ней определены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны, обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и даны предложения по совершенствованию механизмов их реализации, определены необходимые ресурсы и возможные социально-экономические последствия.

По предварительным итогам социально-экономического развития индекс объема ВВП в 2009 г. составил 100,2 процента при прогнозе на год – 110-112 процентов.

В завершающем периоде  экономика республики вплотную столкнулась  с угрозами мирового финансового  кризиса. Правительство работало над  сохранением в стране экономической  и политической стабильности.

Международные резервные  активы Беларуси, рассчитанные по методике МВФ, увеличились за 2009 год на 84,4% (на $2583,8 млн.) до $5644,9 млн. За декабрь  прошлого года они возросли на 22,9%, или  на $1053,1 млн.

Прогноз социально-экономического развития страны на 2012 год, в частности, предусматривает рост ВВП на 11-13 проц., промышленного производства – на 10-12 проц., инфляции в пределах 9-10 проц. (см приложение 3.1)

  Средняя номинальная начисленная заработная плата в экономике на конец периода составит 500 долл. в эквиваленте долл. США.

Ставка рефинансирования к концу 2012 г. при прогнозируемом уровне инфляции 8-10 проц. за год и изменении курса белорусского рубля к корзине валют составит 9-12 проц. годовых (в настоящее время – 13,5 проц).

В свою очередь, ставка по кредитам овернайт и сделкам СВОП к концу 2010 г. может составить 17-20 проц., ставка по депозитам – 5-8 проц. годовых, процентные ставки по новым кредитам в национальной валюте нефинансовому сектору - 12-15 проц., по новым срочным депозитам  в национальной валюте в банках – 10-13 проц. годовых.

Для определения курса  белорусского рубля Нацбанк в 2012 г будет использовать коридор колебания стоимости корзины валют +/-10 проц. от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 г.

Рост рублевой денежной базы, включая рефинансирование банков, согласно ОНДКП, в 2012 г. составит 36-43 проц. Коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе составит в 2010 г. 14,6 – 14,8 проц., по широкой денежной массе – 26,6 –27,2 проц.

Прирост нормативного капитала банковского сектора НББ прогнозирует на уровне 24-25 проц., в результате чего коэффициент достаточности нормативного капитала банков на конец 2012 г. составит около 18 проц.

Нацбанк отмечает, что прогнозируемые на 2012 г. показатели не являются жестко заданными и в зависимости от развития внешней и внутренней экономической ситуации могут изменяться для достижения цели денежно-кредитной политики.

Белорусская экономика сегодня  находится на перепутье. Макроэкономические показатели Беларуси на сегодняшний  день неблагоприятны, темпы экономического роста неустойчивы, а уровень  инфляции по-прежнему очень высок. Одной  из главных макроэкономических проблем  является неофициальная долларизация белорусской экономики. Например в январе-октябре 2011 года население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало.

Какие же меры экономической  политики могут привести к макроэкономической стабилизации Беларуси?

Важнейшей задачей в институциональной  области будет развитие системы  институтов, необходимых для мобилизации  финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности  и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения  новых технологий:

активизация рынка корпоративных бумаг;

расширение  спектра инструментов фондового  рынка;

совершенствовании финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);

развитие  специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);

активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды  венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые  компании);

формирование  эффективной системы финансового  посредничества в экономике, что  потребует развития доверия к  институтам финансового посредничества.

К 2013 году предусматривается реализовать  следующие направления развития рыночной инфраструктуры:

1) Активизация  рынка корпоративных бумаг;

2) Расширение  спектра инструментов рынка ценных  бумаг;

3) Развитие  системы небанковских институтов (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые  компании).

 

 

 

 

Заключение

Денежный рынок представляет собой среду, где происходят все  основные операции, связанные с обращением денег. Для координации денежного  рынка и оборота в нём формируется  денежная система.

Денежный рынок Беларуси, становление которого началось вместе со становлением независимости страны, всё ещё не достиг стабильности. Развитие денежного рынка нашего государства часто подвержено конъюнктурным  сиюминутным тенденциям и изменениям, которые влияют на его состояние  не всегда эффективно. Обзор денежного  рынка Беларуси, проведенный в данной работе показал, что без проведения эффективной, согласованной и вдумчивой кредитно-денежной политики, без оптимизации методов управления Национального банка Беларуси невозможно добиться улучшения экономической ситуации в стране.

Повышение прожиточного минимума до уровня, реально соответствующего нормам жизни человека (при соответствующем  повышении минимальной заработной платы) будет способствовать повышению  покупательского спроса населения. Это увеличит ресурсную базу банков и небанковских кредитных учреждений, заинтересует работать в своей стране, обеспечивая множество рабочих  мест (ныне вакантных из-за низких зарплат), увеличит поступления в бюджет, повысит  ценность и устойчивость гривны и  ее валютного курса.

Таким образом, рациональное и гармоничное сочетание всех составляющих денежного рынка обеспечивает общий экономический рост и повышение  уровня благосостояния населения и  национальную безопасность.

 Вся совокупность разнообразных  финансовых средств, обращающихся  на рынке в качестве денег,  образует предложение денег. Предложение  денег в экономике регулируется  в основном Центральным банком, а также в определенных случаях в незначительной мере зависит и от поведения населения и крупных коммерческих финансовых структур.

 Спрос на деньги  определяется величиной денежных  средств, которые хозяйственные  агенты хотят использовать как  платежные средства.

Информация о работе Денежный рынок: механизм, методы и инструменты регулирования