Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность денежного рынка, а также определить условия, при которых достигается равновесие на этом рынке.
Для выполнения цели курсовой работы поставлен ряд задач:
Исследовать понятие денежного рынка.
Рассмотреть спрос и предложение на деньги.
Изучить условия равновесия на денежном рынке.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы денежного рынка 5
1.1 Понятие денежного рынка 5
1.2 Спрос и предложение денег 7
1.3 Равновесие на денежном рынке 11
2 Проблемы функционирования денежного рынка России 15
2.1 Особенности развития денежного рынка в России 15
2.2 Проблемы свободного движения капитала 19
2.3 Денежные суррогаты и борьба с ними 23
3 Направления совершенствования механизма функционирования денежного рынка в России 26
3.1 Государственное регулирование денежного рынка в РФ 26
3.2 Перспективы развития денежного рынка 30
Заключение 34
Список использованных источников 37
Приложения 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке..docx

— 124.39 Кб (Скачать файл)

Основным механизмом стерилизации денежной массы в России пока является Стабилизационный фонд (или его «преемники»). Отчисления рассчитываются на основе мировой цены на нефть: чем она выше, тем большая доля НДПИ и экспортной пошлины на нефть поступает не в бюджет, а в этот фонд. Такая система, успешно выполняя функцию по стерилизации денежной эмиссии, связанной с валютной выручкой от продажи нефти, не может повлиять на рост денежного предложения, обусловленного притоком иностранного капитала. Не исключена ситуация, когда мировая цена на нефть окажется довольно низкой, а приток капитала достаточно большим. В этом случае отчисления в Стабилизационный фонд будут небольшими и существенно не повлияют на ограничение денежной эмиссии [13,с.21-27].

Кроме того, механизм управления Стабилизационным фондом входит в противоречие с задачей стерилизации притока капитала. В качестве агента Правительства РФ Банк России должен отчисления в указанный фонд конвертировать в иностранную валюту для инвестирования ее в разрешенные активы за рубежом, для чего должен эмитировать рублей. Но в качестве органа денежно-кредитного регулирования он обязан изымать избыточную рублевую ликвидность, образовавшуюся в результате притока капитала. Не исключена ситуация, когда Банку России придется одновременно проводить две прямо противоположные операции, что неправомерно.

При сохранении за Банком России обеих функций последнее противоречие должно решаться четкой, по-видимому, нормативно закрепленной расстановкой приоритетов между инфляцией и управлением активами Стабилизационного фонда. С точки зрения общеэкономической логики приоритетность борьбы с инфляцией выглядит достаточно обоснованной, но при этом приходится мириться с повышением рисков при вложении средств Стабилизационного фонда и с потерей части потенциальных доходов от их размещения. Другим вариантом явилось бы наделение функцией управления его средствами иного агента.

Теоретически стерилизация притока капитала может осуществляться с помощью целого ряда инструментов. Традиционно главным из них являются операции на открытом рынке, то есть поглощение центральным банком денежной ликвидности в обмен на эмиссию ценных бумаг. В развитых странах рынки ценных бумаг настолько велики, что позволяют своим центральным банкам незаметно, без изменения рыночных процентных ставок предлагать экономическим агентам дополнительные бумаги в обмен на их ликвидность. В большинстве стран с переходной экономикой размер финансовых рынков существенно меньше, а в России его по-прежнему можно считать небольшим, несмотря на бурный рост в последние годы. Это обстоятельство существенно ограничивает действенность операций на открытом рынке [16,с.11-16].

Ускоренное наращивание предложения центральным банком ценных бумаг на относительно небольшом финансовом рынке может вызвать повышение процентных ставок. Однако арбитраж процентных ставок является одной из причин притока капитала. Другими словами, операции на открытом рынке могут способствовать как стерилизации притока капитала, так и его дополнительному притоку, причем индикатором точки превращения лекарства в яд являются процентные ставки.

С целью минимизации рисков для подобных операций используются наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги, как правило государственные облигации.

2.3 Денежные суррогаты  и борьба с ними

Характерной чертой жизненного цикла денег как инструмента взаиморасчетов является их постепенная виртуализация — ослабление связи формы и содержания. Если первоначально деньги имели свойства товара, в частности обладали самостоятельной стоимостью, соответствующей их золотому, серебряному или иному носителю, то постепенно эти свойства утрачивались. В начале 70-х годов прошлого века был отменен золотой стандарт, что положило конец связи денег с золотом. С этого момента деньги становятся истинно «бумажными». Последние десятилетия отмечены появлением банковских карт, законодательно оформленных финансовых продуктов, которые, как казалось, должны были сделать неактуальным понятие наличных денег [14,с.187-190].

Денежные суррогаты — денежные знаки, не предусмотренные законодательством, которые вводятся отдельными предприятиями или иными организациями, а также гражданами самовольно [2,с.135]. Причина их появления, в основном нехватка официальных денежных знаков. Например, в 1993—1994 гг. в РФ было отмечено введение денежных суррогатов некоторыми предприятиями ввиду их неплатежеспособности, с одной стороны, и необходимостью рассчитываться с работниками предприятий по заработной плате, с другой стороны. Согласно ст. 27 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. выпуск денежных суррогатов на территории РФ запрещается [6,с.98-102].

Относительно новым подходом являются электронные платежные системы (ЭПС), проблемам развития которых в нашей стране был посвящен круглый стол «Электронные платежи в России: проблемы развития и государственного регулирования»  прошедший в Москве 18 декабря 2009 года. Судя по высказываниям его участников, уровень доверия россиян к этой инновации относительно невысок и ограничивается оплатой мобильной связи (20% всего оборота), ЖКХ — 25%, межбанковские услуги — 45% и доступ в Интернет — 10%(см. приложение 1) [20]. Россияне пока что больше доверяют наличности. По данным ЦБ РФ, менее 15 млн. граждан обладают пластиковыми картами и до 90% операций с ними связано с обналичиванием. Это вполне естественно: деятельность ЭПС не имеет четкой законодательной основы.

Эту деятельность в целом можно охарактеризовать как способ учета перемещения реальных денежных средств. Задачей ЭПС является перемещение денежной суммы от плательщика к получателю [6,с.115-117]. В этом процессе принимают участие законодательно оформленные финансовые институты (например, банки), осуществляя взаимодействие с плательщиками, получателями и решая спорные проблемы, возникающие между ними. Никакой самодеятельности не допускается. Реальные средства перемещаются только между финансовыми институтами или внутри них с помощью стандартных транзакций.

В настоящее время появилось много разновидностей ЭПС. Суть их в том, что, как указано на сайте PayPal (он принадлежит компании eBay), услуги ЭПС основаны на существующей финансовой инфраструктуре банковских счетов и кредитных карт и снабжены собственными службами защиты от мошенничества. Таким образом, эти услуги не нуждаются в дополнительном законодательном обосновании, поскольку при этом не создаются финансовые продукты, выступающие как суррогаты денег.

Несколько иная ситуация складывается в России. Проблемы возникают, когда осуществляется попытка эмиссии виртуальных финансовых продуктов. Например, крупнейшая отечественная платежная система WebMoney предлагает клиентам «титульные знаки» — эквиваленты рублей, долларов и т.д., которые используются в качестве финансового инструмента при осуществлении платежей. Другие компании, например, PayCash, предлагают клиентам осуществить предоплату возможных будущих покупок. Ничего удивительного, что подобные услуги вызывают настороженность у потенциальных крупных клиентов: некоторая компания предлагает клиентам отдать ей без оформления договора свои деньги и взамен предлагает «титульные знаки». Есть о чем задуматься!

Почему отечественные платежные системы игнорируют прямой путь формирования собственных финансовых институтов (например, банков) или, как принято за рубежом, не используют существующую финансовую инфраструктуру? С одной стороны, очевидно, что создание финансовых институтов влечет за собой существенный рост налогов и необходимость соблюдения многочисленных инструкций (в частности, ЦБ РФ). С другой стороны, массовый рынок не охвачен финансовой инфраструктурой в должной степени — наличие счета в коммерческом банке является скорее исключением для наших соотечественников.

Проблемы отечественного бизнеса не свидетельствуют об ущербности идеи виртуальных финансовых операций. Мировой рынок ИТ-поддержки перемещения реальных средств и обращения суррогатов денег активно растет. Примером служат массированные многопользовательские онлайновые ролевые игры, такие как проект «Энтропия». Их общий оборот в Internet — более 1 млрд. долл. После прекращения продажи цифровых артефактов (игровых валют) компанией eBay моментально образовалась биржа виртуальных валют Sparter, которая получила поддержку венчурного фонда Bessemer Venture Partners [6,с.139-141]. Это говорит о том, что инвесторы видят неплохую перспективу в развитии финансового рынка для виртуальных валют.

 

3 Направления совершенствования механизма функционирования денежного рынка в России

3.1 Государственное  регулирование денежного рынка  в РФ

 

Важную роль в развитии институциональной среды выполняет государство. Это уникальный субъект, участвующий в создании и развитии банковского сектора, инфраструктуры денежного рынка, формирующий законодательные «правила игры» между участниками рынка, регулирующий институты и организации, действующие на рынке, в первую очередь банковскую систему, проводящий надлежащий контроль и надзор за деятельностью субъектов и посредников рынка. Государство выступает как агент на финансовых рынках, участвует в рыночных операциях, принимает решения, влияющие на конъюнктуру денежного рынка, регулирует денежный спрос и предложение. Государство регулирует денежную массу и банковскую ликвидность через разработку и реализацию денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование воздействует на функционирование денежного рынка через достижение намеченных целей, включая разнообразные инструменты воздействия.

Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Его статус и значение закреплены законодательно Федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная задача ЦБ – это защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие банковской системы и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы [8,с.165-178].

Тем самым ЦБ стремится обеспечить максимально благоприятные условия для экономического роста, преследует конкретные цели: регулирование темпов роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

ЦБ имеет в своем арсенале ряд инструментов, которые закреплены законодательно. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; эмиссия облигаций от своего имени [12,с.103-119].

Перечисленный инструментарий уже известен в мировой практике, Банк России не изобретает новые виды, но существуют определенные особенности и проблемы в их применении, исходя из специфики российского денежного рынка, экономической среды, особенностей становления и формирования рыночной банковской инфраструктуры. Это накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной политики.

Рассмотрим некоторые из основных методов регулирования.

Объем денежной массы М2 на 1.01.2012 увеличился, по сравнению с аналогичным показателем 2011 г., на 22,3% (в 2011 – на 31,1%) .  в Свою очередь, 1.01.14 объем прироста агрегата М2 увеличился на 14,6% (на 1.01.13 – на 11,9%). Подъем темпов роста денежного агрегата М2 вызван правильными действиями ЦБ по снижению инфляции после кризиса 2008-2009 гг [20].

ЦБ для снижения уровня инфляции регулирует размер денежной массы. Это регулирование может осуществляться посредством изменения ставки рефинансирования, операций на открытом рынке и изменении нормы обязательных резервов.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций [2,с.687]. Выступая в качестве кредитора последней инстанции, Банк России обеспечивает ликвидность банковской системы.

Ставка рефинансирования оказывает существенное влияние на отечественную экономику через сигнальный эффект:

    1. служит ориентиром для процентных ставок по банковским кредитам частному сектору;
    2. влияет на процентные ставки по банковским депозитам.

Банковская система рефинансируется в основном через операции с валютой, основной источник рублевой эмиссии – это продажа валюты. Кроме того, число механизмов рефинансирования ограничено узким кругом инструментов, принимаемых в залог. Банк России пытается разнообразить механизмы рефинансирования через предложение рынку аукционов по рефинансированию (в виде аукционов РЕПО на один день, «валютный своп», кредиты «овернайт»), был расширен перечень активов, принимаемых Банком России в обеспечение по кредитам ЦБ РФ и операциям прямого РЕПО. Со стороны ЦБ РФ это была попытка приучить рынок к пониманию процентной ставки. Так как операции проводятся, то можно предположить, что процентная ставка начинает постепенно работать.

ЦБ РФ может использовать дифференцированную ставку рефинансирования для оживления кредитования реального сектора экономики, развития рыночной инфраструктуры. Этот способ оживит ценовой механизм рефинансирования для целей инвестирования экономики. Причем данная мера должна быть направлена на поддержку средних по размерам банков и контролем Банка России за выполнением условий, обеспечивающих дифференциацию ставки рефинансирования.

В России ставка рефинансирования неоднократно менялась. В периоды кризисов и высокой инфляции она повышалась, в годы экономического роста и укрепления банковского сектора она понижалась. Изменения ставки рефинансирования показаны в приложении 2.  В 2009-2012 гг. мы видим рост ставки рефинансирования с целью сдерживания инфляции. В последние 2 года изменений в показателе не наблюдается [20].

Информация о работе Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке